[an error occurred while processing this directive]

Трудный путь к ИТ-аутсорсингу

В условиях значительного увеличения сложности информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей работу органов государственной власти, все большее развитие получает аутсорсинг не только отдельных продуктов и групп аппаратных систем, но и в сфере поддержки ИТ-систем, их дальнейшей эксплуатации и сопровождения жизненного цикла. Но развитие этого направления встречает порой непреодолимые препятствия.

Аутсорсинг — управленческая концепция, призванная повысить эффективность и снизить стоимость бизнес-процессов, путем их передачи в управление сторонним поставщикам услуг. ИТ-аутсорсинг, будучи известен достаточно давно, стал популярен среди российских компаний и предприятий, относительно недавно — около 5-6 лет назад. Несколько позднее — 3-4 года назад — отмечен рост интереса органов государственной власти к ИТ-аутсорсингу. В тоже время содержание, вкладываемое в это понятие различными участниками рынка, может существенно отличаться, в зависимости от сферы предоставляемых или потребляемых ИТ-услуг.

Структура внешних ИТ-услуг

Структура внешних ИТ-услуг

Источник: Gartner

Виды ИТ-аутсорсинга

Виды ИТ-аутсорсинга

Источник: IDC

Рост интереса и востребованности ИТ-аутсорсинга, со стороны органов государственной власти 3-4 года назад, был связан со значительным улучшением их ИТ-оснащенности. В первую очередь эти тенденции затронули ряд крупных федеральных органов государственной власти и государственных организаций экономического блока, а так же выполняющих фискальные и контрольно-счетные функции: Банк России, Минфин, ФНС России, ФТС России, ФСФР, Федеральное Казначейство, Счетная Палата РФ, ЦИК России, Росстат.

В последние два года число госорганов, заинтересованных в ИТ-аутсорсинге, существенно увеличилось. Это связано с реализацией масштабных ИТ-проектов и федеральных целевых программ (ФЦП), в рамках которых финансировалось и финансируется ИТ-перевооружение органов государственной власти. Так значительный вклад наблюдается со стороны примерно 25 ФЦП. В числе крупных ИТ-проектов можно назвать создание ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», а также ведомственных телекоммуникационных сетей и ИТ-систем ранее названных и других органов государственной власти федерального уровня. Стимулирующим фактором является стремление использовать ИТ для решения новых масштабных задач мониторинга качества государственного управления и территориального развития России.

Задачи последних двух лет, например, обеспечение мягкой монетизации льгот, стимулировали дальнейшее развитие существующих и разработку новых ИТ-систем, а так же — усилили интеграционные процессы.

Следуя сформулированным целям и оформившимся направлениям развития 2005 года, можно достаточно уверенно утверждать, что в ближайшее время в качестве новых локомотивов ИТ-оснащения органов государственной власти выступят реформы ЖКХ и муниципального управления, а так же административная реформа в целом. В условиях, когда часть властных полномочий передается на муниципальный уровень, ИТ-оснащенность органов государственной власти будет только увеличиваться. Иначе органы муниципального управления, число которых после одноименной реформы, по-видимому, увеличится в два раза и превысит 22 тысячи, «выпадут» из единого информационного пространства органов государственной власти России. В этих условиях потребности органов государственной власти всех уровней в ИТ-аутсорсинге будут расти и в значительной степени оформится их структура. 

Аутсорсинг в структуре услуг

Аутсорсинг в структуре услуг

Источник: IDC, 2004 г. «Russia IT Services Analysis and forecast 2002-2007»

Государственные организации в настоящее время в основном используют лишь традиционный аутсорсинг — это поддержка рабочих мест, разработка, внедрение и сопровождение информационных систем, администрирование прикладных систем. ИТ-аутсорсинг активно используется в области прикладных программных продуктов и отдельных групп оборудования, например, сетевого, серверного, корпоративных систем хранения информации. Об аренде инфраструктуры (SISP) речь не идет, как и о передаче вовне основных бизнес-процессов.

В значительной степени сдерживает развитие даже «простого» аутсорсинга в госорганах размер отечественных компаний или их подразделений, способных осуществлять ИТ-аутсорсинг, потребность в страховании масштабных рисков и неразвитость страхового рынка в России, некоторые ограничения в нормативно-правовой сфере и специфические риски, связанные с режимными ограничениями для органов государственной власти.

Существенные, а порой и непреодолимые сегодня сложности встречают органы государственной власти при появлении намерений реализовать общесистемный аутсорсинг масштабной ИТ-инфраструктуры, или передать на аутсорсинг ИТ-инфраструктуру какого-либо органа государственной власти целиком, даже относительно небольшого, где работают не более нескольких первых сотен сотрудников. Все это скорее препятствует, чем сдерживает развитие этих направлений ИТ-аутсорсинга.

Сергей Середа, Сергей Шалманов / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS