[an error occurred while processing this directive]

Портальные преимущества для госструктур

Основные преимущества применения порталов в органах государственной власти сосредоточены в области совместной работы пользователей, улучшения доступа к информационным ресурсам организации, развитых интеграционных возможностей — объединении приложений, программных продуктов и т.д. — на «едином экране».

Портал — ведомственное «единое окно»

Ведомствам с территориально распределенной структурой внедрение портала выгодно, поскольку сотрудники всех подразделений получают единый доступ к документам, могут вести общие базы данных и поддерживать информационный обмен, отслеживать изменения ключевых параметров. Например, портальные технологии позволяют из всех территориально разбросанных баз данных получать и структурировать информацию, визуализировать ее и анализировать общую картину. Информация передается по каналам связи с использованием web-архитектуры, при этом обеспечивается требуемый уровень безопасности.

Примером организации внутриведомственного информационного обмена на основе единых портальных решений служит ФТС России. В структуру таможенных органов входит 39 таможен и 694 таможенных поста, разбросанных по всей территории страны. Существующая информационная система позволяет автоматизировать основные операции таможенного оформления грузов, минимизируя ручной ввод. Инспектор имеет возможность получить электронную копию предъявленной декларации, а также информацию о товарах, ранее вывезенных по ней, и разнообразные справочные данные. Благодаря порталу облегчается сбор и предварительная обработка информации от региональных подразделений.

Другим образцом использования интеграционных решений может послужить созданный Росстатом портал межведомственного электронного взаимодействия с более чем 50 различными организациями, которые участвуют в подготовке статистических данных.

Пример организации межведомственного взаимодействия с использованием портала

Пример организации межведомственного взаимодействия с использованием портала

Источник: РБК СОФТ

Интересен опыт ЦИК России, который развернул информационный комплекс «ГАС Выборы», включающий 90 взаимодействующих порталов ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Федерации. На главном интернет-портале «ГАС Выборы» отражается вся оперативная и полная информация о ходе выборов, организована информационно-справочная подсистема, с помощью которой члены ЦИК и региональных избиркомов работают с данными.

Для ведомств, у которых территориальная структура отсутствует, внедрение портала может быть полезно благодаря его интеграционной составляющей, способной, например, решить проблему  консолидации информации из отдельных баз данных (баз данных разных ведомств) с предоставлением доступа к обобщенной информации для всех сотрудников. Кроме того, портал — более универсальное, гибкое, многофункциональное средство создания и управления контентом, чем сайт. Например, используя портальные технологии можно организовать автоматическое размещение информации в сети (автоматизированная публикация информации).

Портальные возможности для сотрудников

Портал предоставляет широкие возможности не только внешним пользователям, но и сотрудникам организации. Среди доступных сервисов можно назвать: управление информационными ресурсами и базами данных; анализ и мониторинг информации; публикация материалов, размещение документов; возможности совместного доступа и работы с ведомственными базами данных (реестры, справочники, карты).

Для каждого сотрудника организации портал — это единое средство доступа к корпоративным приложениям, информации и процессам, своеобразное «единое окно». Портал способен обеспечить представление сводных данных из различных корпоративных приложений, из «одной точки» пользователям открыт доступ ко всей информационной инфраструктуре. Внедрение портала позволяет выделить общие для нескольких ИТ-систем процессы, базы данных, к которым они обращаются, и на этой основе связать их в единое целое. Кроме того, интеграция возможна на уровне пользователей, обращающихся к разным разделам корпоративной вычислительной сети или разным приложениям за счет использования единых учетных данных пользователя.

Работать со всем набором ИТ-ресурсов организации сотрудник сможет только после процедуры регистрации. В этой связи важным оказывается вопрос доступа, который эффективно решается с помощью портала. Современным портальным решениям свойствен мощный сервис каталогов (Directory), обеспечивающий развитые средства администрирования и унифицированного контроля прав доступа на основе ролей.

У каждой ИТ-подсистемы имеется своя модель идентификации. Чтобы начать работу, пользователю необходимо помнить определенный набор правил доступа. За счет технологии однократной регистрации (SSO — single sign-on) портал может предоставить доступ ко всему многообразию приложений, необходимых данному конкретному пользователю в его работе. Не смотря на то, что интерфейс портала может настраиваться конечным пользователем с учетом его привычек и навыков, степень свободы в таких настройках управляется администратором. Таким образом можно достичь оптимального баланса учёта личных предпочтений и информационной политики организации. Каждый сотрудник пользуется своими сервисами — от отчетов до сервиса пропусков.

В настоящее время порталы есть у ряда передовых министерств и ведомств, в числе которых ФТС России, ФНС России, Роснедвижимости, Минэкономразвития, Минсвязи, Минобрнауки и др. Подобным инструментом обзавелось и правительство Москвы. Во многом завершению создание Правоохранительного портала, благодаря которому граждане и организации смогут из «первых рук» получать информацию и рекомендации, а интерактивные сервисы портала позволят общественности активно участвовать во взаимодействии с правоохранительными органами. С помощью этого портала можно проверять автомобили на предмет угона, выявлять поддельные документы, находить пропавших людей, оформлять загранпаспорта и так далее. Создан и начал свою работу портал Федерального Собрания Российской Федерации (Государственная Дума ФС РФ и Совет Федерации ФС РФ). В большинстве регионов пока только ставятся задачи создания такого рода порталов, хотя и здесь есть свои лидеры — Чувашия, Мордовия, Московская область и ряд других.

Илья Кошелев, Наталья Рудычева / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS