[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Готов ли рынок отказаться от ERP в пользу СОА?

Готов ли рынок отказаться от ERP в пользу СОА?

Не так давно аналитики Gartner были уверены, что распространение СОА повлечет за собой существенное сокращение рынка ERP. Пока этого не произошло, однако практически все ERP-системы уже либо переведены, либо переводятся на СОА. При этом большая часть поставщиков ERP-систем разрабатывает собственные платформы, меньшая — использует решения на базе платформ конкурентов.

Gartner отмечает, что в 2007 году на базе СОА в мире создавалась примерно половина крупных новых проектов. В 2008 году, по оценкам аналитиков, 60% организаций будут поддерживать этот подход, а к 2010 году, согласно прогнозам, такая архитектура будет в той или иной мере использоваться в 80% новых систем. По прогнозам IDC, затраты на соответствующие программные средства составят 11 млрд долл.

Сейчас СОА используется в основном в качестве интеграционной платформы, объединяющей существующее на предприятии множество отдельных систем, например, унаследованных при поглощении компаний. По данным AMR Research, в 2007 году количество развернутых СОА в мире увеличилось вдвое, причем на каждый из таких проектов в среднем было израсходовано 1,4 млн долл. Аналитики прогнозируют, что к концу 2008 года эти затраты вырастут вдвое — главным образом за счет затрат на развитие уже внедренных решений в этой области. Но если 2007 год стал годом пилотных проектов, позволяющих заказчикам проверить эффективность СОА при разработке и использовании бизнес-приложений, то текущий год станет годом, когда наиболее удачные проекты получат дальнейшее развитие, у заказчиков появилось желание активно внедрять эту технологию в рабочие процессы.

По мере распространения СОА заказчики будут сталкиваться со специфическими проблемами, которые при реализации пилотных проектов остаются незамеченными, считают в AMR Research. Со временем увеличится  количество задействованных в таких проектах специалистов, надо будет понимать, какие сервисы требуется создавать, а какие можно использовать повторно, необходимо будет определиться, кто будет отвечать за обслуживание сервисов, за их дальнейшее развитие.

По наблюдениям Gartner, уже сегодня заказчики разочаровываются, видя, что сервисы, разработанные под одну задачу, не могут быть применены при решении других. Другие причины неуспешных проектов СОА — это недостаточная четкость поставленных задач, слабая координация между бизнес-подразделениями, развертывание систем СОА отдельно друг от друга, длительное моделирование интерфейсов и др. Но чаще внедрение СОА проходит успешно, и заказчики продолжают начатые проекты.

В 2008 году, с укрупнением проектов СОА, главным вопросом станет управление ими. «Заказчикам предстоит определить корпоративный стандарт и создать новую архитектуру на ближайшие 10-15 лет, а значит, к выбору технического решения нужно подходить гораздо серьезнее», — отмечают в AMR Research.

Основные ожидаемые преимущества от внедрения СОА

Преимущества использования СОА Доля компаний, ожидающих
этого результата
Более быстрое и гибкое изменение бизнес-процессов 48%
Снижение операционных затрат на ИТ 28%
Безопасный и надежный сервис 15%
Оперативное внедрение обновлений и дополнительных возможностей
программных продуктов
5%
Свободное использование продуктов различных вендоров и/или
унаследованных заказных разработок
3%

Источник: AMR Research, 2008

Преимущество концепции СОА в том, что она позволяет объединять автономные подсистемы и приложения, которые проще модифицируются по сравнению с жестко связанными, гомогенными системами. Ведь основной принцип СОА — дробление монолитных систем на компоненты, связанные между собой едиными стандартами. Эти компоненты могут использоваться многократно в разных процессах и, соответственно, в разных подсистемах.

В SAP отмечают, что с появлением СОА организациям больше не нужно выбирать между стандартизированными решениями на основе ERP и дорогостоящими заказными приложениями. Организационные и технологические барьеры сокращаются, и в центре внимания оказываются бизнес-процессы и информация. При этом в компании отмечают, что предоставляя важные преимущества, СОА не является панацеей для разрешения любой проблемы, связанной с интеграцией технологий, с которой может столкнуться организация.

В настоящее время 60% уже работающих средств СОА ориентированы на внутренние потребности компаний-заказчиков, 32% доступны их клиентам, 21% — поставщикам, еще 4% попадают в категорию «другое». Однако в дальнейшем меньше половины компаний, использующих СОА (43%), намерены сохранить эту архитектуру лишь для себя: 40% планируют открыть ее для своих заказчиков, 15% — для поставщиков (данные AMR Research).

СОА по-российски

В России СОА уже несколько лет является модной аббревиатурой, какими в свое время были ERP, CRM, BI и др. Но помимо просто следования моде, заметно и серьезное внимание отечественных заказчиков к тем возможностям, которые могут дать сервисно-ориентированные решения. "Подход, безусловно, "модный" — если судить по маркетинговым бюджетам, — рассказывает CNews руководитель отдела программных платформ компании "Открытые технологии" Павел Болотин. — Но родился он не на пустом месте, а удачно возрожден из накопленного ИТ-опыта корпораций. В основу такого подхода легли потребности предприятий в гибких и динамичных ИТ-системах, а также неспособность монолитных ERP-систем поддерживать данную гибкость". По его словам, российский рынок по опыту 2007 года пока находится на начальном уровне, когда СОА применяется в небольших проектах для решения конкретных бизнес-задач. "В рамках таких проектов берется несколько монолитных систем, часть их функционала оформляется в виде сервисов, и затем на основе полученных сервисов реализуются сквозные процессы при помощи BPM-средств", — отмечает г-н Болотин.

По убеждению руководителя CNews Analytics Максима Казака, монолитные ИТ-приложения доживают свой век. Приходящие им на смену решения, построенные на основе сервисно-ориентированной архитектуры, дают стимул для анализа и оптимизации бизнес-процессов, а также способствуют быстрому внесению изменений в информационные системы.

Потребность заказчиков в использовании СОА сегодня напрямую связана с отраслевой спецификой. Г-н Болотин считает, что в СОА нуждаются все вертикали, но уровень зрелости ИТ-процессов и наличие средств для реализации проектов выделяют пока лишь финансовый сектор и телеком. В банковском сегменте наиболее востребованы интеграция кредитных систем, карточные системы и системы отчетности по российским стандартам. В телеком-секторе приоритетом будет построение сквозных процессов модели eTOM на основе имеющихся систем CRM, OSS/BSS и биллинга, а также платформы SDP и IMS.

Вероятно, и сектор СМБ со временем не останется здесь в стороне: в силу определенных финансовых ограничений он будет использовать СОА, установленную на площадке сервис-провайдеров. Так называемая модель SaaS станет преобладающей в среде небольших и средних компаний.

Прогнозы г-на Болотина, связанные с распространением СОА в России достаточно оптимистичны. "Я думаю, использовать принципы СОА в 2008 году будут в 50-70% проектов — уже хотя бы потому, что все текущие платформы middleware в той или иной мере используют принципы СОА, — отмечает он. Г-н Болотин считает, что применение веб-сервисов, корпоративных шин и средств управления бизнес-процессами, безусловно, повышает шансы СОА на выживание. Но за всем этим пока не видно главного — разбиения бизнес-задач на сервисы и появления на рынке СОА набора сервисов, способных своим функционалом закрыть типовые задачи, решаемые сейчас монолитными системами. По его мнению, появление рынка таких сервисов будет серьезным катализатором для внедрения СОА на предприятиях.

По мнению г-на Казака, развитие и распространение СОА на российском рынке тормозится сложностью реализации этой задачи. Требуются высокие начальные инвестиции, мешает сопротивление некоторых поставщиков, а также пресловутый дефицит ИТ-специалистов. "Движение к переходу на СОА должно быть постепенным: вначале требуется внедрить НСИ, затем запустить шины данных (ESB), затем выделить и оптимизировать первые сервисы", — отмечает г-н Казак. — С запуском СОА значительно возрастает уровень ответственности собственного ИТ-подразделения заказчика, поскольку большая часть работы переходит с площадки разработчика на площадку самого предприятия. В результате ИТ-директор становится и архитектором, и технологом".

По мнению аналитиков Forrester Research, крупные производители ПО в ближайшие несколько лет будут работать над созданием более динамичных приложений с поддержкой кросс-функциональных бизнес-процессов. К этому их вынуждает рост популярности сервис-ориентированных архитектур. В Forrester считают, что для вендоров нет альтернативы: если они не смогут предложить достойный ответ на  потребность в СОА, риск уйти с рынка будет очень велик. Аналитики также отмечают, что разработчики вынуждены будут со временем искать новые подходы к продвижению функциональности своих бизнес-приложений. Остается надеяться, что в силу того, что в концепции СОА акцент сделан не на технологии, а на бизнес, подобный подход в целом имеет все шансы стать гораздо более долговременным трендом, чем прочие представленные ранее технологические тенденции.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS