Обзор подготовлен

версия для печати
Валерий Диденко
Стинс Коман

Валерий Диденко:

Спрос выходит на более интеллектуальный уровень и изменяется на прагматичный, рациональный стиль поведения

На вопросы CNews отвечает Валерий Диденко, генеральный директор компании «Стинс Коман».

CNews: Какие кардинальные изменения вы отмечаете в развитии российского рынка ИТ в 2009 году?

Валерий Диденко: На мой взгляд, основной вклад драматического 2009 года состоит в смене сознания игроков рынка.  Некоторые ведущие компании, в том числе и «Стинс Коман», задолго до кризиса начали осознавать, что состояние, в котором находился российский ИT-рынок, - всего лишь период бурной молодости, когда происходит накачка мышц без какого-либо осознанного применения силы. То есть, серьезный перевес был на стороне закупок оборудования, а развитию и совершенствованию программного обеспечения, а также вопросам эффективного использования «железа» уделялось минимум внимания. Но закон диалектики рано или поздно должен был сработать: переход количества в качество стал неизбежен, и кризис очень многих заставил задуматься, что ИT – это, в первую очередь, высокоинтеллектуальный бизнес, а не просто набор стоек, серверов, проводов и т.п. Ведь, обратите внимание, именно сегмент оборудования рухнул без какого-либо сопротивления и потянул за собой все остальное.

Главное, что переориентация сознания стала происходить и среди заказчиков, особенно в лице крупнейших компаний и государственных структур. Клиенты начинают понимать, что первоочередной задачей является разработка многофункционального ПО, качественных приложений и уникальных решений, способных повысить эффективность деятельности заказчика и создать для него новые – долгосрочные – конкурентные преимущества. Я очень надеюсь, что данная тенденция продолжится, и рынок не вернется в беспорядочный и бессистемный хаос бездумных покупок.

«Стинс Коман» была готова к этому заранее, и, не скажу, что без трудностей, но все же нам удалось сохранить профиль высокотехнологичной компании, занимающейся разработкой инноваций, новых интеллектуальных продуктов и активно осваивающей новые сегменты ИТ-рынка.

CNews: На какие ИТ-продукты и услуги сохранялся спрос российских заказчиков в минувшем году? Как сместился их фокус?

Валерий Диденко: К сожалению, во многих случаях, для российского ИT-рынка структура спроса сильно зависит от финансовой составляющей, нежели от понимания целей, постановки задач и прогнозирования эффективности. Этот подводный камень и сыграл злую шутку со всеми без исключения, и почти полтора года рынок почти полностью зависел от потребностей госсектора и крупнейших компаний-заказчиков, которые тоже были вынуждены сократить свои расходы. Если оценивать ситуацию с этой позиции, то можно сделать вывод, что более-менее устойчивые позиции сохранили ИT-консалтинг, а также разработчики программных решений и интернет-проектов. То есть, перестав тратить большие средства на покупку оборудования, заказчики старались более эффективно использовать уже имеющееся путем развития и совершенствования ПО, улучшения обслуживания. При этом требования к таким продуктам возросли, поскольку основной задачей стал поиск путей, как наиболее эффективно их использовать и как по максимуму применять оборудование. Другой сегмент, которому удалось частично устоять, - это ИT-аутсорсинг. В данном случае причина понятна: для многих заказчиков это был удобный способ снижения издержек.

И все же в России можно выделить несколько отраслей, представители которых либо не сокращали инвестиции в ИT, либо урезали их не столь значительно. Это, конечно, госсектор, который, пусть и в меньших объемах, но продолжал развитие в данном направлении, нефтегазовая отрасль, ТЭК и ряд других, например, крупные интернет-поисковики. Для них, как и прежде, осуществлялась комплексная работа: создание и внедрение ПО и интеллектуальных решений, поставка оборудования, ИT-консалтинг.

CNews: Какие ИТ-направления сегодня целесообразно усиливать поставщикам, по вашему мнению?

Валерий Диденко: На мой взгляд, усиливать те или иные направления сегодня – это уже довольно запоздалое решение. Это нужно было делать еще «вчера», что некоторые передовые компании прекрасно понимали и проводили предварительную подготовку. Я уверен, что очень скоро мы услышим о серьезных проектах, некоторые из которых вполне смогут оказать заметное влияние на развитие целых отраслей.

Если говорить о перспективных направлениях, то, поскольку в ближайшем будущем ключевыми станут вопросы качества, эффективности и многофункциональности программных продуктов, здесь ответ очевиден: разработка и внедрение решений любого уровня сложности, ИT-консалтинг и другие ИT-услуги. Да, дистрибуция в чистом виде никогда и никуда не исчезнет, но она станет лишь средством, обеспечивающим решение стратегических целей компаний и дополняющим интеллектуальное ПО.

В этом аспекте существенно возрастут требования к профессиональному уровню специалистов в ИT-сфере, причем как со стороны исполнителей работ, так и со стороны заказчиков. Опыт «Стинс Коман» показывает, что представители бизнеса и многих госструктур за последние годы стали более компетентно подходить к анализу технических вопросов, формулированию целей и задач, прогнозированию ресурсов и функциональности продуктов, что не может не радовать. Данная тенденция говорит о том, что спрос выходит на более интеллектуальный уровень и изменяется на прагматичный, рациональный стиль поведения. И этот фактор также должен учитываться в политике поставщиков услуг, решений и оборудования.

CNews: Каким образом может развиваться инновационный бизнес в ситуации экономического спада, на ваш взгляд?

Валерий Диденко: Развитие инноваций серьезно зависит от политики государства, стратегических целей крупнейших компаний, устойчивости и динамичности среднего и малого бизнеса, от совершенствования правовой и налоговой базы, а также от уровня экономического, социального и интеллектуального развития населения. Отчасти инновации – это философский вопрос, тесно связанный с социокультурными особенностями общества, стремлением к новому, с готовностью к риску. В России бизнес сильно зависит от действий властей, а уровень проникновения информационных технологий находится на достаточно низком уровне. И это не может не влиять на развитие инноваций, в том числе и в сфере ИT.

Тем не менее, многие ИT-компании стремятся найти ресурсы для данного направления. Единой методологии не существует, но, исходя из опыта ГК «Стинс Коман», могу сказать, что в период кризиса мы постарались максимально сократить издержки и вложить высвобождаемые средства в разработку новых программных продуктов и высокотехнологичных решений, в повышение квалификации наших специалистов, в поиск новых рынков.

Грубо говоря, мы не проедаем то, что у нас есть, а вкладываем «в мозги», в перспективные проекты, в стратегический анализ и подготовку «почвы». И пусть не все проекты, которые мы задумали, принесут должный эффект, но несколько из них обязательно «выстрелят» в ближайшее время и окупятся сторицей.

Конечно, такую политику необходимо реализовывать крайне осторожно, иначе есть риск переоценить свои силы и вообще потерять бизнес. Несмотря на то, что мы «просели» достаточно серьезно, нам удалось, во-первых, сохранить высокопрофессиональный коллектив, а, во-вторых, хорошо подготовиться к рывку, который позволит «Стинс Коман» выйти на совершенно иной уровень.

CNews: Каким направлениям бизнеса вы уделяли приоритетное внимание в 2009 г.? Какие антикризисные меры были предприняты в компании?

Валерий Диденко: В 2009 году мы сделали ставку на развитие высокотехнологичного профиля компании. Мы выделили несколько ключевых направлений, на которые бросили все силы. Среди них можно выделить лазерные технологии, которые, помимо других рынков, используются в лазерном измерителе скорости «АМАТА», который производит наша компания, и предназначенном для повышения безопасности дорожного движения.

В области разработок программного обеспечения «Стинс Коман», являясь головным исполнителем работ с 2001 по 2005гг. по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы реагирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России (АИУС РСЧС), совместно с одним из партнеров на программном уровне интегрировал в нее диспетчерскую систему 112. Теперь это полноценная, комплексная система, готовая к внедрению  на всей территории России. В сегменте внедрения высокоинтеллектуальных решений в 2009 году мы активно продвигали продукт компании iRM/Openlink – ведущего мирового производителя решений для энергетических компаний, предназначенные для трейдинга, прогнозирования и оптимизации. В настоящий момент стартовали пилотные проекты с несколькими ведущими представителями ТЭК, и в ближайшем будущем о них будет объявлено. Помимо этого, нами был проведен ряд подготовительных мероприятий, направленных на поглощение нескольких компаний – разработчиков программного оборудования, что даст нам дополнительное преимущество в направлении ПО.

Серьезное внимание мы уделили партнерству с израильской компании RiT Technologies, акционером которой является «Стинс Коман». Серия перспективных разработок данного производителя в ближайшее время появится на ИT-рынке. Особенно актуально это становится в тот момент, когда на высшем государственном уровне ведутся дискуссии относительно сотрудничества между Россией и Израилем в области инноваций – такие стратегические партнерства мы создаем уже продолжительное время.

Конечно, не буду отрицать тот факт, что такая политика дается нелегко, и нам пришлось принимать достаточно жесткие антикризисные меры. Во-первых, мы отказались от части непрофильных и убыточных активов, привлекли дополнительное финансирование, бросили все силы на снижение дебиторской задолженности, максимальное снижение издержек. Во-вторых, мы стали более точечно работать с сотрудниками. Жесткая система планирования и контроль, сокращение представительских расходов, повышение требований к уровню квалификации. Эти меры плюс ряд серьезных контрактов с крупными корпоративными клиентами позволили нам подойти к моменту, который можно охарактеризовать как снижение остроты кризиса, в полной боевой готовности.

CNews: Какова ваша стратегия развития на ближайшее время? Какие направления будут для вас приоритетными и почему?

Валерий Диденко: Стратегия «Стинс Коман» - развитие высокоинтеллектуальных продуктов, передовых технологий и инноваций и экспертно-консалтинговая деятельность. При этом, безусловно, классическая дистрибуция и системная интеграция в чистом виде остаются нашими профильными направлениями. Тесное сотрудничество с RiT Technologies открывают хорошие перспективы на международный рынок, а наличие эксклюзивных партнерских соглашений с рядом иностранных вендоров позволяют предлагать в России уникальные решения. Рынок Enterprise требует больших вложений, но и в то же время отличается высокой маржинальностью – подобной взаимосвязи нет в розничном сегменте. Спектр отраслей, в которые мы уже вошли и планируем входить с новыми продуктами, не так широк, но все они отличаются высоким экономическим потенциалом.

CNews: Как скоро, по вашим ожиданиям, российский ИТ-рынок сможет выйти на докризисный уровень?

Валерий Диденко: Я думаю, что нельзя только в денежном выражении оценивать перспективы российской ИT-индустрии, особенно в сравнении с докризисным уровнем. Рынок будет другой, и для этого видны все предпосылки. Меняются требования к качеству программных продуктов и консалтинговых услуг, повышается профессиональная компетентность заказчиков, очевидно преобладание (или, во всяком случае, стремление к преобладанию) интеллекта над «железом» в сочетании с рациональным подходом и повышением эффективности. Кризис вполне может стать периодом завершения бурной молодости ИT-рынка – пора подключать разум. Кто вовремя это сделает, тот и сможет быть впереди всех. Думаю, что «фазовый переход» из докризисного «устойчивого» состояния в послекризисное «устойчивое» состояние завершится в 2012г., если не произойдет каких-либо новых потрясений.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS