tev
[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Мировой интернет на гребне онлайнового видео и контекстной рекламы

Мировой интернет на гребне онлайнового видео и контекстной рекламыГлобальная Сеть в 2006 г. переживала что-то вроде очередного бума, переходя, похоже, на новую ступень развития. Расцвет онлайнового видео и социальных сетей, резкое увеличение капитализации интернет-бизнесов и объема рынка контекстной рекламы. Онлайн все больше участвует в оффлайновой деятельности, стимулируя инвестиции в развитие новых платформ и выход на интернет-поле ИТ-гигантов вроде Microsoft.

1. Покупка YouTube на фоне бума онлайнового видео

9 октября 2006 г. представители Google и YouTube подтвердили, что покупка видео-сервиса за $1,65 млрд — свершившийся факт. Все юридические формальности по этой сделке были завершены в I4 кв. 2006 г. Сайт YouTube по праву можно называть одним из культурных феноменов интернета. Еще до момента покупки он вышел на лидирующие позиции на рынке онлайнового видео. Ежедневно с него загружалось около 100 млн видеоклипов.

За несколько месяцев до оглашения сделки стало известно, что бизнес ищет покупателя. В финансовых кругах появилась инсайдерская информация, что за право купить YouTube борются Yahoo, Google и несколько других компаний. В результате торгов победил поисковый гигант.

Google и YouTube входят в число главных генераторов трафика в интернете, причем YouTube лидирует здесь с большим отрывом. По некоторым исследованиям, в сетях избранных американских интернет-провайдеров видеоклипы YouTube составляют до 50% всего интернет-трафика. Покупка YouTube стала самым дорогим приобретением в истории компании Google.

2. MySpace выходит на первое место в американском интернете

Вот уже около десяти лет самым посещаемым сайтом в интернете является портал Yahoo. Так было до лета 2006 г., когда произошло знаковое событие. Служба Hitwise опубликовала статистику посещаемости сайтов за 2-8 июля 2006 г. Согласно опубликованным цифрам, на первое место по популярности среди американских пользователей впервые в истории вышел сайт MySpace. Он получил 4,46% всего американского трафика. Это больше, чем у почтовой службы Yahoo (4,42%), портала Yahoo (4,25%) и сайта Google (3,89%).

Как несложно догадаться, понятие лидерства MySpace относительно, потому что посещаемость различных сайтов Yahoo подсчитывалась отдельно друг от друга. Если же их суммировать, то Yahoo, конечно же, останется на первом месте почти с двукратным перевесом. Собственно, компания тут же выступила с официальным заявлением о некорректности такой статистики.

Однако, выход социальной сети MySpace на первое место по посещаемости в интернете, пусть даже с оговорками, все равно является знаковым событием. Чтобы осознать его, можно поднять исторические данные с аналогичной статистикой от Hitwise. Например, ровно за два года до этого, в июле 2004 г., на MySpace приходилось всего 0,1% трафика американских пользователей. В абсолютных цифрах рост посещаемости MySpace составил 132% за год и 4300% — за два года. Это наглядное подтверждение всплеска интереса к социальным сетям в 2006 г.

3. Продление контракта с ICANN

В августе 2006 г. американское правительство в лице Департамента коммерции снова продлило контракт с ICANN. Таким образом, надежды мирового сообщества на установление международного контроля над интернетом оказались напрасными. Новый контракт формально действует всего один год, но США имеют право его продления в течение пяти лет до 2011 г.

В данный момент американское правительство контролирует корневые серверы DNS и всю систему регистрации доменных имен в интернете через Департамент коммерции США, некоммерческую интернет-корпорацию по назначению имен и нумерации (ICANN) и компанию VeriSign. Корпорация ICANN осуществляет контроль над распределением доменных имен на международном уровне, а VeriSign имеет жесткий контракт с ICANN. Никакие важные изменения в системе доменных имен не могут быть внесены без согласования с Департаментом коммерции.

Представители мирового сообщества давно обращались к американским властям с предложением добровольно отказаться от контроля над глобальной Сетью. Это американское изобретение де-факто уже стало мировым достоянием. Интернет сейчас играет все более важную роль в мировой коммерции, глобальных коммуникациях, в организации общественной жизни и даже личной жизни сотен миллионов людей по всему миру. Однако правительство США считает, что мировое сообщество пока не готово принять на себя такую большую ответственность.

Приватизация ICANN откладывается не первый раз. Эта организация была основана в 1998 г. и сразу начала действовать под присмотром Департамента коммерции США. Изначально планировалось, что в 2000 г. этот присмотр будет упразднен, но при наступлении окончательного срока чиновники решили иначе. Та же самая история повторилась в 2002, 2004 и 2006 гг.

4. Компания Google опередила IBM по капитализации

21 ноября 2006 г. курс акций Google достиг рекордного уровня в $510. Напомним, что при IPO в августе 2004 г. их курс составлял всего $85. Спустя несколько месяцев он удвоился, а в ноябре 2006 г. рыночная капитализация Google выросла до рекордных $156 млрд. Таким образом, капитализация Google превысила капитализацию IBM, и компания вышла на второе место в списке крупнейших ИT-компаний мира, уступая только Microsoft. Правда, это отставание довольно значительное: рыночная капитализация Microsoft в тот же день составила $294 млрд.

Компания Google ведет себя так, словно не намерена останавливаться в развитии. За два года она увеличила количество сотрудников в четыре раза до 9000 человек и продолжает набирать в штат по 100 человек в неделю. За год HR-отдел обработал более миллиона резюме.

5. Задержка «Панамы»

18 июля 2006 г. исполнительный директор компании Yahoo Терри Семел (Terry Semel) объявил, что новая рекламная платформа Panama появится как минимум на три месяца на позже, чем обещалось. Сдвиг сроков объясняется «непредвиденными сложностями», из-за которых система не успевает пройти запланированные тесты. Эта новость вызвала ошеломительное падение акций компании Yahoo. Падение на 15% за день случается очень редко, это довольно серьезное потрясение для рынка.

Причина в том в том, что значительную долю своей прибыли компания Yahoo получает от контекстной рекламы. На этом чрезвычайно конкурентном рынке она ведет борьбу с Google и Microsoft, поэтому задержка «Панамы» была воспринята так болезненно.

Кроме того, это уже была далеко не первая задержка «Панамы» — проект за несколько лет превратился в настоящий долгострой. Все началось с того, что в 2002 г. компания Yahoo не захотела купить стартап Google за $5 млрд. и решила создать свой поисковый движок (для этого был куплен поисковик Inktomi) и свою рекламную платформу (для этого была куплена компания Overture, в то время мировой лидер на рынке контекстной рекламы). Внедрение купленных технологий продолжается до сих пор, тогда как компания Google уже захватила большую часть рынка контекстной рекламы и продолжает наращивать свое влияние, а стоимость компании на волне бума контекстной рекламы выросла с $5 млрд до $150 млрд.

Инвесторы долго ждали, когда же проект «Панама» будет завершен, и предрекали, что переломным должен стать 2006 год. Все к этому и шло, но очередная задержка «Панамы» стала слишком большим разочарованием для рынка, вот почему акции так резко упали.

6. Запрет азартных игр в интернете

13 октября 2006 г. президент Буш подписал закон Internet Gambling Enforcement Act, который поставил крест на азартных играх в интернете на территории Америки. Начиная с февраля, документ прошел все комитеты и был принят обеими палатами парламента — все прошло так быстро, несмотря на то, что в предыдущие годы неоднократные попытки принять аналогичный закон всегда оканчивались неудачей.

Internet Gambling Enforcement Act запрещает банкам, а также эмитентам кредитных карт осуществлять платежи в пользу веб-сайтов, которые занимаются азартными играми, в том числе в пользу букмекерских контор и покерных сайтов. Правительство также оставляет за собой право давления на интернет-провайдеров с целью блокирования трафика таких сайтов. Это мощный удар по мировой индустрии азартных игр. Половину ее годового оборота в $12 млрд до сих пор обеспечивали именно американские игроки. По новому закону единственной отдушиной для азартных американцев останутся лошадиные скачки и лотереи, на которые запрет не распространяется. Многие американские компании начали срочно переводить капитал в Великобританию, которая в свое время была первой крупной западной страной, которая полностью легализовала букмекерский бизнес. Он остается там полностью легальным до сих пор.

Удивительно, но эта инициатива американских законодателей получила свое продолжение в России, где тоже приняли закон о запрете азартных игр в интернете, а также почти на всей территории страны. Единственное отличие в том, что в последний момент российские законодатели все-таки легализовали букмекерские конторы в интернете. Однако, некоторая неясность в тексте закона осталось, и поэтому некоторые платежные системы, в том числе «Яндекс.Деньги», с 1 января 2007 г. запретили денежные переводы в пользу веб-сайтов, которые занимаются азартными играми, в том числе в пользу букмекерских контор — в точности, как это запрещено в США.

7. Онлайновый офис от Google

10 октября 2006 г. компания Google выпустила бета-версию комплекта офисных программ под названием Google Docs & Spreadsheets. В этот комплект включены те программы, которые раньше выпускались по отдельности, а именно текстовый редактор Writely (аналог MS Word) и электронные таблицы Spreadsheets (аналог MS Excel). Теперь же они вышли в рамках единого комплекта программ (аналог MS Office). Кроме того, в офисный комплект Google уже давно входят почтовая программа Gmail и ежедневник Google Calendar (аналог Outlook). Готовится к выпуску программа для составления презентаций в онлайне.

Выпуск бесплатных онлайновых офисных программ от Google — явно целенаправленный удар по позициям Microsoft, у которой «офисное» подразделение (Microsoft Business Division) является самым прибыльным в компании, заметно опережая все остальные подразделения. Одно «офисное» подразделение зарабатывает больше, чем компания Google. Например, в 4 кв. 2006 г. подразделение Microsoft Business Division получило чистой прибыли $2,17 млрд при доходе в $3,5 млрд, а компания Google в том же 4 кв. получила прибыль $931 млн при доходе $3,21 млрд. Таким образом, комплект офисных программ — это основа финансового благополучия Microsoft.

Выпуском Google Docs компания Google пытается обратить на себя внимание конкурента, заставить его защищаться. Если получится, то это уже будет большая победа, потому что в таком случае Microsoft может отвлечься от своего поискового движка Live.com, работа над которым в самом разгаре, и рынка контекстной рекламы, который, в свою очередь, является основой финансового благополучия Google.

8. Выход Microsoft Zune

14 ноября 2006 г. в американских магазинах появился новый мультимедийный плеер  Microsoft Zune. Это не просто плеер, а часть большой платформы, куда входят интернет-магазин по продаже музыки и специальное программное обеспечение для работы с плеером и магазином. Впервые такую платформу «три-в-одном» пять лет назад представила компания Apple. Она выпустила плеер iPod, интернет-магазин и одноименную программу iTunes. Концепция оказалась чрезвычайно успешной.

С появлением плееров Zune компания Microsoft предложила потребителям точно такую же платформу «три-в-одном». Сходство дополняется тем, что цена плееров ($250) и стоимость музыки в музыкальном интернет-магазине (99 центов за песню) тоже будет совершенно одинаковой. Главное преимущество магазина Zune Marketplace — наличие месячного абонемента стоимостью $15 на неограниченное количество контента.

Представители Microsoft, комментируя установление демпинговых цен на уровне конкурента, говорят, что не собираются выйти на прибыльность в ближайшее время. Платформа Zune задумывается как долговременная стратегия на много лет вперед, в которую придется инвестировать сотни миллионов долларов. Мультимедийный плеер — только первое устройство в линейке Zune. Скоро появится смартфон Zune и другие цифровые «игрушки».

По прогнозу Forrester Research, объем онлайнового рынка музыки в течение ближайших пяти лет вырастет примерно в десять раз с €279 млн в 2006 г. до €3,9 млрд в 2011 г., в то время как продажи музыкальных CD и DVD уменьшатся на 30%.

9. Amazon S3

14 марта 2006 г. компания Amazon открыла платформу распределенного хостинга Amazon S3 (Simple Storage Service), которая отличается чрезвычайно низкими ценами. Так, хранение 1 ГБ данных стоит всего 15 центов в месяц, а 1 ГБ трафика – 20 центов. Особенностью хостинг-сервиса Amazon S3 является то, что доступ к своим данным на серверах Amazon осуществляется исключительно через фирменные API с использованием интерфейсов REST и SOAP. Кроме HTTP, поддерживается протокол BitTorrent. Другими словами, компания Amazon предлагает инфраструктурную платформу хранения данных для веб-сайтов.

Новый хостинговый сервис предназначен в первую очередь для интернет-стартапов, которые теперь могут начать собственный бизнес с минимальными инвестициями в инфраструктуру. Это лишь один из нескольких сервисов Amazon аналогичного направления, которые открыла Amazon в этом году.

10. Хакерский баннер MySpace

Более миллиона компьютеров оказались заражены вирусами через баннер, который крутился на сайте MySpace в июле 2006 г. «Хакерский баннер» эксплуатировал известную уязвимость в Windows Metafile (WMF), чтобы установить на компьютер жертвы программы семейства PurityScan/ClickSpring — это программы класса adware, которые отслеживают поведение пользователя и генерируют рекламные всплывающие окна. Наличие вируса обнаружилось совершенно случайно через неделю после его загрузки на сайт. Информация о заражении каждого компьютера отправлялась на русскоязычный сайт в Турции, где подсчитывалось количество жертв. По данным этого сайта, зараженными оказались 1,07 млн компьютеров.

Анатолий Ализар

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS