[an error occurred while processing this directive]
Обозрение "Рынок СЭД в России 2007" подготовлено
CNewsAnalytics

Перспективы совершенствования законодательства

Перспективы совершенствования законодательстваНа сегодняшний день в российском законодательстве вопросы, регламентирующие электронный документооборот,  закреплены как в общих законодательных актах, так и некоторых специальных законах. Вместе с тем, для успешного развития систем электронного документооборота необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.

Некоторые базовые нормы, касающиеся электронного документооборота, отражены в Гражданском кодексе, Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Налоговом кодексе. К специальным законам  можно отнести Федеральный закон N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи» (Закон об ЭЦП) или Федеральный закон N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон об информации). Кроме того, ряд норм прописан в Федеральных законах «О бухгалтерском учете», «О техническом регулировании» и некоторых других.

Помимо вышеуказанных документов, сейчас в России действует множество отраслевых законодательных актов, регламентирующих  применение электронных документов в отдельных областях. Несмотря на то, что Закон об ЭЦП и Закон об информации несколько унифицировали нормы регулирования, ведомственные правовые нормы также играют большую роль в организации электронного документооборота.

Недостатки законодательства

Стоит отметить, что обеспечить  благоприятные условия электронному документообороту  только при помощи Закона об ЭЦП оказалось невозможным, поскольку он содержит как технические, так и некоторые принципиальные недостатки, которые мешают нормальному регулированию отношений в области электронного документооборота.

Прежде всего, нормы российского закона не соответствуют принципам иностранного законодательства и международного права. Например, в Законе об ЭЦП отсутствует принцип «технологической нейтральности», вне рамок закона остаются иные аналоги собственноручной подписи. Примечательно, что в Законе об информации, который был принят позднее, понятие иного аналога собственноручной подписи уже прописано. Кроме того, в Законе об ЭЦП было закреплено обязательное лицензирование деятельности удостоверяющих центров, что противоречит требованиям Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Помимо этого Закон об ЭЦП недостаточно скоординирован и с некоторыми другими законодательными актами Российской Федерации.

Закон об ЭЦП несколько усложнил правовые отношения и увеличил юридические риски, поскольку установил жесткую взаимосвязь электронной цифровой подписи, сертификата ключа ЭЦП и удостоверяющего центра, а значит, правовые последствия использования ЭЦП зависят от правомерности действий удостоверяющего центра. Говоря иными словами, сертификат ключа ЭЦП имеет юридическую силу только при условии правомерных действий не только владельца сертификата, но и удостоверяющего центра, который его изготовил. Также в законе отсутствуют нормы об ответственности удостоверяющих центров.

Еще одной причиной того, что инфраструктура электронного документооборота в России пока не создана, стало отсутствие подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона об ЭЦП, например, требований к материальным и финансовым  ресурсам удостоверяющих центров.

Вследствие указанных недоработок к участникам электронного документооборота предъявляются избыточные ограничительные и запретительные требования, что очень тормозит развитие СЭД в России.

Перспективы совершенствования законодательства

Для успешного развития систем электронного документооборота в России необходимо создать благоприятные и предсказуемые правовые условия. Для этого законодателям нужно проработать ряд вопросов.

Во-первых, необходимы законодательные гарантии законности и действительности юридических действий, совершаемых в интернете. Сейчас участникам электронного  документооборота  зачастую предъявляются требования о предоставлении для подтверждения сделки бумажных документов, подписанных собственноручными подписями сторон, а это требование невыполнимо при совершении сделок в электронной среде. Например, в некоторых случаях требуется предоставление таких документов, как  выписка из единого государственного реестра юридических лиц, копия документов, удостоверяющих личность или заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя для иностранных лиц. На сегодняшний день такие требования в электронном виде невыполнимы, поскольку они не соответствуют положениям Основ законодательства РФ о нотариате, которые ориентированы исключительно на бумажную форму документов и нотариального удостоверения электронных документов не предусматривают.

Во-вторых, необходимо установить некоторые общие правила и критерии, предъявляемые к электронному обмену данными. Сейчас законодательство никак не регулирует порядок передачи, получения, хранения электронных документов и иных электронных сообщений. В российском законодательстве нет единого представления о том, что является оригиналом, а что копией  документа в электронном виде, причем, ни один действующий закон или иной правовой акт РФ ситуацию не проясняет. Чтобы решить этот вопрос законодателям надо разработать универсальные правовые конструкции электронного документа, его оригинала и копии. Также, в дальнейшем возможно установление более жестких, чем при бумажном документообороте, критериев надежности электронных документов.

Наконец, очень важно должным образом проработать защиту интересов сторон,  использующих электронные документы для заключения сделок. Например, сейчас ограничены некоторые информационные права граждан и юридических лиц, прежде всего, право на доступ к информации, содержащейся в государственных информационных системах. Кроме того, ограничены возможности судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Один из путей совершенствования законодательства — стандартизация

Одним из способов совершенствования электронного документооборота является его стандартизация. Она позволяет более эффективно организовать работу с документами в сфере управленческой деятельности. В Федеральном законе «О техническом регулировании» записано, что стандартизация необходима для обеспечения технической и информационной совместимости, сопоставимости экономико-статистических данных, рационального использования ресурсов и т.п. Стандартизация должна осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов, причем, при разработке стандартов должны учитываться интересы всех заинтересованных лиц.

Международная организация по стандартизации (ISO) занимается разработкой международных норм и стандартов, в том числе в сфере делопроизводства и архивного дела.

Первый международный стандарт по управлению деловой документацией ISO 15489 «Информация и документация — Управление документацией» был издан в 2001 году. Он содержит общие требования по управления документами на всех видах носителей и во всех форматах, а также процедуры разработки и внедрения систем документооборота. Этот стандарт также может применяться и для работы с научно-технической документацией. За рамками документа осталось управление архивными документами, хотя  в некоторых странах под «управлением документацией» понимают и управление архивами.

В международном стандарте ISO 15489 управление документацией рассматривается как часть системы управления качеством, базирующейся на требованиях ISO 9001 и ISO 14001. Стандарт пригоден для всех систем документооборота, несмотря на то, что разрабатывался, в первую очередь, для нужд электронного документооборота. Он состоит из двух частей. Первая часть устанавливает основные принципы по управлению документацией в государственных и негосударственных организациях, создающих документы. Вторая — содержит описание процедур, помогающих обеспечивать управление документацией в соответствии с принципами, описанными в части первой. Предполагается, что в дальнейшем все требования к управлению документами во всех вновь публикуемых стандартах ISO/IEC будут формулироваться на основе ISO 15489.

В ряде стран мира уже проведены работы по созданию на основе ISO 15489 национальных стандартов по управлению деловой документацией. В Российской Федерации вопрос о необходимости разработки национального стандарта на государственном уровне находится на стадии обсуждения.

Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.

Нина Соловьяненко / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS