[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Аналитики назвали 5 ключевых трендов хай-тек в 2009

Аналитики назвали 5 ключевых трендов хай-тек в 2009

В «Делойт» определили пять главных тенденций для отрасли высоких технологий в 2009 году. По прогнозам аналитиков, рынок ждут спецпредложения от вендоров оборудования, бум социальных сетей и нетбуков, а также новые подвохи и возможности цифрового контента.

Группа «Делойт Туш Томацу» обозначила свои прогнозы для отрасли высоких технологий в 2009 году в отчете «Прогноз основных направлений развития высоких технологий, телекоммуникации, развлечений и СМИ в 2009 году». Речь идет в первую очередь о ключевых глобальных трендах, которые, частично, вероятно, проявятся и в России.

Оборудование в подарок

Снижение уверенности потребителей большинства развитых стран в завтрашнем дне сделало их более осторожными в вопросах приобретения дорогостоящих товаров, включая также телевизоры и персональные компьютеры. Скорее всего, такая ситуация сохранится и в 2009 году, а возможно, продлится и дольше. В связи с этим в «Делойт» ожидают, что с учетом недостатка ликвидности, который может продлиться весь 2009 год, компании попытаются обеспечить стабильность своих доходов. В 2009 году одним из способов обеспечения такой стабильности  и стимулирования замедлившегося развития рынка может быть объединение самих продуктов и услуг по их использованию в пакеты услуг. В таком случае потребитель при покупке ориентируется на определенный набор необходимых ему услуг, а оборудование для предоставления таких услуг он получает в подарок (в соответствии с условиями контракта).

Все компании, участвующие в процессе создания стоимости должны определиться, какую часть они хотят занять в таком пакете услуг. Например, должны ли они предоставлять основные услуги или только дополнительные? Им следует предлагать широкий спектр пакетов услуг, привлекательных для всех сегментов рынка - от наиболее продвинутых пользователей до более консервативных, от бюджетных  - до дорогостоящих. Компании должны также понимать, каким образом их позиционирование в качестве создателей главного элемента пакета или поставщиков дополнительных услуг влияет на их обязательства по сервисной поддержке. Если они берут на себя ведущую роль, введение самообслуживания и услуг поддержки класса «премиум» может снизить издержки и увеличить общую выручку.

Цифровые данные открывают большие возможности для недобросовестных исков

Несмотря на рецессию, в 2009 году число судебных разбирательств, связанных с цифровыми данными, может остаться на прежнем уровне или даже увеличиться, предполагают в «Делойт». Экономическая ситуация может вызвать большую агрессию компаний при разрешении таких проблем, как нарушение какой-либо страной или сферой промышленности авторских прав и прав собственности на цифровые данные. Все компании, работающие с цифровыми продуктами и услугами, должны быть начеку, чтобы не оказаться в ловушке, нарушив законодательство. Компании, желающие оперативно запустить продукт или цифровое приложение, должны убедиться, что ни один элемент не может привести к появлению судебных исков. Любая организация, планирующая сделки по слиянию, поглощению или созданию совместное предприятие в 2009 году, должна рассмотреть, в какой мере объект приобретения может быть вовлеченным в судебные разбирательства в связи с цифровыми технологиями.

Социальные сети: Facebook для 500 компаний из рейтинга Fortune

Похоже, 2009 год станет переломным для корпоративных социальных сетей, прогнозируют в «Делойт». Крупные ИТ-компании планируют потратить в 2009 году большие суммы на прикладные программы для социальных сетей и создание исследовательских центров, занимающихся исключительно социальными сетями. Некоторые крупные телекоммуникационные компании уже включают собственные социальные сети в списки глобальных услуг. Скорее всего, даже правительства будут внедрять инструменты ESN как для внутреннего, так и для внешнего пользования. Но хотя социальные сети кажутся легким способом реализации стоимости при относительно низких издержках, а приложения еще только отлаживаются, компаниям надо разрабатывать социальные сети, позволяющие увеличивать производительность труда и в тоже время совместить контроль над сотрудниками с их желанием сохранять конфиденциальность своих действий

Уменьшаем размеры цифрового хранилища

В результате постоянного падения цен на цифровые носители информации, подход к организации файлов во многих компаниях перестает быть упорядоченным. Если место для хранения почти ничего не стоит, то можно почти ничего не выбрасывать. Но при том, что стоимость места для хранения упала, стоимость помещений и стоимость трудозатрат на обслуживание этого места для хранения возросла. В 2009 году только стоимость поддержания работы и охлаждения серверов, как ожидается, увеличится более чем на 15% до 35 млрд долларов. Но существуют способы контроля над ростом затрат на хранение. Программно-технические средства, например инструменты де-дупликации могут освободить место за счет сокращения числа дублирующихся копий одного и того же файла. Также компании могут  проводить оценку отдельных приложений: подсчитано, что на долю электронной почты приходится до 25% мощностей по хранению данных организации.

Угроза ПК: появление нетбука

Ожидается, что производство нетбуков, известных также как мини-ноутбуки, будет самым быстрорастущим сегментом рынка ПК в 2009 году. Привлекательность нетбуков заключается в том, что они представляют собой «прекрасный вариант второго компьютера для обычного человека, третьего компьютера для технически продвинутого пользователя и первого компьютера для ребенка», отмечают в «Делойт». Они стали фаворитами путешественников, которым нравятся маленькие экран и клавиатура, особенно удобные в самолете.

В 2007 году нетбуков в продаже практически не было. В начале 2008 года их предлагали многие производители. К концу года большинство производителей уже предлагало или планировало вывести в продажу нетбуки, а объем продаж прогнозировался на уровне 11 миллионов, или в размере 7% от объема рынка.  Ожидается, что из-за нетбуков доходы компьютерной промышленности значительно пострадают в связи с относительно низкой ценой нетбуков, которая в 2009 году может опуститься ниже 250 долларов США. В 2009 году, несмотря на вероятный рост продаж в количественных показателях, в денежном выражении мировые продажи ПК впервые могут сократиться.

По всей вероятности, в связи с более низкой ценой нетбука и его портативностью операторы беспроводной связи будут рассматривать его как эквивалент больших смартфонов, подходящих для субсидирования в целях привлечения абонентов услуг беспроводной передачи данных.

Международные тренды на российском рынке

Борис Харас, директор «Делойта» по предоставлению услуг в секторе высоких технологий, отмечает: «На первый взгляд, изложенные в отчете предсказания на 2009 год выглядят далекими от российских реалий. Кажется, что разворачивающийся кризис, ожидание серьезных изменений в структуре российского рынка продуктов и услуг, не имеют ничего общего с тем, что нас будет ожидать в отрасли в наступившем году. Тем не менее, изменения в экономике могут происходить стремительно. Россия стремительно становится неотъемлемой частью мировой экономики, хотим мы того или нет. Да, не все тренды, представленные в данном отчете, найдут свое отражение в России в ближайшем будущем. Но многое произойдет. Уже есть очевидные сигналы того, что некоторые представленные тенденции начали проявляться в России. А если часть из них проявится в не в 2009, а в 2010, то это лишь означает, что у нас есть один лишний год подготовиться к тому, что нас ждет впереди».

Наиболее очевидным для России является тренд по существенному росту нетбуков. Целый ряд компаний-производителей предлагали специальные условия на их покупку в рамках новогодних акций. Данный продукт представлен на российском на рынке, спрос на ниго, очевидно, будет расти, особенно с учетом относительно невысокой цены. Возможно, для кого-то нетбук станет не вторым, а даже первым компьютером.

Что касается оборудования в подарок, то с учетом того, что в России так и не получил развития рынок передачи мобильных телефонов «в подарок» при заключении контракта на обслуживание, то на взгляд экспертов «Делойт», не следует ожидать существенного роста в России предложений «в подарок» более сложных устройств.

Учитывая опыт многих компаний, которые в прошлом году запретили доступ к ресурсам типа Одноклассники.ru из офисов, вряд ли стоит ожидать существенного роста и внутрикорпоративных социальных сетей в 2009.

По материалам «Делойт»

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS