[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Мировой рынок ПК: Итоги 2005

Мировой рынок ПК, вопреки ряду пессимистичных прогнозов, вырос в 2005 г. на 15,3 %. Наиболее динамичный рост продолжают продемонстрировать Юго-восточная Азия и Латинская Америка. Самым большим по объему рынком впервые становится регион ЕМЕА.

Gartner отмечает, что не самая благоприятная внешнеэкономическая ситуация, вопреки прогнозам экспертов, пока не сильно влияет на поставки ПК в мире. Причиной сохраняющегося спроса на эту технику остается тенденция замены устаревающих систем. По мере ожесточения ценовых войн вендоров не сокращается и приток новых пользователей дешевых моделей. В принципе замедление экономического развития, которое наблюдается в мире в целом, должно рано или поздно привести к снижению спроса на ПК, однако пока данные продаж выглядят оптимистично.

Мировой рынок ПК по итогам 2005 г. вырос на 15,3 %. Наибольший рост продемонстрировали регионы Юго-восточной Азии и Латинской Америки (по 26 %). Самым большим рынком по объему впервые становится регион ЕМЕА, обошедший США (33,2 % и 30,7 % соответственно).

Мировые поставки ПК, 2005 (предварительные данные, тыс. шт.)

Регион

Поставки 2005

Рыночная доля 2005 (%)

Поставки 2004

Рыночная доля 2004 (%)

Рост 2005/2004 (%)

EMEA

72 649

33,2

62 014

32,7

17,1

США

67 153

30,7

62 443

32,9

7,5

Юго-восточная Азия

42 777

19,6

33 947

17,9

26

Латинская Америка

14 711

6,7

11 671

6,2

26

Япония

14 662

6,7

13 635

7,2

7,5

Канада

6 583

3

5 829

3,1

12,9

Всего

218 533

100

189 539

100

15,3

Данные включают: поставки настольных и мобильных ПК, серверов X86

Источник: Gartner Dataques t, 2006

При росте мирового рынка ПК в 2005 г. на 15,3 %, поставщик №1 — Dell — продолжает демонстрировать опережающие темпы — 18,6 %. Вместе с тем, позиции вендора начали несколько ослабевать, особенно во втором полугодии. В любом случае, по итогам года за Dell сохраняется первое место по поставкам и 16,8 % рынка.

Феноменальные показатели роста — 58,1 % — продемонстрировал за тот же период Acer, в первую очередь за счет продаж мобильных систем. Рыночная доля компании увеличилась до 4,6 %. Lenovo, со своей стороны, успешно развивает доставшийся от IBM компьютерный бизнес, удерживая за собой 6,9 %.

Поставки ПК в мире, 2005 (предварительные данные, тыс. шт.)

Компания

Поставки 2005

Рыночная доля 2005 (%)

Поставки 2004

Рыночная доля 2004 (%)

Рост 2005/2004 (%)

Dell

36764

16,8

31 009

16,4

18,6

Hewlett-Packard

31 792

14,5

27 623

14,6

15,1

Lenovo

15 054

6,9

12 937

6,8

16,4

Acer

10 154

4,6

6 425

3,4

58,1

Fujitsu/Fujitsu Siemens

8 326

3,8

7 144

3,8

16,5

Другие

116 443

53,3

104 401

55,1

11,5

Всего

218 533

100

189 539

100

15,3

Данные включают: поставки настольных и мобильных ПК, серверов X86

Источник: Gartner Dataques t, 2006

Глеб Мишин, главный представитель компании Acer в России и Казахстане:

Глеб Мишин

Acer традиционно уделял большое внимание региону EMEA, именно с EMEA связано восхождение Acer «на вершину», именно из EMEA началась мировая экспансия обновленного Acer. Отрадно отметить, что Россия играет все возрастающую роль в EMEA. Согласно прогнозам ведущих аналитических агентств ИТ рынок России войдет в 5ку крупнейших в Европе к 2010 году. Что касается Результатов Acer в России, то уже сейчас Acer производит для России/СНГ больше мониторов, чем для любой другой страны Европы, а уровень потребления ноутбуков Acer в России уступает лишь Великобритании, Германии, Италии и Франции.

Результаты 4 кв. 2005 г. в региональном разрезе подтвердили, что корпоративный рынок США уже прошел пик стадии замещения устаревшей техники. Спрос со стороны как СМБ, так и крупных корпораций на компьютеры (особенно настольные) был умеренным. Напротив, устойчиво высокий спрос сохранялся в Китае, Южной Корее и Индии. В Латинской Америке поставки настольных систем увеличились в 4 кв. на 20 %, а поставки ноутбуков — на 51 %. При этом потребительский рынок ПК вырос на 25 %, а рост потребительского сегмента мобильных систем составил 112 %.

«Звезда» ЕМЕА взошла

2005 г. на рынке ПК, безусловно, стал годом Европы, Ближнего Востока и Африки. Объем рынка ЕМЕА, впервые обошедшего по этому показателю США, оценивается Gartner в 72,6 млн. шт. (против 67,2 млн. шт. в США). Наиболее активные продажи продемонстрировал здесь 4 квартал, когда в ЕМЕА было поставлено 20 млн. ПК — на 17,2 % больше, чем за аналогичный период 2004 г. Хорошие показатели продаж отмечались в потребительском секторе, и особенно — по поставкам мобильных ПК.

Корпоративный рынок ПК в ЕМЕА рос более медленно, однако оживился к концу года. В 4 квартале только одному НР удалось продать более 3 млн. ПК. Результаты Lenovo оказались менее успешны (-7 % в том же 4 кв.) из-за «провисания» в потребительском сегменте, а также из-за слабого позиционирования настольных систем. Напротив, NEC укрепил свои позиции (вытеснив Lenovo из Топ5), успешно развивая в Европе каналы дистрибуции.

Поставки ПК в EMEA, 2005 (предварительные данные, тыс. шт.)

Компания

Поставки 2005

Рыночная доля 2005 (%)

Поставки 2004

Рыночная доля 2004 (%)

Рост 2005/2004 (%)

Hewlett-Packard

11 536

15,9

9 966

16,1

15,7

Dell Inc.

8 453

11,6

6 584

10,6

28,4

Acer

6523

9

4 359

7

49,7

Fujitsu/Fujitsu Siemens

5 383

7,4

4 230

6,8

27,3

NEC

2 816

3,9

1 904

3,1

47,9

Другие

37 937

52,2

34 971

56,4

8,5

Всего

72 649

100

62 014

100

17,1

Данные включают: поставки настольных, мобильных ПК и серверов X32/64

Источник: Gartner Dataquest, 2006

Торможение переносится на 2006 г.

Как бы то ни было, аналитики предрекают рынку ПК нелегкие времена, обращая внимание на тот факт, что это рынок высокостандартизованного оборудования с крайне низкой маржой. Как известно, многие ведущие поставщики ПК оперируют на уровне маржи, близкой к нулю, начиная уже с 2001 г. По прогнозам и Gartner, и IDC, поставки ПК будут расти в 2006-2009 гг. на 8 % ежегодно, однако доходы вендоров существенно увеличиваться не будут. Рост индустрии будут стимулировать сектор мобильных ПК, и в целом — развивающиеся рынки.

При этом главной проблемой вендоров сегодня является то, что они не могут дифференцировать свою продукцию по какому-то иному принципу, кроме цены. В то же время усовершенствования аппаратных платформ и рост производительности ПК часто опережают требования со стороны массовых софтверных приложений, позволяя пользователям покупать более дешевые модели все более младшего класса из линеек поставщиков.

Цены на базовый настольный ПК достигли в 2005 г. небывало низкого уровня. HP и Dell часто проводят акции, предлагая компьютеры начального класса по ценам 200-300 долл. Ценовые войны последних лет заставляют поставщиков искать любые способы экономии и в том числе — уповать на поддержку гигантов мировой индустрии ИТ — Microsoft и Intel. Хотя доходы этих компаний с одного проданного ПК остаются в последние годы стабильными, тем не менее, они активно включаются во внедрение инноваций в целях расширения рынка и увеличения прибыльности бизнеса по продаже ПК в целом. Хотя пока поставщикам настольных систем очень не на руку промедление Microsoft с представлением новой операционной системы Vista. Не говоря уже о смещении фокуса Intel на конкурентную борьбу с AMD.

По ожиданиям Gartner, в 2006 г. будет продано 234,5 млн. ПК, т.е. на 10,7 % больше, чем в 2005 г. (218 млн.). Для сравнения, показатель роста в 2005 г. на этом рынке составлял 15,3 %. Это позволяет аналитикам говорить о намечающейся стагнации, в первую очередь в сегменте настольных систем. Предполагается, что процесс замены устаревшей техники с этого момента несколько затормозится. Особенно заметен будет «провал» на развитых рынках, где в последние годы активно растут продажи ноутбуков. Ожидается, что сегмент мобильных ПК пока будет сохранять текущие темпы роста поставок.

В цифрах эти прогнозы оформлены следующим образом. Мировые продажи настольных ПК вырастут в 2006 г. на 1,9 %. В то время как на развитых рынках (США и Западная Европа) спад составит 8,6 %, на развивающихся же рынках поставки увеличатся на 19,5 %. Продажи ноутбуков вырастут в 2006 г. на 31,4 %. При этом рост на развитых рынках составит 22,1 %. и 38,7 % продемонстрируют страны с развивающейся экономикой.

Похожи по пессимистичности и прогнозы IDC. Темпы роста мирового рынка ПК снизятся в 2006 году до 10,5 % — на 5,3 % по сравнению с оценками этого года, 15,8 %. Причину эксперты видят в замедлении темпов экономического роста в целом, а также в том, что цикл замены парка ПК идет на спад. В то же время, за счет популярности недорогих машин и ноутбуков темпы роста данного рынка в 2006 году все равно превысят 10 %. Ранее аналитики IDC прогнозировали еще более низкий показатель роста на следующий год — 9,1 %, однако недавно пересмотрели его в большую сторону, учитывая подъем рынка ПК в целом, особенно в сегменте портативных устройств (во всех регионах, кроме Японии). Была повышена оценка роста и для 4-го квартала этого года — с 12,6 % до 15 %.

Динамика поставок ПК в США и во всем мире, рост в 2002–2006 гг. 

Регион

2002 

2003 

2004 

2005*

2006*

Объем поставок в США (млн. шт.)

Потребительский сектор

17,1

20,0

21,8

23,4

25,6

Корпоративный сектор

30,5

32,7

36,5

40,6

43,8

Всего

47,6

52,7

58,3

64,2

69,5

Объем поставок во всем мире (млн. шт.)

Потребительский сектор

49,9

56,6

64,3

77,5

86,0

Корпоративный сектор

88,8

99

115,1

130,2

143,5

Всего

138,7

155,6

179,4

207,7

229,5

Рост поставок в США (%)   

Потребительский сектор

 

17,3 %

8,9 %

8,2 %

8,7 %

Корпоративный сектор

 

7,2 %

11,7 %

11,2 %

8,1 %

Всего

 

10,8 %

10,6 %

10,1 %

8,3 %

Рост поставок во всем мире (%)

Потребительский сектор

 

13,4 %

13,6 %

20,5 %

11 %

Корпоративный сектор

 

11,4 %

16,3 %

13,1 %

10,2 %

Всего

 

12,1 %

15,3 %

15,8 %

10,5 %

*Прогнозные оценки

Источник: IDC, 2005 

Согласно пересмотренному прогнозу IDC, 2006 год станет четвертым подряд периодом роста поставок на рынке ПК (в количественном выражении), превышающим 10 %. Совокупные темпы годового роста (CAGR) на период с 2005 по 2009 годы составят 9,4 %. Как ожидается, объем поставок ПК в 2009 году превысит планку в 300 млн. единиц, что в денежном выражении составит $ 250 млрд.

В США росту рынка ПК будет способствовать спрос на портативные компьютеры и машины для корпоративного сектора. Негативные факторы, которые могут ослабить спрос — ущерб от недавних ураганов и повышение цен на нефть. Количественный объем поставок ПК в этом году в США составит 64.2 млн. устройств, а в 2006 году вырастет до 69,5 млн. единиц.

В Западной Европе на рост компьютерного рынка негативно влияет ухудшение экономической ситуации в целом и замедление процесса замены ПК в корпоративном секторе. В Японии рынок ПК показал положительные результаты в последних кварталах этого года, однако такие факторы, как повышение цен на нефть и сокращение расходов в корпоративном секторе, могут негативно сказаться на прогнозных оценках 2006 года. Рынки азиатско-тихоокеанского региона, полагают в IDC, могут быть подвержены таким рискам, как угроза птичьего гриппа и замедление китайской экономики.

CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS