Обзор подготовлен

версия для печати
Рынок операторского оборудования растет за счет ШПД

Рынок операторского оборудования растет за счет ШПД

Российский рынок оборудования фиксированной связи разогревал в 2007 году спрос на услуги широкополосного доступа в интернет, в то время как поставщики решений для сотовых сетей третьего поколения ждут начала активного строительства.

Капвложения операторов фиксированной связи растут из-за необходимости развивать услуги широкополосного интернет-доступа — самого «горячего» на сегодня сегмента российского телекоммуникационного рынка. Кроме того, перед «дочками» «Связьинвеста» стоит задача повышения уровня цифровизации сетей, что, очевидно, требует немалых вложений. А стагнирующий рынок оборудования мобильной связи может быть оживлен активными поставками для сетей третьего поколения.

Драйвер третьего поколения

Активные этапы строительства сетей 2G пройдены, и российский рынок оборудования мобильной связи постепенно сокращается в объемах. По данным CNews Analytics, капитальные затраты операторов «большой тройки» в России составляли в 2005 и 2006 годах $3,88 млрд. и $3,16 млрд, соответственно. По итогам 2007 года этот показатель, по предварительным данным, достиг $3 млрд. По итогам 9 месяцев 2007 года инвестиции «большой тройки» в России составили лишь около половины от показателя 2006 года.

Капзатраты «большой тройки» в России, 2005-2007

Капзатраты 'большой тройки' в России, 2005-2007

Источники: CNews Analytics, данные компаний, 2008

Инвестиции в развитие сетей стандарта CDMA оцениваются в полторы-две сотни миллионов долларов в год — на порядок меньше, чем в сети GSM. Так, на 2007-2008 гг. капвложения «Скай Линка» запланированы на уровне $300-400 млн. Проекты в области мобильных сетей WiMAX анонсированы, однако о каких-то реальных результатах не сообщалось. Поэтому говорить о том, что оба этих сегмента — CDMA и WiMAX — могут как-то существенно повлиять на объем российского рынка операторского оборудования, пока не приходится.

Зато сотовые сети третьего поколения вполне могут стать тем драйвером, который оживит сокращающиеся год от года рынок систем мобильной инфраструктуры. Как ожидается, в ближайшие годы в этот сегмент будут инвестированы миллиарды долларов.

К концу 2007 года «большая тройка» окончательно определилась с поставщиками оборудования для сетей 3G в России. МТС будет использовать оборудование Nokia Siemens Networks и Ericsson, «ВымпелКом» — Ericsson и Huawei, а «МегаФон» — Huawei и Nokia Siemens Networks.

Поставщики оборудования для сетей 3G в России

Оператор Вендор
МТС Nokia Siemens, Ericsson
ВымпелКом Ericsson, Huawei
МегаФон Huawei, Nokia Siemens

Источник: CNews Analytics, 2008

Такой выбор не случаен — эти вендоры являются у операторов традиционными поставщиками решений для сетей 2G. Например, в 1-м квартале 2007 года на долю Nokia и Siemens (до объединения их сетевых департаментов) пришлось соответственно по 47% и 27% всех поставок «МегаФона», во 2-м квартале — доля Nokia Siemens Networks составила 77%, в 3-м — 55%. Доля поставок Huawei во 2-м квартале была 12%, а в 3-м выросла до 29%. По итогам 2006 года на Nokia и Siemens пришлось в совокупности 74% всех поставок, а на долю Huawei — 11%.

Основные поставщики «МегаФона», 2006-2007

Основные поставщики 'МегаФона', 2006-2007
* — в 2006 г. и за 1 кв. 2007 приведена совокупная доля Nokia и Siemens

Источники: CNews Analytics, МегаФон, 2008

Неотвратимая цифровизация

Тем временем операторы фиксированной связи продолжали в прошедшем году достаточно активно вкладывать в модернизацию своих проводных сетей. Они, в частности, увеличивали емкость портов, строили новые сети и расширяли их пропускную способность. Кроме того, на рынок фиксированной связи выходят мобильные операторы, стремящиеся в будущем сократить издержки за счет отказа от аренды магистральных каналов.

В целом капвложения «Связьинвеста», который занимает более четверти российского рынка услуг электросвязи, в 2007 году, по предварительным данным, увеличились на 0,8% и составили 38,2 млрд руб. (около $1,5 млрд).

Капвложения «Связьинвеста», 2003-2007

Капвложения 'Связьинвеста', 2003-2007

Источники: CNews Analytics, «Связьинвест» 2008

При этом инвестиции холдинга в новые технологии (интернет и передача данных, IP-телефония, IP TV, ИТ-инфраструктура и пр.) росли так быстро (в 2007 году их доля оценивается на уровне рекордных 36,6%), что Мининформсвязи обеспокоилось сокращением доли вложений в цифровизацию сетей и замедлением ввода номерной емкости.

Инвестиции «Связьинвеста» в развитие новых услуг и ИТ, 2003-2007

Инвестиции 'Связьинвеста' в развитие новых услуг и ИТ, 2003-2007
* — предварительные данные

Источники: CNews Analytics, «Связьинвест» 2008

Регулятор пошел на хитрый шаг — он обязал всех операторов перейти к 2010 году на 10-значные телефонные номера, что невозможно без полной цифровизации. Ответом было значительное увеличение инвестпрограмм МРК. Так, «ЦентрТелеком», уровень цифровизации сетей которого к концу 2007 года составлял 57,7%, объявил, что увеличивает капвложения в 2008 и 2009 году с планируемых ранее 5,6 млрд руб. и 5,4 млрд руб до 6,4 млрд руб. и 10,2 млрд руб. соответственно. ЮТК скорректировала аналогичные показатели с 2,5 млрд руб. и 3,5 млрд руб. до 5,4 млрд руб. и 4,9 млрд руб. соответственно. «Волгателеком», планировавший вложить в 2008 г. 6,4 млрд руб., а в 2009 г. — 5,7 млрд руб., тоже пересматривает инвестпрограмму в сторону увеличения.

Рекордные инвестиции может сделать СЗТ. По некоторым источникам, в 2008 году оператор потратит на развитие инфраструктуры 15,1 млрд руб, из которых примерно половину планируется инвестировать в развитие коммуникаций в Санкт-Петербурге.

Ввод номерной емкости (ГТС, СТС) в МРК «Связьинвеста», 2003-2007

Ввод номерной емкости (ГТС, СТС) в МРК 'Связьинвеста', 2003-2007
* — предварительные данные

Источники: CNews Analytics, «Связьинвест» 2008

Проблема перехода на «цифру» стоит и перед входящей в состав «Комстар-ОТС» МГТС.

По итогам 2007 года уровень цифровизации сети компании составил 54,4%. В общей сложности в рамках реконструкции было введено 608,4 тыс. номеров, и еще 52,4 тыс. новых номеров. К сентябрю 2008 года компания планирует создать опытную зону для тестирования технологии IMS, которая позволит внедрить услуги цифрового качества без замены старых аналоговых АТС, обслуживающих порядка 2 млн московских квартир. С этой целью контролируемая «Комстаром» МГТС установит в квартирах специальные IMS-шлюзы, которые совмещают функции телефона, телевизионной приставки, ADSL-модема и др.

В целом капвложения МГТС в 2007 году, по прогнозам, увеличатся на 3,3% — до 6,8 млрд руб. Ресурс, выделенный компании «Комстар-ОТС» в Московской области, составил 251,5 тыс. номеров.

Продолжали наращивать свою номерную емкость и другие операторы фиксированной связи. Дочерняя структура ТТК — «Санкт-Петербургский Телепорт» — построила и ввела в эксплуатацию внутризоновую сеть с номерной емкостью более 35 тыс. номеров для оказания услуг связи в Ленинградской области. Компания «Арктел» получила по 2 тыс. телефонных номеров в Воронеже, Липецке и Рязани и довела свою общую номерную емкость почти до 184 тысяч городских телефонных номеров. Даже национальный оператор дальней связи «Ростелеком», имеющий в Москве 10 тыс. номеров, решил заняться в столице местной связью для корпоративных клиентов. В целом по итогам 9 месяцев 2007 года, по данным Мининформсвязи, в строй было введено 1,06 млн. номеров городской и 231,1 тыс. номеров сельской телефонной связи.

Широкополосная гонка

Строительство и модернизация сетей широкополосного доступа (ШПД) для многих операторов в 2007 году явилось одним из приоритетных направлений. При этом в развивающихся регионах акцент, в основном, делался на обеспечение базовой услуги доступа в Сеть, а более развитый московский рынок требовал расширения пропускной способности сетей до конечного пользователя, который уже созрел для потребления «тяжелого» контента (например, HD TV).

Анонсированные инвестиции выглядят вполне внушительно. Ожидается, что за период 2007-2010 гг. «Голден Телеком» вложит в развитие сетей ШПД в совокупности $1,3 млрд. При этом на развитие сети и оборудование будет потрачено примерно $400 млн, и около $240 млн — на подключение абонентов. Примерно столько же составят запланированные инвестиции «Голден Телекома» на развитие бизнеса.

Напуганные успехами «дочки» «Голден Телеком» — «Корбины», которая к середине 2007 года смогла существенно увеличить свою долю на рынке столицы, акционеры «Комстар-ОТС» в сентябре 2007 года одобрили программу модернизации московской широкополосной сети. Программа рассчитана на 2008-2009 гг. и предусматривает инвестиции в $100 млн, из которых около 40% будет потрачено на строительство оптоволоконных сетей, а остальное придется на стоимость оборудования и работ. Монтированная емкость сети передачи данных «дочки» «Комстар-ОТС» — компании МГТС — увеличилась на 32% и к концу 2007 года достигла 822 тыс. ADSL-портов.

На рынок розничных клиентов выходит «ТрансТелеКом». До конца 2007 года совет директоров компании должен был рассмотреть стратегию развития компании на 2008-2012 годы, которая предусматривает $1,5 млрд инвестиций в строительство широкополосных сетей в регионах.

Инвестиции в строительство сетей ШПД «Ренова-Медиа» планировалось увеличить 2007 году в три раза — до $300 млн. При этом общий объем инвестиций холдинга на 2007 год, как ожидалось, составит $458 млн, из которых $100 млн будет израсходовано на контент, $158 млн. — на покупку оставшихся акций Moscow CableCom. Входящая в состав «Ренова-Медиа» компания «Комкор-ТВ» планирует инвестиции на развитие сети в 2008 году в размере 4 млрд рублей, что, как ожидается, позволит компании увеличить монтированную емкость вдвое, по сравнению с концом 2007 г. — до 3 млн. московских квартир.

«Система Масс-Медиа» (СММ), в свою очередь, планировала увеличить инвестиции в модернизацию кабельных сетей в 2007 году на 40–60% — до $35-40 млн против $25 млн в 2006 году.

Не отставали в широкополосной гонке и традиционные операторы. Компания «ВолгаТелеком» в 2007 году планировала почти удвоить объем инвестиций в развитие технической базы на организацию доступа в интернет по технологии хDSL (640 млн руб. против 344 млн руб. в 2006 году). ЦентрТелеком планирует вложить до 2012 г. порядка $550 млн., сделав основной акцент на развитие новых услуг, в основном — широкополосного доступа в интернет с помощью различных технологий. Основную часть займа в 50 млн евро «Сибирьтелеком» планировала потратить на организацию около 200 тыс портов хDSL-доступа и расширение сетей IP-телевидения. Программа создания мультисервисной сети «Центрального Телеграфа» рассчитана до 2012 года и предусматривает инвестиции в $150 млн, из которых уже вложено около $90 млн.

Монтированная и задействованная емкость портов xDSL «Связьинвеста», 2003-2007

Монтированная и задействованная емкость портов xDSL 'Связьинвеста', 2003-2007

Источники: CNews Analytics, «Связьинвест» 2008

Магистральные проекты

По данным Мининформсвязи за 9 месяцев 2007 года в России было введено в эксплуатацию 6039,7 км междугородних кабельных линий, что на 48,5% превышает аналогичный показатель за соответствующий период 2006 года. Доходы от транзита трафика и аренды каналов постоянно растут, и этот рынок является на сегодня довольно привлекательным. Операторы магистрального доступа увеличивают инвестиции и спешат занять перспективный сегмент. Так, летом 2007 года «Синтерра» сообщила, что потратит $80 млн на строительство магистральных каналов связи в 50-и субъектах Федерации — 6500 км волоконно-оптических линий. Согласно бизнес-плану компании, капвложения «Синтерры» в 2007 году составят 2 990 млн руб., что более чем в 3,4 раза превышает аналогичный показатель за 2006 год.

Компания «Радионет» в 2007-2008 гг. планирует направить более 1,5 млрд руб. в строительство собственной мультисервисной сети на территории Московской области. Как ожидается, в ближайшей перспективе транспортная сеть ROSWEB с высокоскоростными цифровыми каналами будет иметь протяженность более 1500 км и собственные узлы связи в 60 крупных и средних городах Московской области.

Наконец, активным строительством проводной инфраструктуры занялись сотовые операторы, которые планируют избавиться от платежей за транзит трафика сторонним компаниям. Так, недавно инвестиционный комитет МТС утвердил проект по строительству магистральной сети протяженностью 4 тыс. км на юге России. Ранее МТС уже построила магистральную сеть в Сибири протяженностью 1,3 тыс. км. За три года оператор намерен построить собственную магистральную сеть во всех экономически развитых регионах страны. У «ВымпелКома» по состоянию на конец 2007 года была построена собственная сеть общей протяженностью более 7 тыс. км, у «МегаФона» — около 10 тыс. км.

Таким образом, можно обозначить несколько основных факторов, которые будут способствовать динамичному развитию российского рынка телекоммуникационного оборудования операторского класса в ближайшей перспективе. Во-первых, строительство сетей 3G. Во-вторых, замена устаревших аналоговых АТС на цифровые, либо внедрение технологии IMS. В-третьих, строительство и модернизация сетей широкополосного доступа в условиях высокого спроса на базовую услугу (регионы) и модернизация сетей для оказания ресурсоемких услуг (телевидение высокой четкости и пр.) в крупнейших городах. В-четвертых, строительство и модернизация магистральных сетей в условиях резкого роста объема трафика. В-пятых, выход на рынок фиксированной связи сотовых операторов, стремящихся сэкономить на аренде каналов у сторонних компаний.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS