Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Обзор подготовлен

версия для печати
Российский рынок готовится к SaaS

Российский рынок готовится к SaaS

Облачные технологии уже не воспринимаются как пионерские новаторские технологии и все плотнее входят в список традиционных инструментов для создания прозрачных ИТ-решений. У крупнейших ИТ-компаний (SAP, IBM, Microsoft, 1С) за 2011 год в 2-3 раза выросла выручка по облачному направлению. Госсектор, как в мире, так и в России, стал рассматривать облако как панацею от чрезмерных расходов и ключ к модернизации.

С начала активного коммерческого применения облачных платформ прошло уже 10 лет, и за этот период в лидеры по их использованию ожидаемо выбились США. В 2011-2012 году в этой стране было закрыто более 100 дата-центров, без которых ранее было невозможно развитие сервисов, ранее финансировавшихся из госбюджета. Для оказания госуслуг правительство страны начинает использовать облачную инфраструктуру. В последние 3-4 года ситуация меняется, и на ближних рубежах к России – в Европе идет активное развитие облачного бизнеса у операторов ЦОДов. Появляются SaaS-решения, расширяющие предложение программного обеспечения на рынке, и возникают успешные истории применения облаков в классическом бизнесе для экономии миллиардов евро на документообороте, организации совместной работы и техническом оснащении офисов.

В России же облака находятся на низком старте - рынок очень ждет появления реальных кейсов из отечественной практики. У потенциальных потребителей до сих пор силен дух консерватизма в отношении новых технологий и моделей. «Желание обладать тем, за что заплачено, и нежелание трогать то, что уже работает, присущи нашему менталитету. К сожалению, это до сих пор отражается на методах развития ИТ во многих российских компаниях», - констатирует Алексей Давиденко, руководитель направления облачных вычислений дирекции ИТ-аутсорсинга компании «Астерос». 

На низком старте

Эксперты в один голос называют в числе ключевых проблем – отсутствие должной телеком-инфраструктуры (например, компания IBM готова предлагать на российском рынке услуги своего облака, но ближайшая точка входа к ним – Краков, или у Microsoft - Ирландия) и отсутствие доверия к подобной модели предоставления услуг - с позиций надежности, доступности и соответствия законодательству. По оценкам Александра Семенова, заместителя коммерческого директора «Рексофт», малое количество использующих SaaS-решения компаний по сравнению с Европой и США полностью зависит от непроработанного правового аспекта. Бизнесу непонятно, каково применение в данном случае закона о персональных данных, неясны гарантии защиты коммерческой информации, которую клиент хранит в облаке, нет четких процедур смены провайдеров.

Тем не менее, на рынке есть коммерческие решения, позволяющие защитить облако с конфиденциальными данными, соответствующие принятым законам о персональных данных. Проблема кроется в другом: действия маркетологов и продавцов скорее запутывают потенциальных клиентов и, особенно, партнеров, а не помогают в развитии этого рынка, говорит Михаил Козлов, управляющий партнер, консультант по развитию «Развитие.Ру». В качестве примера, по его словам, то, что участники традиционных каналов по продаже ПО и оборудования начинают волноваться, что их поставщики могут начать работать с клиентами напрямую, или что облачный бизнес уменьшит их маржу. «Соответственно задача производителей быть более убедительными в продвижении преимуществ новой модели для всех участников рынка».

Надежность облачного  провайдера сегодня с развитием  конкуренции на рынке перестает быть тайной для покупателей – многие вендоры и реселлеры таких продуктов проводят мероприятия для заказчиков, позволяющих узнать подробности работы решения, утверждает генеральный директор компании Unicloud (ГК «АйТи») Дмитрий Торшин.

«В идеале для подготовки к выбору провайдера стоит привлечь внутреннего или стороннего специалиста. Технический перечень требований включает около двух десятков основных позиций. Но анализ основных показателей уровня провайдера можно провести и не будучи техническим специалистом», - заявляет Всеволод Кузнецов, генеральный директор Gemilo Россия. По его словам, для облачного сервиса уровень качества доступа к сети должен соответствовать мировым стандартам – то есть, быть не ниже 99,9%. Непрерывность и уровень качества услуг должны обеспечиваться системой разделенных дата-центров, а сам провайдер должен предлагать техническую поддержку и возможность прямого взаимодействия с техническим персоналом в режиме 24/7. «Одно из преимуществ использования облаков в том, что потребитель имеет возможность покупать ровно столько, сколько необходимо на данный момент времени, поэтомубиллинг и управление учетными записями должны быть автоматизированы, чтобы заказчик мог контролировать стоимость и объем предоставленных услуг», - замечает эксперт.

На запасном пути

В идеальной схеме у компании сектора СМБ вообще должна отпасть необходимость в развертывании собственных ИТ-сервисов. Для функционирования ИТ-инфраструктуры потребуется только точка доступа в интернет и принтер, остальное будет предоставляться из облака сервис-провайдеров. При агрегации достаточно количества клиентов в одном облаке, его стоимость для конечного потребителя должна стать минимальной, так как в этом случае ресурс «железа» используется  практически на полные 100%, а не на 10-15%, как в случае собственного сервера. Стоимость лицензий (за счет приобретения их крупным пакетом) также будет минимальной.

Портфолио бизнес-приложений, которые возможно арендовать на различных облачных платформах (включая SaaS) для СМБ постоянно растет: по оценкам Cnews Analytics, на осень 2012 года их было не менее 100. Лидерами среди них являются почтовые решения и решения для совместной работы. Кроме них пользуется спросом аренда в облаке инфраструктуры (IaaS) для организации виртуальных рабочих мест и размещения специальных приложений, например, «1С».

В России пока чрезвычайно мало компаний, перенесших всю или почти всю (70%) свою ИТ-инфраструктуру в облако: обычно дело касается только стартапов, пилотных проектов или некритичных бизнес-процессов. Один из проектов полной миграции в области традиционного ритейла с 300 торговыми точками по всей России реализует интегратор ИТ-ГРАД. Кроме него, «Рольф» в Санкт-Петербурге решила полностью перенести хостинг своей ИТ-инфраструктуры в частное облако, управляемое внешним поставщиком.

Красноречивым доказательством реальных потребностей российского СМБ в SaaS можно считать перевод в такой вид одного из «горячих» направлений для автоматизации в СМБ – электронный документооборот. Опрошенные CNews интеграторы уверены, что у компаний этого сегмента до сих пор нет реальных потребностей в СЭД в том понимании, которое вкладывает в ЭДО российские клиенты. Для среднего и малого бизнеса не являются ключевыми такие задачи, как управление территориально-распределенными филиалами, контроль исполнительской дисциплины, договорный документооборот – самые востребованные функции в СЭД у крупного бизнеса в России.

Вместе с тем, конечно, есть задачи внутрикорпоративного общения, хранения информации, архивов документов, групповой работы. Для решения этих задач вполне достаточно существующих облачных сервисов, типа Google Docs, Dropbox, Bitcasa, Yammer. Скорее всего, СМБ и дальше будет идти по пути бесплатных или недорогих облаков, в том числе пользуясь и платными сервисами, которые имеют тенденцию к удорожанию. Так, осенью 2012 года популярный у СМБ-компаний электронный бухучет на базе SaaS-сервиса «Эльба» подорожал сразу на 25%, а его создатели аргументировали этот шаг тем, что «пока цены на сырье, ЖКХ и продукты безудержно растут каждый день, мы стараемся как можно реже менять свои тарифы, но, тем не менее, это неизбежно».

Михаил Демидов/СNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS