[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Рынок ПК ожидает сильнейший спад

Рынок ПК ожидает сильнейший спад

Мировые продажи персональных компьютеров в 1-м квартале 2009 г. упали, по самым пессимистичным оценкам, на 7,1%. В регионе EMEA показатель сократился на 10%, при этом худшие результаты у России, Украины и Казахстана. По прогнозам аналитиков, рынку ПК предстоит пережить в 2009 г. сильнейшее падение за свою историю. Рост ожидают только в сегменте дешевых мобильных систем, однако вряд ли им удастся "вытянуть" весь сектор.

Мировой рынок ПК, привыкший за последнее время к ежегодным темпам роста около 15%, по итогам 2008 г. зафиксировал лишь 10,5%. Мировой кризис не замедлил сказаться на результатах отрасли, хотя основные потрясения для него, по словам и аналитиков, и самих игроков, еще впереди. Оптимистичные прогнозы начала 2008 г., разумеется, не оправдались, при том, что объем поставок за 4 квартал снизился не так уж драматично – всего на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., отмечают в IDC.

При все более ужесточающейся конкуренции на рынке ПК распределение мест в Топ5 не изменилось ни по результатам 4 квартала, ни по результатам всего 2008 года. Примечательно, что совокупные объемы продаж у ключевых производителей все же выросли – наиболее заметно, по традиции, у сфокусированных на мобильных ПК Acer (53,3%) и Toshiba (25,1%).

Мировой рынок ПК в 2008 г.

Вендор 2008 г. Объем продаж, тыс. шт.  Доля рынка, % 2007 г. Объем продаж, тыс. шт.  Доля рынка, % Рост за год, % 
HP  56 971 19,2 50 559 18,8 12,7
Dell  44 438 15 40 017 14,9 11
Acer  32 506 10,9 21 205 7,9 53,3
Lenovo  21 905 7,4 20 234 7,5 8,3
Toshiba  13 713 4,6 10 961 4,1 25,1
Другие  127 708 43 126 074 46,9 1,3
Итого  297 240 100 269 051 100 10,5

Источник: IDC, 2009 (предварительные оценки)


Мировые продажи персональных компьютеров в 1-м квартале 2009 г. в численном выражении сократились по сравнению с 1-м кварталом прошлого года на 6,5% до 67,2 млн штук, по предварительным оценкам Gartner. По данным же IDC, продажи ПК, включая настольные и мобильные системы и исключая серверы, уменьшились за этот период на 7,1% до 63,4 млн штук. В любом случае пока эти показатели "лучше" тех, что обещали пессимистичные прогнозы конца 2008 г. Вероятно, рынку очень помог сохранившийся спрос на дешевые устройства – нетбуки.

В Intel же и вовсе предполагают, что мировые продажи компьютеров в 1-м квартале 2009 г. преодолели низшую точку, и далее спрос будет повышаться. Поводом для оптимизма крупнейшего производителя микрочипов стали собственные финансовые результаты за 1 кв. 2009.  Хотя корпорация и продемонстрировала снижение чистой прибыли на 55% (до 647 млн долл. по сравнению с 1,44 млрд долл. в 1 кв. 2008 г.), и выручки на 26% (до 7,15 млрд долл. против 9,67 млрд долл. годом ранее), тем не менее, эти показатели оказались выше прогнозов аналитиков, которые вообще ожидали, что Intel уйдет в минус. Ситуация выглядит радостно еще и потому, что 1 и 2 кварталы года считаются традиционно непростыми для производителей полупроводников. 

Однако ни в Intel, ни в Gartner пока не готовы делать уверенные прогнозы на весь год. В целом на восстановление потребительской активности рассчитывать пока рано, говорят аналитики. "Компании приступили к пополнению складских запасов. Это пока еще не означает, что потребительский спрос начал увеличиваться", - замечает директор по исследованиям Gartner Джордж Шиффлер (George Shiffler).

Прогноз динамики мирового рынка ПК в 2009 г.

Источник: CNews Analytics, Gartner, 2009

По ожиданиям Gartner, рынок ПК в 2009 г. может сократиться на 12% - до 257 млн компьютеров. Предполагается, что из них около 156 млн составят мобильные ПК и около 101 млн – настольные. Продажи первых за год увеличатся на 9%. Продажи десктопов упадут на 32%. Если эти прогнозы сбудутся, это значит, что в 2009 г. рынок ПК переживет сильнейшее падение за всю свою историю.

НР увеличивает отрыв от Dell

Первая пятерка крупнейших поставщиков сохранилась в 1 кв. 2009 г. в прежнем составе, однако претерпела заметные изменения. HP заняла по поставкам 19,8% мирового рынка. За первые три месяца текущего года компания реализовала 13,3 млн персональных компьютеров - на 2,6% больше, чем за аналогичный период 2008 г. Доля Dell при этом сократилась почти на 17% до 13,1%. Второй по величине компьютерный вендор в первом квартале продал 8,79 млн систем.

Предварительные объемы продаж ПК в мире за первый квартал 2009 г., млн штук.

Вендор Продажи в 1-м кв. 2009 г. Доля рынка в 1-м кв. 2009 г.(%) Продажи в 1-м кв. 2008 г. Доля рынка в 1-м кв. 2008 г.(%) Рост за год (%)
HP 13305 19,8 12974 18,1 2,6
Dell 8789 13,1 10579 14,7 -16,9
Acer 8758 13 6911 9,6 26,7
Lenovo 4430 6,6 4798 6,7 -7,7
Toshiba 3688 5,5 3115 4,3 18,4
Другие 28239 42 33467 46,6 -15,6
Всего 67209 100 71846 100 -6,5

Источник: Gartner, 2009

Сократилась и доля китайской Lenovo, хотя и менее заметно – на 7,7%. Азиатским же Acer и Toshiba удалось продемонстрировать рост – на 26,7% и 18,4% соответственно.

Америка "держит удар"

Дешевые компьютеры и мини-ноутбуки сохранили прежний объем продаж на американском рынке – в итоге этот рынок сократился на незначительные 0,3%. В первую пятерку поставщиков на рынке США вошли Hewlett-Packard, Dell, Acer, Apple и Toshiba. При том что доли HP и Dell в Америке все еще близки – 27,7% и 26,2%, соответственно, первый вендор продемонстрировал в 1 кв. 2009 г. рост на 11,1%, а второй – спад на 16,3%.

Предварительные объемы продаж ПК в США за 1-й квартал 2009 г., млн штук

Вендор Продажи в 1-м кв. 2009 г. Доля рынка в 1-м кв. 2009 г.(%) Продажи в 1-м кв. 2008 г. Доля рынка в 1-м кв. 2008 г.(%) Рост за год (%)
HP 4228 27,7 3804 24,8 11,1
Dell 3996 26,2 4775 31,2 -16,3
Acer 2076 13,6 1389 9,1 49,4
Apple 1135 7,4 1148 7,5 -1,1
Toshiba 1005 6,6 840 5,5 19,6
Другие 2837 18,6 3371 22 -15,8
Всего 15276 100 15327 100 -0,3

Источник: Gartner, 2009

Доля компании Apple сократилась за 1 кв. 2009 г. на 1,1%. По словам аналитиков, на продажах Apple сказались более высокие цены на ее продукцию. Однако, в отличие от рынка США в целом, на котором средняя стоимость ПК за год сократилась на 20%, средняя стоимость компьютеров Macintosh не изменилась.

Увереннее всего чувствовали себя в США азиатские компании. Acer показала рост на 49,4%, Toshiba – на 19,6%.

Азия и Латинская Америка: корпоративный спад

Продажи компьютеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе составили 18,2 млн штук, что на 5,5% меньше по сравнению с 1-м кварталом 2008 г. Японские продавцы не скупились на рекламу и розничные акции, поэтому потребительский сектор здесь пострадал в меньшей степени, чего нельзя сказать о профессиональных системах. В Японии продажи компьютеров сократились на 3,8% до 3,6 млн штук. Благодаря низкой стоимости мини-ноутбуков и доступных цен на мобильные ПК начального класса розничный спрос на компьютеры в Японии в 1-м квартале года вырос на 17%. Однако его нивелировало падение продаж в корпоративном сегменте.

В Латинской Америке продажи компьютеров сократились на 12,4% до 5,5 млн штук. Поставщики в странах этого региона к концу 2008 г. запаслись чрезмерными объемами продукции и на фоне низкого спроса не спешат делать новые заказы.

В EMEA спрос рухнул

Европейскому рынку повезло меньше всех. Здесь было зафиксировано двузначное падение продаж – на 10,2%. Всего в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в 1-м квартале 2009 г. было продано 22,7 млн компьютеров. Как отмечают аналитики Gartner, такого падения продаж регион еще не видел. По данным IDC, рынок EMEA сократился впервые с 2001 г. Спрос упал на все виды компьютеров и в особенности на профессиональные системы. Худшие результаты показали Россия, Украина и Казахстан. В пятерку крупнейших вендоров в регионе вошли HP, Acer, Dell, Toshiba и Asus.

В IDC отмечают, что в Западной Европе продажи компьютеров остались практически на прежнем уровне – в 1 квартале 2009 г. было продано 14,94 млн против 15,06 млн год назад. В Центральной и Восточной Европе, включая Польшу, Венгрию, Хорватию, Болгарию, Румынию, Украину и Россию, ситуация совершенно иная. В этих странах в сумме было продано 3,02 млн компьютеров против 5,11 млн год назад – падение продаж в численном выражении составило 41%. Как говорят аналитики, это связано с обвалом кредитного рынка – значительно сократилось число кредитных линий, требования к заемщикам стали более жесткими. А в странах региона CEE большое количество ПК покупалось именно в кредит.

Динамика продаж ПК в Европе, 1 кв. 2009/2008

Источник: CNews Analytics, IDC, 2009

"Вполне предсказуемый результат, - комментирует вице-президент IDC EMEA Systems Infrastructure Solutions Кэрин Паоли (Karine Paoli). – Рецессия коснулась всех регионов. Наиболее сильные экономики пострадали меньше, чем развивающиеся страны. Большим спросом пользовались дешевые мини-лэптопы, благодаря которым продажи оказались не такими удручающими, какими могли быть. Это касается, прежде всего, Западной Европы". Продажи мини-лэптопов в Западной Европе за год выросли до 2,5 млн штук. "В последующие кварталы падение продаж в странах CEE продолжится, - говорит аналитик IDC Стефаниа Лоренц (Stefania Lorenz). – Здесь лишь несколько стран показали положительную динамику – среди них Чехия и Словакия".

В представительстве Toshiba в странах СНГ и Балтии предполагают, что в России снижение может составить более 40%. При этом серьезный спад в краткосрочной перспективе, по ожиданиям вендора, обозначит формирование отложенного спроса, который реализуется в среднесрочной перспективе. С появлением, во-первых, сетей WiMAX и, во-вторых, выходом Windows 7 продажи персональных компьютеров снова вырастут, прогнозируют в Toshiba.

Сергей Попсулин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS