[an error occurred while processing this directive]
Обозрение "Рынок СЭД в России 2007" подготовлено
CNewsAnalytics

Дмитрий Калаев: Рынок далек от насыщения, но порог вхождения с каждым годом становится все выше

Дмитрий КалаевО сервис-ориентированной архитектруре СЭД, востребованности кросплатформенных решений, стандартах и потребностях описания бизнес процессов в СЭД и необходимости перехода на унифицированный формат электронного документа, использовании решений с открытыми исходными кодами в интервью CNews Дмитрий Калаев, заместитель генерального директора компания Naumen.

CNews: В последние годы наблюдается устойчивый рост российского рынка систем электронного документооборота. Как вы оцениваете процессы, происходящие на этом рынке? Насколько востребованы системы электронного документооборота в нашей стране? Предприятия какой сферы (малый, средний или крупный бизнес) и каких отраслей проявляют наибольший интерес к СЭД?

Дмитрий Калаев: По нашим оценкам, рынок далек от насыщения, хотя порог вхождения для новых игроков с каждым годом становится все выше — требования к поставщикам решений растут, и это нормальный процесс. Еще одним аспектом развития рынка СЭД является то, что на рынке отсутствует лидер. Это не связано с незрелостью рынка, причина заключается в том, что рынок СЭД охватывает много сегментов, и каждый из поставщиков специализируется в своих сегментах. К примеру, на российском рынке сегодня представлено около 50 поставщиков, а на зрелом рынке Германии работают 55 компаний — это говорит о том, что большая сегментация присуща и зрелым рынкам СЭД.

Основным потребителем решений СЭД  являются государственные структуры, и можно прогнозировать, что в ближайшие 2-3 года это доминирование сохранится. Также значительный интерес проявляют управляющие компании, промышленные предприятия и финансовые учреждения. Если говорить о размерах предприятий, то в первую очередь СЭД использует крупный и средний бизнес, причем «средний» не по российским, а по европейским меркам, т.е. с оборотом около $100 млн. в год.

CNews: СЭД выступают связующим звеном для уже существующих ИТ-систем компании, и в этом случае необходимо обеспечить интеграцию системы электронного документооборота с ними. Каким образом решается эта проблема вашей компанией? Чем, на ваш взгляд, является понятие сервис-ориентированной архитектруры СЭД — отражением маркетинговых игр или реальной необходимостью?

Дмитрий Калаев: Действительно, в большинстве случаев СЭД начинает использоваться на базе уже сформированной ИТ-инфраструктуры предприятия, и систему необходимо интегрировать со службами каталогов, справочниками других систем, увязывать ее в «сквозные» бизнес-процессы. Для облегчения этих работ наш продукт реализован в сервис-ориентированной архитектуре и использует для построения бизнес-цепочек язык BPEL, позволяющий создавать единый процесс на основе интеграции систем от разных поставщиков.

Пока сервис-ориентированная архитектура СЭД дает несколько меньшую отдачу, чем хотелось бы ожидать. В основном это связано с тем, что в реальных проектах приходится интегрироваться с унаследованными информационными системами, которые были созданы еще до наступления эпохи SOA и веб-сервисов.

Однако можно сказать, что эффективность внедрения СЭД с сервис-ориентированной архитектурой в ближайшие год-два серьезно возрастет. В первую очередь это связано с тем, что ведущие поставщики, такие как Oracle, IBM, SAP, Microsoft и др. в своих продуктах уже предоставляют возможность интеграции через веб-сервисы. Благодаря поддержке этих вендоров на предприятиях будет становиться все больше приложений, готовых к интеграции с использованием сервис-ориентированной архитектуры.

CNews: Компания Naumen — одна из немногих отечественных разработчиков, предлагающих кросс-платформенные решения на рынке систем электронного документооборота. Насколько востребованы кросс-платформенные решения СЭД в нашей стране? Каковы ваши прогнозы в этой области на ближайшую перспективу?

Дмитрий Калаев: Сегодня спрос к кроссплатформенным решениям высок, и мы прогнозируем его дальнейший рост. И этот рост мы связываем с несколькими факторами:

  • наступление периода слияний и поглощений на российском рынке — в результате этих рыночных процессов образуются структуры, которым нужно единое информационное пространство, но исторически у них используются разные платформы;
  • вынужденный переход от нелегального использования ПО к легальному — фактически никто до текущего года не задумывался, на какой платформе строить систему, т.к. «купить» решения от Microsoft можно было практически бесплатно. Сегодня, когда приходится выходить на полноценную политику лицензирования, бизнес начинает более осознанно выбирать решения, и далеко не всегда победителем оказывается решение от Microsoft;
  • еще один фактор — рост компаний: с увеличением объема информации и ростом нагрузки на информационные системы приходится обращаться к высокопроизводительным решениям от IBM, Oracle и др.

CNews: В последнее время все чаще раздаются голоса в поддержку использования программных решений с открытым исходным кодом. Как вы оцениваете перспективы использования такого ПО в государственных структурах РФ? Каковы сильные и слабые стороны таких решений? Могли бы вы привести примеры проектов, реализованных вашей компанией в этой области?

Дмитрий Калаев: Наша компания является единственным отечественным разработчиком, который строит все свои решения на базе продуктов Open Source, но это не исключает возможности создания решений и на основе коммерческих продуктов. Как мы уже говорили ранее, наши решения кроссплатформенны. С учетом нашей технологической позиции мы можем только приветствовать инициативы по использованию программных решений с открытым кодом в государственных структурах.

Оппоненты использования Open Source в государственных структурах говорят о низком качестве решений на базе открытых исходных кодов, о незрелости этих технологий — с этим мы категорически не согласны. Решения с открытым кодом как минимум не уступают решениям на базе проприетарного ПО, а зачастую оказываются даже более качественными. Конечно же, есть узкие сферы деятельности, в которых не всегда подойдут решения на базе Open Source, а удовлетворяющие решения на базе проприетарного ПО уже существуют — в этом случае надо взвешенно подходить к решению задачи.

В любом случае есть неоспоримые преимущества решений с открытым кодом:

  • Возможность снизить лицензионные платежи при тиражировании решений. Затраты на любой ИТ-проект состоят из стоимости работ по внедрению и поддержке системы и стоимости приобретения лицензий. В случае с открытым ПО стоимость лицензий можно сократить до нуля, и этот аргумент является очень весомым при тиражировании системы на сотни и тысячи рабочих мест.
  • Независимость от западных вендоров. Для стратегических отраслей снижение зависимости от иностранных поставщиков является веским аргументом. Как мы видим, сегодня любой уникальный ресурс (нефть, газ и др.) успешно используется для достижения политических целей, и не стоит умышленно ставить государство в зависимость от компаний, которые государство никак не может контролировать.
  • Инвестиции в экономику России. Представители органов власти сегодня много говорят об ориентации на высокие технологии и развитие ИТ-сектора в России, при этом самый крупный заказчик, государство, приобретая лицензий у западных вендоров, фактически инвестирует средства не в российскую экономику, а в иностранную. Пока рост ИТ-отрасли в России в значительной мере связан не с ростом высокотехнологичного производства, а с ростом объемов продаж зарубежных решений. При переходе на решения с открытым исходным кодом ситуация изменится — лицензионные платежи пойдут на создание рабочих мест для российских ИТ-специалистов.  

Если говорить о выполненных нами проектах в государственных органах на базе ПО с открытым исходным кодом, то одним из самых крупных наших проектов в 2006 году стал проект «Разработка типовой АИС регламентации проектной деятельности на примере ФЦП "Электронная Россия" в рамках создания единой государственной системы управления и передачи данных», выполненный для Минэкономразвития РФ. Результаты этого проекта планируется распространить примерно на 100 государственных учреждений,  и то, что проект выполнен на основе ПО с открытыми кодами, и владельцем результатов работ является МЭРТ, серьезно снижает затраты на дальнейшее тиражирование.

CNews: В качестве одного из преимуществ предлагаемой вашей компанией системы Naumen DMS заявлена разработка системы на основе компонентов с открытым кодом. Поясните, пожалуйста, какие конкретно компоненты используются при разработке системы? Каким образом это снижает стоимость владения системой? Могли бы вы назвать какие-либо другие ключевые преимущества предлагаемого вами решения?

Дмитрий Калаев: Мы можем предложить типовой вариант поставки продукта, в котором совершенно не используется  проприетарное ПО. Это значит, что заказчик не несет никаких дополнительных лицензионных затрат. В эту поставку входят такие компоненты как ОС Linux, СУБД PostgreSQL, сервер приложений Apache Tomcat, в качестве клиентского места выступает любой браузер (Mozilla, Opera, Internet Explorer и др.). Естественно любой из компонентов может быть легко изменен, например, вместо PostgreSQL наши крупные заказчики часто предпочитают использовать СУБД Oracle.

Такой подход дает два ключевых преимущества:

  • Возможность подобрать гибкую лицензионную политику, в том числе возможность лицензирования по фиксированной цене на целую организацию, что невозможно реализовать, если в состав решения входят сторонние платные компоненты.
  • Гибкая архитектура приложения, которое подстраивается под структуру предприятия. Например, если компания использует решения от Microsoft, то решение может базироваться на связке MS SQL, IIS, Active Directory и т.д.

CNews: Ваша компания использует при разработке систем электронного документооборота платформу компании SUN, в то время как большинство разработчиков СЭД используют популярные в нашей стране платформы Microsoft и IBM. Чем обусловлен выбор именно этой платформы? Не опасаетесь ли вы, что в случае падения популярности платформы SUN ваши программные продукты станут не конкурентноспособными на отечественном рынке?

Дмитрий Калаев: У нашего продукта нет жесткой привязки к платформе SUN — все компоненты полностью кроссплатформенные и работают на других платформах, таких как Microsoft, Linux и т.д. В этом плане рыночное положение нашего продукта никак не зависит от популярности конкретного вендора.

CNews: В России нет общепринятых стандартов для описания бизнес процессов в СЭД. Между тем автоматизация бизнес-процессов может проводиться только при описании их в определенной нотации, которая может исполняться самой системой СЭД. С одной стороны, все отечественные поставщики СЭД используют собственные уникальные нотации, которые применяются только в их продуктах, - описанные бизнес-процессы невозможно переносить в другие системы. С другой стороны, крупные вендоры поддерживаются ряда общепринятых нотаций, одной из которых является BPEL (Business Process Execution Language). Какие, по вашему мнению, существуют возможности для изменения этого сложившегося положения дел?

Дмитрий Калаев: До принятия стандарта BPEL возможности описывать бизнес-процесс в виде,  воспринимаемом различными приложениями, фактически не существовало. В значительной мере нам повезло, что утверждение стандарта BPEL и разработка нового поколения нашей СЭД совпали по времени. На текущий момент Naumen DMS является единственной отечественной системой, позволяющей легко переносить описания бизнес-процессов между приложениями различных вендоров и интегрировать в едином бизнес-процессе другие информационные системы.

Сложившаяся ситуация «закрытых» стандартов описания бизнес-процессов будет постепенно меняться. Как было справедливо отмечено, такие поставщики, как Oracle, IBM и др. уже сейчас переориентировали свои приложения на BPEL. Только что завершилось утверждение новой спецификации BPEL 2.0, предлагающей более гибкие возможности по построению бизнес-процессов. И если создателями предыдущей версии были в основном такие «тяжеловесы», как BEA Systems, IBM, Microsoft, SAP и Siebel Systems, то над версией 2.0 трудились уже более 100 поставщиков программного обеспечения.

CNews: Ваша компания является одним из крупнейших разработчиков программного обеспечения в области электронного документооборота и известна, прежде всего,  благодаря продукту NauDoc. Как вы оцениваете положение вашей компании на рынке СЭД?

Дмитрий Калаев: Наши позиции сильнее в сегменте решений для автоматизации бизнес-процессов, чем среди решений для автоматизации работы канцелярии, секретариата и архивного хранения. По нашему мнению, основанному на анализе рынка и конкурентных предложений, мы входим в тройку лидирующих поставщиков решений для автоматизации бизнес-процессов. Однако в 2006 году мы были менее заметны на рынке, чем в предыдущие годы — это было связано с выпуском второго поколения нашей СЭД-платформы — продукта Naumen DMS.

CNews: Каков ваш прогноз развития рынка СЭД на ближайшие годы? Каких изменений можно ожидать на этом рынке в России в 2007 и в 2008 годах? Каковы планы вашей компании на 2007 год и на следующий — 2008 год?

Дмитрий Калаев: По нашим оценкам, рост размеров рынка СЭД, как это и предсказывают аналитики, сохранится на уровне 30-40% в год. Наши собственные планы — увеличивать оборот примерно в два раза быстрее рынка, на 60-80% в год. Думаю, что резких изменений на рынке СЭД не произойдет. Будет продолжаться процесс стандартизации и унификации решений, рынок будет переходить из стадии бурного роста к постепенной стагнации, которая наступит не ранее 2010 года.

Еще одной наблюдаемой тенденцией является смещение интереса от крупных проектов к среднему и малому бизнесу, но для таких перемен требуется не только изменение структуры спроса, но и переход компаний-поставщиков решений от выполнения уникальных, нетиражируемых проектов к удовлетворению массового спроса.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS