[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Дистрибуция ПО в России: полицейскими мерами не обойтись

Дистрибуция ПО в России: полицейскими мерами не обойтись

На рынок дистрибуции программного обеспечения в 2007 году оказывали влияние множество факторов, как положительных, так и отрицательных. Однако сами игроки единодушны во мнении, что для успешного развития данного бизнеса необходимы не только "полицейские" и законодательные меры, но также активизация усилий вендоров по привлечению партнеров и повышению лояльности пользователей.

Прошедший 2007 год оказался очень успешным для российского рынка дистрибуции ПО. В этом можно было убедиться, даже не изучая аналитические отчеты. Заметно, как постепенно уходят в прошлое пиратские лотки, а на смену им приходят атрибуты, свидетельствующие о цивилизованных методах продаж. Разумеется, продавцы пиратской продукции при этом не исчезают бесследно. Они, как правило, "легализуются".

Регулярные милицейские проверки и антипиратские судебные процессы привели к тому, что руководители отечественных предприятий предпочтут десять раз подумать, прежде чем решиться на опасную экономию на программном обеспечении. Конечно, везде возможны перегибы — и столь широкомасштабная борьба с пиратством не является исключением, но, тем не менее, нельзя не отрицать ту пользу, которую она несет для ИТ-рынка в целом. Чтобы проиллюстрировать масштабы антипиратской кампании, приведем цифры из годового отчета Ассоциации производителей программного обеспечения (BSA). За 2007 год правоохранительные органы РФ проверили 599 компаний и выявили в их деятельности незаконное использование программного обеспечения членов BSA. Общие затраты российских компаний на легализацию программного обеспечения и урегулирование отношений с правообладателями в 2007 году составили свыше 2,5 млн долл.

"В свете последних законодательных изменений в авторском праве прошлый год можно считать очень значимым и удачным для развития всего софтверного рынка, — отметил в беседе с CNews генеральный директор компании SoftKey Феликс Мучник. — Под влиянием усилившейся борьбы с распространением и использованием контрафактной продукции началась массовая легализация предприятий, что соответственно спровоцировало активный рост продаж у дистрибьюторов ПО".

Рынок лицензионного ПО в России вырос на 30%

Что касается объема рынка дистрибуции ПО, то директор компании "Аксофт" Вадим Корольков предложил проанализировать его на примере объем продаж на российском рынке продуктов Microsoft. "Несмотря на то, что Microsoft напрямую не раскрывает своих экономических показателей, касающихся российского рынка, из ее публичных комментариев о динамике продаж в 2007 финансовом году по отдельным направлениям (операционные системы, офисные продукты, серверные платформы, мобильные решения и продукты для разработчиков) можно сделать вывод, что выручка этой компании в России составила в 2007 году порядка 150 млн долл., — рассказал он CNews. — А по нашему опыту и опыту наших коллег (ведущих российских поставщиков лицензионного ПО) — продукты Microsoft в структуре поставок составляют приблизительно 50%". В то же время г-н Корольков отметил, что у различных поставщиков эта картина несколько отличается, и есть ряд дистрибьюторов ПО, специализирующихся на какой-то отдельной продуктовой группе, у которых доля продуктов Microsoft в поставках существенно ниже, чем у многопрофильных дистрибьюторов. По его оценке, 30%-ый рост рынка лицензионного ПО в 2007 году представляется достаточно реалистичным. В этом случае со всеми допущениями можно предположить, что общий объем российского рынка поставок лицензионного программного обеспечения составил около 400-600 млн долл.

Объем поставок лицензионного ПО в России, 2007
Объем поставок лицензионного ПО в России, 2007

Рынок лицензионного ПО в России в 2007 г. - 400-600 млн долл.

Источник: "Аксофт" (оценки), 2008

"Пока рынок не очень прозрачен — точную оценку его объемов дать нельзя", — считает г-н Мучник. Говоря о тенденциях, повлиявших на рынок дистрибуции программного обеспечения, г-н Корольков отметил, что по некоторым позициям (например, по решениям в области информационной безопасности) рынок дистрибуции ПО вырос на 60%. По его словам, в немалой степени такой рост является заслугой региональных партнеров. Именно их активность была особенно заметна и эффективна в прошедшем году.

Год легализации ПО

Конечно, антипиратская компания началась в стране не вчера. Но если раньше речь, в основном, шла о разовых акциях и громких судебных процессах, то теперь можно говорить об уже сложившейся системе. "Борьба с пиратством стала систематической, а это именно то, чего не хватало раньше для успеха этого процесса, — считает г-н Корольков. — Разумеется, не остались в стороне и ведущие производители программного обеспечения, предложившие не только систему фискальных мер (что наблюдалось и раньше). Они разработали действенные программы легализации, достаточно лояльные по отношению к конечным пользователям и мотивирующие — по отношению к поставщикам". По его словам, эффект от этих усилий не заставил себя долго ждать — вся вторая половина 2007 года прошла под знаком легализации используемого корпоративными заказчиками программного обеспечения. В то же время сегмент частных пользователей продемонстрировал более скромные результаты, но и в нем положительная динамика была ощутима достаточно отчетливо.

Действительно, одной только борьбы с пиратством явно недостаточно для успешного развития рынка дистрибуции программных продуктов. Многие вендоры, как российские, так и западные, это прекрасно понимают. В качестве одного из многочисленных примеров можно привести программу легализации пользователей, которую проводит в России Autodesk. Решения этого вендора используются в России очень активно, но далеко не каждое предприятие работает на легально приобретенном ПО. В этой ситуации Autodesk принял решение не наказывать пользователей пиратских версий, а предлагать таким заказчикам специальные условия по приобретению лицензий.

Но, вместе с тем, и традиционные инструменты поддержки партнеров продолжают приносить вендору неплохие результаты. "Мы предоставляем партнерам выгодные условия, которые варьируются в зависимости от их статуса и объема закупок, снабжаем маркетинговыми и рекламными материалами. Выпуск нового продукта, который обеспечивает более высокое качество перевода, успешный маркетинг, — эти факторы в первую очередь повлияли на улучшение наших финансовых показателей, — рассказал CNews директор по маркетингу компании "Промт" Александр Андреев. — Последовательная борьба с пиратами — это очень хорошо, но ее не достаточно для стремительного роста продаж".

"Электронная дистрибуция" в регионы

Участники рынка дистрибуции ПО также отмечают вполне закономерную тенденцию — расширение продаж дистрибьюторов в регионах. "В Москве и Санкт-Петербурге рынок дистрибуции ПО уже насыщен и конкуренция на нем достаточно жесткая, — отмечает г-н Мучник. — Однако в регионах пока еще простор для развития: локальные дилеры не могут предоставить заказчикам широкий ассортимент программного обеспечения, а доставка коробок под заказ удобна далеко не всем клиентам, поскольку требует дополнительных транспортных и временных затрат". Перспективным направлением, по его мнению, является "электронная дистрибуция" софта в регионы — это позволит местным реселлерам получить доступ к широкому выбору ПО, который могут предложить дистрибуторы, сохранить цены для местных клиентов на уровне столичных, а также сократить при этом сроки доставки заказов  до нескольких минут, необходимых для отправки ключа к программе через интернет.

"Поставки "коробок" никогда не были особо популярны у корпоративных заказчиков. Другое дело — электронные лицензии: это и быстрее, и экономичнее, и практичнее для корпоративного покупателя, — дополняет Вадим Корольков. — До недавнего времени распространению этого способа поставки ПО немного мешали определенная "невещественность", отсутствие радости обладания чем-то осязаемым, той самой пресловутой коробки — особенно это чувствовалось в рядах клиентов малого и среднего бизнеса. Но в 2007 году это странное предубеждение было практически полностью преодолено и теперь подавляющее большинство поставок ПО в корпоративный сектор осуществляется именно в виде электронных лицензий. Само собой, производителям и поставщикам пришлось приложить серьезные усилия по информированию потребителей и пропаганде этого способа поставок. И отрадно, что они возымели свое действие".

Как уже отмечалось, наибольшим спросом у корпоративных заказчиков пользовались программные решения для обеспечения информационной безопасности. Это вполне объяснимо: ведь легализация "делового ПО", благодаря усилиям фирмы "1С" и ее многочисленных партнеров произошла несколько раньше, платные офисные приложения при большом желании можно заменить их бесплатными аналогами, которые достаточно надежны и функциональны. А вот с безопасностью сложнее. Нужна техническая поддержка, нужны люди, которые несут ответственность за работу программы, отвечающей за сохранность данных. По словам г-на Королькова, речь идет не только об антивирусах, но и о более продвинутых продуктах для защиты информации — антиспаме, криптографических средствах, системах контроля и обеспечения корпоративной безопасности. "Мы прогнозируем, что доля этих продуктов в поставках будет расти более высокими темпами, чем в прошлом году и вряд ли составит менее 20% от общего объема поставок лицензионного программного обеспечения" — уверен он.

От корпоративной легализации — к пользовательской

В каком направлении будет развиваться дистрибуция ПО в ближайшие годы? Эксперты предсказывают легализацию пользовательского софта. Конечно, этот процесс займет не один год, однако у него есть определенные положительные предпосылки. Ведь сегодня нельзя не заметить, как растут продажи программного обеспечения в супермаркетах и гипермаркетах электроники, основными клиентами которых являются, конечно же, домашние пользователи. "По нашим оценкам, объем этого сегмента должен достичь в 2008 году нескольких десятков миллионов долларов, что определенно привлечет к нему внимание многих: как вендоров, так и поставщиков, — утверждает г-н Корольков. — Что касается негативных факторов, способных несколько затормозить развитие дистрибуторского бизнеса, то наиболее значимым из них станет отмена НДС на поставку электронных лицензий: все помнят, какое замешательство это решение вызвало в прошлом году у участников ИТ-рынка".

"Несмотря на достигнутые результаты, работы еще много, и выполнять ее придется как государству, так и самим участникам ИТ-индустрии, — отмечает Феликс Мучник. — Для нашего общего светлого будущего нужны правильные законы, регулирующие авторские права и электронную коммерцию, развитая отраслевая инфраструктура, сознательность и грамотность населения в отношении легального ПО".

Григорий Рудницкий

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS