[an error occurred while processing this directive]

SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

АйТи

Тагир Яппаров: Непоследовательность и непрозрачность «Электронной России» — это «болезнь роста»

Тагир Яппаров 
В интервью CNews.ru Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний АйТи, поделился своим видением ключевых тенденций 2002 года на ИТ-рынке. В ходе беседы обсуждаются особенности отечественной индустрии ИТ, степень влияния кризиса на мировом рынке на российский высокотехнологичный бизнес. Тагир Яппаров рассказывает об итогах деятельности АйТи в 2002 году и об основных задачах компании в году наступившем.

CNews.ru: Какие события на рынке информационных технологий в 2002 году, на ваш взгляд, имели наибольшее значение для развития отрасли?

Тагир Яппаров: Событием глобального масштаба можно считать кризис, переживаемый мировой ИТ-индустрией. Этот кризис заставил как производителей, так и потребителей пересмотреть свои взгляды на перспективы дальнейшего развития ИТ. В результате такого переосмысления произошло смещение приоритетов в сторону тех направлений, которые обеспечивают, прежде всего, наиболее эффективное использование уже существующих информационных систем, более рациональный подход к выбору новых ИТ-решений и оптимизацию расходов на ИТ.

Что касается России и стран СНГ, то здесь последствия ИТ-кризиса сказались в гораздо меньшей степени. Прежде всего потому, что достаточно поздний старт массовой информатизации оставил еще слишком много пробелов в реализации жизненно-необходимых для бизнеса ИТ-решений. Однако тенденции западного рынка тоже сыграли свою роль в формировании все более прагматичного отношения к ИТ со стороны наших заказчиков.

Событием более локального, но, тем не менее, очень важного порядка можно считать первые шаги российского правительства, направленные на разработку государственной политики в области ИТ. В качестве примеров можно назвать и столь горячо обсуждаемую «Электронную Россию», и программы ИТ-развития отдельных регионов, и целый ряд проектов, ориентированных на потребности федеральных ведомств. Помимо притока серьезных средств в отечественную ИТ-индустрию, эти действия государства, безусловно, несут в себе сильную пропагандистскую «идеологическую» составляющую, направленную на более активное распространение информационных технологий в нашей стране.

CNews.ru: Столкнулись ли вы с какими-нибудь неожиданностями на рынке в 2002 году? Что по вашему мнению стало наиболее значимым разочарованием года на рынке ИТ России?

Тагир Яппаров: Я бы предпочел говорить не о неожиданностях, а об изначально завышенных ожиданиях, связанных с ходом реализации программы «Электронная Россия». Вместе с тем, следует иметь в виду, что некоторая непоследовательность и непрозрачность принимаемых в этой области решений объясняется, прежде всего, «болезнью роста». Несмотря на определенные трудности, возникшие на первом этапе реализации «Электронной России», надо признать, что появление целевой государственной программы является огромным шагом вперед.

Бесспорными достоинствами «ЭР» является то, что она во-первых, коренным образом повлияла на отношение власти в целом и конкретных ведомств в частности к информационным технологиям и возможности их использования для повышения эффективности управления. Во-вторых, поставила вопрос о необходимости формирования национальной политики в области высоких технологий. И, в-третьих, стимулировала регионы и ведомства к разработке собственных целевых программ, которые нередко развиваются более последовательно и успешно, нежели центральные.

Кроме того, как показывает международная практика, такие программы во многом способствуют изменению характера взаимоотношений между государством и обществом. Под их влиянием на всех уровнях государственной иерархии происходит пересмотр взглядов не только на информационные технологии, но и на подходы к управлению.

CNews.ru: Какие направления рынка ИТ будут развиваться наиболее стремительно в 2003 году? Какова ваша оценка перспектив развития таких инноваций как системы цифровой наличности, ЭЦП?

Тагир Яппаров: Самая высокая динамика развития в ближайшие годы «грозит» рынку ИТ-сервисов, т.е тех направлений, которые как раз и позволяют заказчику максимально эффективно делать инвестиции в ИТ, снизить риск необоснованных затрат в этой области и очень четко «настроить» информационную систему на решение своих реальных задач и проблем.

Как и прежде будет активно расти рынок бизнес-приложений и аналитических систем поддержки управления, причем уже не только за счет крупнейших представителей нашей экономики, но и за счет предприятий среднего бизнеса.

И, наконец, информатизация госсектора, безусловно, даст новый импульс для решений по созданию информационной инфраструктуры, а также для специализированных приложений, в числе которых и электронная цифровая подпись.

CNews.ru: Традиционно, говоря о развитии любого отечественного рынка, в том числе и рынка ИТ, говорят о каком-то особом российском пути. Ваш опыт работы в 2002 году подтверждает это мнение? Если да, то в чем конкретно это выражается?

Тагир Яппаров: Было бы неверно делать какие-либо серьезные выводы и прогнозы в отношении пути развития любого рынка на основании показателей какого-то одного года. Компания АйТи, начинала свой бизнес в области системной интеграции более 12 лет назад, когда российский ИТ-рынок только формировался. Это дает нам возможность обоснованно утверждать, ИТ-рынок России имеет свои особенности.

Во-первых, это определенное «запаздывание» процесса информатизации по сравнению с другими развитыми странами. Несмотря на то, что любое отставание несет в себе негативную окраску, в данном случае оно дает нашим заказчикам определенные преимущества перед зарубежными коллегами, связанные с возможностью выбора апробированных и уже доказавших свою эффективность на практике IT-решений.

Кроме того, в России, в отличие от Запада, не стоит с такой остротой проблема унаследованных систем. Как правило, выбирая современные ИТ-решения, отечественные заказчики либо создают их практически с «нуля», либо отказываются от того, что уже не жалко — морально устаревших ИС, введенных в эксплуатацию еще во времена СССР.

В то же самое время у нас отсутствует привычка активно использовать профессиональный сервис (и, соответственно, платить за него). В применении к ИТ это очень часто оборачивается необоснованно высокими вложениями в информатизацию и существенным снижением того эффекта, который могли бы принести грамотно построенные информационные системы.

Следующим отличием, которое хотелось бы отметить является то, что российский ИТ-рынок вторичен в области разработки новых технологий — системные интеграторы, работающие на нем, предлагают в основном решения зарубежных производителей. Исключением являются, пожалуй, лишь разработки программных комплексов, максимально ориентированных на специфику российского законодательства и отраслевых стандартов.

И, наконец, широкая территориальная распределенность многих предприятий (холдингов) и неоднородность уровня развития ИТ в регионах, что автоматически повышает уровень сложности и масштабность практически любого ИТ-решения, реализуемого для крупной корпоративной структуры, а также требования к системному интегратору.

Компания АйТи строит свой бизнес с учетом всех вышеперечисленных особенностей, что позволяет нам не только быть в курсе новых тенденций международного рынка, но и своевременно реагировать на изменение потребностей отечественных заказчиков.

CNews.ru: Какова, на ваш взгляд, реальная потребность бизнеса в использовании новых технологий? Согласны ли вы с мнением, что компаниям, использующим ИТ, еще необходимо некоторое время для того, чтобы переварить те наработки, которые были предложены поставщиками несколько лет назад? Может быть именно поэтому в западных странах возник кризис в ИТ-сфере?

Тагир Яппаров: Сегодня мы являемся свидетелями того, как в условиях жесткой внутренней и внешней конкуренции, диктующей свои правила во всех сферах бизнеса и народного хозяйства, информационные технологии (при грамотном их использовании) становятся одним из тех немногих действенных средств, которые обеспечивают достижение ключевых преимуществ для отечественных предприятий и организаций.

Поэтому времени для долгого «переваривания» наработок, по сути дела, нет — их необходимо как можно быстрее «заставить» работать на бизнес предприятия.

CNews.ru: Как вы оцениваете структуру спроса на ИТ в 2002 году в России в разрезе государство/корпоративный сектор/частный сектор? Насколько нормально такое положение дел в сравнении с другими странами?

Тагир Яппаров: В минувшем году я бы оценил распределение ИТ-потребления в финансовом выражении (речь идет не о спросе, а именно об ИТ-потреблении) между этими секторами в соотношении 35/45/20. По сравнению с другими развитыми странами в России сохраняется гораздо меньшая доля ИТ-потребления в частном секторе, что вполне понятно, учитывая еще достаточно низкую покупательную способность населения. В то же время в качестве наиболее значимых тенденций последних 2-3 лет можно отметить рост ИТ-потребления госорганами, причем речь идет не только о количественном, но и качественном росте — от инфраструктурных элементов к системным решениям.

CNews.ru: Расскажите о результатах работы команды АйТи в 2002 году? Какие задачи стоят перед компанией в 2003 году?

Тагир Яппаров: Прошедший год стал годом динамичного развития нашей компании. По нашем оценкам, в 2002 финансовом году (а он в АйТи заканчивается 31 марта 2003 г.) динамика роста бизнеса составит порядка 30-35%. Для проектного бизнеса, который составляет основу деятельности АйТи — это очень серьезный показатель роста.

Если говорить сухим языком цифр, то в календарном 2002 г. мы достигли объема продаж в 47 млн. долл., что на 30,5% выше аналогичного показателя 2001 календарного года.

«Локомотивами» роста — наиболее быстро развивающимися направлениями — стали наша ERP-практика, интеграция сетевых и телекоммуникационных систем, обучение и целый ряд других ИТ-сервисов.

На 2003 г. мы ставим перед собой не менее амбициозные задачи связанные с развитием новых технологических направлений, в области инфраструктурных решений и с пополнением нашего портфеля систем автоматизации бизнес-процессов. Кроме того, мы планируем увеличение числа сервисов, предлагаемых АйТи, за счет консалтинга, поддержки решений и аутсорсинга. Большие планы и по расширению нашей региональной инфраструктуры. На сегодня АйТи, пожалуй, единственный интегратор, имеющий сеть региональных представительств во всех федеральных округах России. Наша цель на 2003 г. — довести число региональных представительств в России и СНГ до 20.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS