[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Лицензионное ПО покупают к IPO

Лицензионное ПО покупают к IPO

По предварительным данным, объем рынка программного обеспечения в России в 2007 году увеличился на 23% и составил 1,87 млрд долл. Причинами повышения продаж игроки называют как достаточно успешно реализуемую борьбу с пиратством, так и стремление самого рынка к лицензированию софта — в рамках общего тренда к повышению прозрачности. Компании всерьез готовятся к IPO, либо стремятся привлечь новых инвесторов.

В России традиционно остро стоит проблема повсеместного использования пиратского ПО. Так уж исторически сложилось, что на заре массовой компьютеризации страны ввезти и продать "железо" стремился каждый, а для получения выгоды от продажи лицензионного ПО нужно было еще создать и пролоббировать законодательную базу — соответственно, быстрой выгоды это не сулило. Так что в уме среднего россиянина на протяжении десятилетия откладывалось, что ПО является платным только на Западе. Что уж говорить, если даже государственные учреждения в большинстве своем долгое время работали на нелицензированном ПО.

Доля рынка ПО в России 2006
Доля рынка ПО в России 2007

Доля рынка ПО в России 2006
ТДоля рынка ПО в России 2007

Источник: CNews Analytics, IDC, 2008
Источник: CNews Analytics, IDC, 2008


Однако сейчас, когда Россия стремится к интеграции с мировой экономикой, государству приходится принимать общемировые правила игры. И приводить в соответствие, в том числе, и законы об интеллектуальной собственности, и демонстрировать желание приводить эти законы в действие. Процесс легализации ПО в стране можно считать запущенным. С одной стороны, предприятия регулярно переживают проверки на предмет наличия лицензированных продуктов, а с другой - продолжается борьба с распространителями пиратских копий.

Вендоры не против пиратства?

В этих условиях самое для главное для вендора, который хотел бы воспользоваться моментом и увеличить свои доходы, — выбрать правильную стратегию поведения на рынке. Так, Microsoft, производитель наиболее часто используемого в нашей стране ПО, по собственным заявлениям, не собирается ужесточать санкции по отношению к пользователям пиратской продукции. Ведь лишнее давление на пользователей вынудит их не покупать лицензионные программы Microsoft, а искать бесплатную альтернативу этому ПО. Руководство Microsoft заявляет, что пиратство в некоторой степени способствует увеличению объемов продаж лицензионных копий программных продуктов. " Если пираты собираются красть у кого-то, пусть лучше крадут у нас", — заявил президент бизнес-группы Microsoft Джефф Райкс. Человек, использующий нелегальную копию ПО, рано или поздно привыкнет к нему настолько, что в следующий раз предпочтет приобрести лицензионную копию и стать зарегистрированным пользователем. Эффект привыкания налицо: попробуйте вспомнить, где вы в последний раз видели компьютер без MS Windows и MS Office?

Подобная политика крупнейшей софтверной корпорации начинает приносить свои плоды: согласно обнародованным данным за 2007 финансовый год, рост продаж Microsoft Windows составил 81% по сравнению с прошлым годом, а Microsoft Office — 100%. Продажи серверных операционных систем выросли на 103%, Windows Mobile — на 198%. В 2007 финансовом году почти на половине (48%) проданных компьютеров была установлена лицензионная операционная система Windows. Таким образом этот год стал самым успешным за всю 15-летнюю историю Microsoft в России.

Однако здесь есть и свои перегибы. Еще в феврале 2007 года заместитель министра информационных технологий Дмитрий Милованцев попенял Microsoft за правила, запрещающие партнерам в России продавать компьютеры без предустановленной копии операционной системы. "Тому, кто хочет установить Linux, приходится стереть Microsoft, а это увеличивает стоимость каждого компьютера на 50 долл. Если на компьютере уже установлена Windows, а вы хотите использовать Open Source, вам нужно переустановить операционную систему".

Динамика совокупных затрат на ПО, млрд долл.
Динамика совокупных затрат на ПО, млрд долл.

Источник: CNews Analytics, IDC, 2008

Рост продаж лицензионного ПО наблюдается не только у Microsoft. В целом по итогам 2007 году темпы роста продаж софта в России повысились — с 17% до 23% (данные IDC). Объем рынка составил, таким образом, 1,87 млрд долл. Однако нюанс в том, что не всегда речь шла о "продажах" ПО в чистом виде. Специфика российского сектора заключается в том, что в большинстве случаев понятие "лицензирование" приравнивается к понятию "легализация". Другими словами, ПО на предприятиях уже имеется, остается только договориться, на каких условиях можно в дальнейшем использовать его легально.

Драйверы роста

Каковы же основные причины повышения продаж лицензионного ПО в России? Конечно, свой вклад вносит и увеличение продаж компьютеров (в численном выражении). Но по большей части драйвером является все же борьба с пиратством. А проходит она на данный момент следующими методами. Во-первых, проводятся активные действия Управлением "К" МВД РФ на уровне сборщиков ПК и магазинов, продающих компьютеры.

Во-вторых, вендоры ПО практически перестали обращаться к правоохранительным органам за помощью в действиях против крупных и средних компаний. Гораздо эффективнее оказалось действовать силой убеждения. Крупных компаний не так уж и много — и вендоры стали работать с ними как с VIP-клиентами. Например, Microsoft выделяет специальных менеджеров, которые "курируют" крупные организации. Этот менеджер пытается выяснить реальную ситуацию у них — с помощью открытых источников и косвенных данных. Если на предприятии выявляются те или иные проблемы с лицензированием, то практически ежедневно сюда станут приходить сотрудники Microsoft, напоминая, что в компании используются пиратские программы, указывая их примерный объем. Как правило, клиент не выдерживает длительного общения на эту тему и в итоге заключает сделку по лицензированию.

Кроме того, необходимо учесть и собственное желание компаний выглядеть красиво перед инвесторами. Практически все организации, проводившие первичное размещение акций на бирже, лицензировали уже используемого ПО. В свете IPO эмитент обязан быть прозрачным и провести аудит, который, в том числе, однозначно выявит, какой софт использует компания. Впрочем, это справедливо не только при IPO, но и в любой ситуации, когда компания сталкивается с зарубежными финансовыми институтами. А такие ситуации у российских фирм случаются все чаще.

Чего хочет пользователь?

Однако с проблемой пиратского ПО сталкивается не только производитель, но и потребитель. Условно пользователей софта можно условно разделить на три типа.

Первый тип — коммерческие структуры. Большинство предприятий среднего и малого бизнеса в России прекрасно осознают те риски, которым они подвергаются, используя пиратское ПО, а именно: уголовные (это понимают 36% компаний) и судебные (38% респондентов) преследования, сбои программного обеспечения (с этим согласны 23% опрошенных компаний), потерю программной функциональности (25%). Как результат, согласно исследованию, проведенному Business Software Alliance, почти половина респонедентов планируют увеличить бюджеты на покупку лицензионного программного обеспечения. В той же мере это относится и к крупным предприятиям. Оставшуюся половину останавливает дороговизна уже привычных MS Windows и Office, адекватных российских аналогов которым на сегодняшний день нет.

Второй тип — государственные учреждения. Перед ними проблема лицензирования стоит еще более остро. Государство не в состоянии в короткие сроки обеспечить покупку лицензий на уже используемое ПО и в научные, и в образовательные и в медицинские и в административные учреждения.

В сентябре 2007 г. Леонид Рейман, занимавший должность министра информационных технологий и связи, заявил, что на всех школьных компьютерах России к 2009 г. будет установлена операционная система и прикладное ПО российского производства. Разработчики назвали такие сроки вполне реальными для локализации и адаптации системы на основе Linuх.

Третий тип — частные пользователи. Здесь бороться с использованием пиратского ПО все еще довольно трудно. Понимая малую реальность задачи, вендоры поэтому и начинают постулировать идею, что они вовсе не против пиратской продукции, устанавливаемой частными пользователями. В определенном смысле здесь можно даже увидеть PR для компании, чью продукцию подросший, увеличивший свое финансовое благосостояние пользователь со временем, возможно, начнет приобретать легально. Подобная лояльность, впрочем, не отменяет усиление мер борьбы с производителями и распространителями пиратского софта.

Галина Полынская / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS