Обзор подготовлен

версия для печати
Курс на розничный бизнес определяет модернизацию ИТ-инфраструктуры банков

Курс на розничный бизнес определяет модернизацию ИТ-инфраструктуры банков

Как известно, банки являются одними из самых консервативных организаций, ведь они максимально заинтересованы в том, чтобы использовать проверенные и доказавшие свою надежность решения, обеспечивая непрерывный сервис для своих клиентов и сотрудников. Сегодня приходится работать сразу на всех фронтах, чтобы адаптировать ИТ-системы к реалиям рынка.

Банки планомерно проникают в супермаркеты и торговые центры. Практически в каждом из них можно найти не одного, а сразу нескольких сотрудников различных банков. Сегодня это справедливо не только для миллионных городов, но и для мелких населенных пунктов, не являющихся даже областными центрами. Банки ведут наступательную политику в борьбе за новых клиентов, открывая небольшие офисы, для которых создание собственной серверной инфраструктуры совершенно нелогично.

Банковский сектор приблизился к очередному этапу централизации, создавая высокопроизводительные и защищенные центры обработки данных. Это позволяет устанавливать на любых рабочих местах исключительно терминалы или тонкие клиенты, производя весь процессинг в ЦОДах. Как отмечает Владимир Щетинин, директор департамента Центр разработки инфраструктурных решений компании "Ай-Теко", благодаря данной тенденции за прошедший год в России сохранился высокий показатель роста площадей ЦОДов. В то же время в США данный сегмент рынка почти не развивается.

Рост числа сотрудников и клиентов также приводит к необходимости расширения хранилищ данных. Количество информации, обрабатываемой банком ежеминутно, растет лавинообразно. Соответственно, ИТ-директорам приходится искать новые способы защиты, хранения и архивирования данных.

"Если в 2009 году для оценки необходимого дискового пространства мы исходили из скромного значения 30 Мб на клиента в год, то сейчас в это даже не верится. В процессе отказа от использования бумажного обмена между сотрудниками ожидаемо увеличилось количество электронных изображений. Теперь мы рассчитываем объемы из соображений 1Gb на клиента в год. Думаю, что требования к скорости роста объемов хранилища будут увеличиваться примерно такими же темпами и в следующем году, – говорит Максим Волков, руководитель экспертной группы банковских коммуникаций СБ Банка. –Увеличение объемов хранимых данных повышает требования к пропускной способности каналов связи, LAN и корпоративной VPN. В частности, в рамках СМЭВ идет внедрение предписанных ViPNet Coordinator HW1000".

ИТ-департамент и банковская деятельность

Хотя в современных банках информационные технологии играют большую роль, далеко не все игроки рынка выработали приемлемые схемы взаимодействия ИТ-департаментов и других бизнес-единиц, а также механизмы постановки бизнес-задач для закупки и модернизации информационных систем.

"Динамичное развитие банковских услуг требует согласованной работы бизнес-подразделений банка и ИТ-департамента при внедрении новых сервисов и продуктов, –говорит Алексей Тетюшкин, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами компании CTI. – Однако на практике часто возникают сложности во взаимодействии, к тому же банки стараются оптимизировать затраты, и поэтому рассматривают решения разных поставщиков. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на проработку и внедрение решений тратится много времени, растет нагрузка на ИТ-подразделения, вызывая нехватку человеческих ресурсов".

В действительности, как отмечают представители банка "Траст", сегодня в банковской сфере 9–11% сотрудников занимаются непосредственно информационным технологиями. Безопасность и надежность банковских систем является ключевым элементом успешной работы кредитной организации на современном конкурентном рынке, поэтому наиболее развитые банки уже давно обзавелись резервными центрами обработки данных с полным комплектом дублирующего оборудования. Кроме того, ЦБ РФ строго рекомендует иметь четкий план действий в случае чрезвычайных ситуаций, в том числе и по отказам ИТ-инфраструктуры. Однако стоимость таких мер вынуждает руководство искать новые способы повышения доступности систем и качества предоставляемых услуг.

"Внедрение новых технологий обработки данных и средств автоматизации бизнес-процессов позволяет создавать новые сервисы для клиентов или существенно повышать качество уже оказываемых. Критичность банковских бизнес-процессов и высокие требования к качеству ИТ для поддержки этих процессов нередко заставляют банки скептически относится к передаче части ИТ-функций на аутсорсинг. Зачастую банки вынуждены проводить работы по модернизации, не прибегая к использованию внешних подрядчиков, – отмечает Денис Галкин, ITSM-консультант отдела управления ИТ-инфраструктурой, "Ситроникс ИТ" В России. – В этом случае одним из выходов является создание собственной аффилированной структуры, полностью отвечающей за развитие ИТ-инфраструктуры и автоматизацию бизнес-процессов банка".

Быстрый эффект дают технологии виртуализации, основные преимущества которых заключаются в снижении стоимости владения, удобстве обслуживания и гибкости. Как отмечают специалисты "Ай-Теко", сегодня в виртуальную среду переводится все больше серверов, в том числе обеспечивающих работу критических бизнес-приложений, например базы данных и корпоративная почта.

"Особо стоит отметить активный рост числа проектов по виртуализации рабочих мест. Это связано как с процессами централизации обработки и хранения информации во многих банках, так и с тем, что сама технология виртуальных рабочих столов (VDI) достигла достаточно высокого уровня зрелости, – заметил Владимир Щетинин, директор департамента Центр разработки инфраструктурных решений компании "Ай-Теко".

Лезвия для урезания бюджета

Долгое время кредитные организации использовали в качестве основных вычислительных комплексов мейнфреймы – старые, добрые, надежные и очень дорогие системы. Однако большинство компаний, производивших специализированные суперкомпьютеры прошлого века, не выдержали конкуренции. В результате такие бренды как DEC, SUN, Sequoia и другие просто исчезли. Банкам пришлось выбирать фактически между IBM и HP.

Как следствие, мейнфреймы, став эксклюзивным решением, становились все дороже, и первое время банки просто соглашались с постоянным повышением цен. Но сегодня большинство кредитных организаций ищет возможность оптимизировать затраты на информационные технологии, рассматривая альтернативные варианты. Именно поэтому в банковском секторе все более популярными становятся высокопроизводительные кластеры, главным образом использующие blade-серверы. Технология установки компактных серверов на универсальные шасси позволяет достичь высокой вычислительной мощности на единицу площади, одновременно обеспечивая оптимизацию затрат при миграции с дорогих многопроцессорных систем. При достижении сравнимой с мейнфреймами производительности, blade-серверы занимают приблизительно в два раза меньше места, потребляют в три раза меньше энергии и стоят почти в четыре раза дешевле.

Дальше – в облака

В качестве альтернативы выступают облачные вычисления. Когда банк "арендует" серверы или просто вычислительную мощность, оплачивая ее использование по времени, он может привлекать дополнительные ресурсы по требованию. При этом поставщики услуг способны создавать ЦОДы, эксплуатация которых обходится дешевле сразу по нескольким причинам, таким как удачное географическое размещение, высокая утилизация ресурсов, параллельная работа сотрудников над несколькими проектами и так далее. Однако банкам по-прежнему сложно доверить свои процессы сторонним компаниям, в результате чего ИТ-директорам приходится искать решения столь же доступные как публичные облака, но столь же надежные как военный бункер. Впрочем, ведущим игрокам удается успешно решать текущие проблемы своими силами, все же планируя перейти "в облака" в будущем.

"Наш банк успешно централизовал все вычисления на базе двух центров обработки в Москве (основной и резервный), внедрил технологию "тонкого" клиента для объектов сети в регионах, использует каналы на базе интернета для своих банкоматов и офисов, – комментирует Сергей Ларченко, главный операционный директор банка "Траст". – Мы активно наращиваем вычислительные мощности за счет технологий blade-серверов. На подходе несколько пилотов на основе облачных технологий".

Наблюдая рост спроса в данном секторе, крупнейшие производители корпоративных решений уже представили программно-аппаратные комплексы для создания частных облаков, удовлетворяющие требованиям банков.  В качестве примеров можно привести такие продукты как НР CloudMatrix, IBM Cloud Burst, vBlock, а также программную систему VMWare vCloud Director. Потенциально данные системы позволяют не только оптимизировать существующую инфраструктуру, но и подготовить новые сервисы для клиентов банка.

Сегодня многие банки также рассматривают возможность внедрения новых аналитических средств, позволяющих обрабатывать большие объемы данных для проведения комплексной аналитики и скоринга. В дополнение к этому все больший интерес вызывают инструменты класса Application Delivery Networking, также называемые балансировщиками приложений. Инновационные продукты данной категории позволяют повысить качество предоставления сервиса даже при взрывном росте запросов от клиентов банка через интернет и мобильные приложения.

Андрей Шуклин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS