[an error occurred while processing this directive]
Обозрение "Рынок СЭД в России 2007" подготовлено
CNewsAnalytics

Новое в законодательстве о СЭД

Новое в законодательстве о СЭДДо недавнего времени применение электронных документов в России было регламентировано только в отдельных областях российского бизнеса,  таких как, например, банковская деятельность или рынок ценных бумаг. Тем не менее, тенденции развития экономики заставили в рамках модернизации российской правовой системы в последнее десятилетие ХХ — начале XXI века принять ряд специальных законов, устанавливающих общие положения организации электронного документооборота.

Базовые нормы, оказывающие воздействие на использование электронного документооборота, содержатся в таких российских законодательных актах, как Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Налоговый кодекс, а также Федеральных законах «О бухгалтерском учете», «О техническом регулировании» и некоторых других.

Кроме того, сейчас в России действует множество отраслевых законодательных норм, регламентирующих  применение электронных документов в тех или иных областях экономической деятельности. Причем эти положения в большинстве случаев  закрепляются в подзаконных  нормативных правовых актах. В качестве примера можно привести Положение о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов.

Российский законодатель, в свою очередь, постарался закрепить основные положения, относящиеся к применению систем электронного документооборота и в специальных законодательных актах, приняв Федеральный закон N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи» (далее — Закон об ЭЦП) и Федеральный закон N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон об информации). Эти два закона внесли в вопросы, касающиеся электронного документооборота некоторую определенность, унифицировали нормы регулирования и в итоге несколько упростили правила игры на этом рынке.

Законодательство  предоставило  юридическую поддержку использованию систем электронного документооборота в сфере государственного управления и предпринимательства, а также способствовало развитию электронной торговли. Кроме того, принятие федеральных законов ограничило возможность применения к отношениям в области СЭД подзаконных нормативных правовых актов и ведомственных норм.

Всеобщее равенство

Прежде всего, в этих двух законах было дано определение электронного документа. Впервые, понятие электронного документа было сформулировано в Законе об ЭЦП, а универсальное (и легальное, т.е. введенное в юридическую практику) определение  документа появилось лишь в прошлом году в Законе об информации. Согласно нормам закона электронный документ — это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Юридический смысл электронного документооборота заключается в придании ему юридической значимости и требуемой законодательством  формы.

Закон закрепляет по отношению к электронному документообороту ряд положений и требований. Основным из них является правовое признание электронных документов или сообщений, подписанных электронной цифровой подписью (ЭЦП) или иными аналогами собственноручной подписи, причем по содержанию они должны соответствовать документам, составленным на бумажном носителе, в соответствии с требованиями федеральных законов. Кроме того, электронные документы должны соответствовать в первую очередь общим нормам российского законодательства (гражданского, гражданского процессуального, арбитражного процессуального и т.д.).

Правила электронного делопроизводства в органах государственной власти и органах местного самоуправления должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительствам РФ. Обработка персональных данных в системах электронного документооборота должна осуществляться на основе принципов, закрепленных  Федеральным законом  о персональных данных 2006 г.

Говоря иными словами, законодательство фактически приравняло электронный документооборот бумажному.

Вместе с тем надо отметить, что российское законодательство, регламентирующее электронный документооборот, не является всеобъемлющим. Например, некоторые другие российские законы содержат нормы, прямо указывающие, что тот или иной документ не может быть составлен в виде электронного сообщения, подписанного ЭЦП. Например, закон "О переводном и простом векселе" допускает возможность составления простого и переводного векселя только на бумаге (бумажном носителе). Кроме того, можно упомянуть обязательное ведение в бумажной форме журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, закрепленное Постановлением Правительства РФ. 

Применение ЭЦП и ее аналогов

Применение электронных документов, а также придание им юридической значимости неразрывно связано с применением ЭЦП или ее аналогов.

Электронная подпись в электронном документе:

  • указывает, кем подписан электронный документ или электронное сообщение;
  • гарантирует, что электронный документ подписан уполномоченным  лицом;
  • обеспечивает подлинность и неизменность  подписанного документа;
  • обозначает выражение воли подписывающего лица;
  • проводит аналогии с необходимой письменной формой документа.

Электронная цифровая подпись в электронном документе считается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при соблюдении условий, которые устанавливает Федеральный закон «Об ЭЦП».

Новое в  законодательстве

Федеральный закон «Об информации»  закрепил ряд новых положений, связанных с документированием информации.

  • Введено понятие «электронное сообщение» — это информация, переданная или полученная с пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
  • Установлено, что электронные сообщения могут быть подписаны как электронной цифровой подписью, так и иным аналогом собственноручной подписи.
  • Предусмотрена возможность идентификации личности или организации, использующей инфо-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. Получатель электронного сообщения  вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами случаях даже обязан ее провести.
  • Установлено, что обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи рассматривается как обмен документами.

Стоит отметить, что последнее положение соответствуют нормам Гражданского кодекса РФ.

Положения «Закона об информации» отвечают также нормам Гражданского и Арбитражного процессуального  кодексов России, называющих  в числе письменных доказательств электронные документы, а также рекомендациям Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Рекомендации предусматривают, что в случае, когда стороны изготовили и подписали договор с помощью электронно-вычислительной техники, в которой использована система цифровой (электронной) подписи, они могут представлять в арбитражный суд доказательства по спору также заверенные цифровой (электронной) подписью.

В «Законе об информации» также прописаны принципы государственного регулирования в области защиты информации — установлены требования по защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства в этой области.

Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.

Нина Соловьяненко / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS