[an error occurred while processing this directive]

Готовность регионов к е-правительству

Важной составляющей готовности России к информационному обществу является ее готовность к реализации услуг «электронного правительства». Концепция е-правительства предлагает путь, гарантирующий достижение целей, стоящих перед государственными организациями, и заключающийся в предоставлении всем служащим, коммерческим организациям и населению централизованной, доступной, своевременной, полной и точной информации.

«Электронное правительство» способствует повышению эффективности государственного управления. Без автоматизации этого процесса органам местного самоуправления невозможно выстроить систему предоставления качественных услуг населению и взаимодействия с ним, обеспечить необходимый уровень стандартов государственных услуг и оперативность работы органов власти.

Успешность и оптимальная эффективность функционирования программы «Электронное правительство» напрямую связаны с тем, насколько широко она охватывает все регионы страны.

Индекс готовности регионов к е-правительству

В качестве информационно-аналитического инструмента для выработки, проведения и корректировки политики развития e-правительства на федеральном и региональном уровнях дирекцией по мониторингу развития информационного общества Института развития информационного общества (ИРИО) был разработан индекс готовности регионов России к «электронному правительству». Индекс позволяет более-менее точно оценить уровень подготовленности региона к реализации услуг органов власти на основе ИКТ, выявить основные проблемы и препятствия, проанализировать их причины, чтобы в дальнейшем просчитать наиболее оптимальный путь реализации данной концепции.

Индекс готовности российских регионов к e-правительству складывается из оценки пяти параметров:

  • ИКТ-инфраструктура.
    • Доступ органов власти к ИКТ.
    • Доступ к ИКТ населения и бизнеса.
  • Состояние человеческого капитала (уровень образования, навыки использования ИКТ, мотивация использовать интернет и услуги «электронного правительства»).
  • Нормативная правовая база.
  • Предоставление органами власти информации и интерактивных услуг для населения и бизнеса (оценка официальных сайтов).
  • Использование услуг «электронного правительства» населением и бизнесом.

ИКТ-инфраструктура оценивалась по двум показателям: доступ органов власти к ИКТ и доступ к ИКТ населения и бизнеса. Эти показатели существенно различаются в зависимости от уровня органа власти и от региона. Достаточно хорошо оснащены компьютерами и ЛВС, активно используют интернет и интерактивные сервисы федеральные органы власти (включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в регионах, городах и районах). В наименьшей степени доступом к ИКТ обеспечены органы местного самоуправления России, многие из которых вообще не имеют компьютеров. Число компьютеров у населения России постоянно растет, но по-прежнему не достигает значительного числа. Аналогичная ситуация наблюдается  и при подсчете количества активных пользователей интернета — потенциальных потребителей услуг электронного правительства: их число в значительной степени дифференцировано по отдельным регионам.

Состояние человеческого капитала в целом благоприятствует электронному развитию страны — в среднем население России имеет высокий уровень образования, в структуре населения достаточно высока доля студентов, ученых и специалистов в сфере ИКТ. Тем не менее, средний уровень информационной грамотности населения остается низким. При этом выявляется низкий уровень мотивации и заинтересованности в его повышении, большая часть взрослого населения России не имеет желания использовать интернет. Даже в Москве подавляющее большинство опрошенных предпочитает традиционные способы  взаимодействия с органами власти. Социально-демографическая структура пользователей интернета и потенциальных пользователей услуг «электронного правительства» — группы людей, наиболее часто взаимодействующих с органами власти — существенно различается. Так среди пользователей сети велика доля молодежи, которая достаточно редко обращается в органы власти.

Нормативная правовая база на данный момент не только не способствует развитию услуг «электронного правительства» в России, но скорее значительно ему препятствует. Законодательство практически не позволяет пользоваться многими услугами, оказываемыми с помощью электронных технологий. Отсутствует само понятие электронного документа и формализованные условия признания такого документа юридически эквивалентным документу в традиционной бумажной форме.

Предоставление органами власти информации и интерактивных услуг для населения и бизнеса призвано обеспечить удовлетворение конституционного права граждан «на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и создание условий для реализации населением права на осуществление местного самоуправления». На данный момент свои представительства в интернет имеют 93% федеральных министерств и ведомств России. Но в целом,  включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в регионах, городах и районах, еще далеко не все органы государственной власти полноценно представлены в интернете. Несмотря на широкие возможности интернет-представительств, они лишь в небольшой степени используются для повышения информационной открытости органов государственной власти. Очень слабо развиты интерактивные услуги и сервисы для населения и бизнеса. Это относится и к Москве, где другие показатели являются в целом благоприятными. Таким образом, развитие услуг «электронного правительства» в России соответствует первоначальному, ознакомительному этапу: основу таких услуг в настоящее время составляет предоставление информации о порядке взаимодействия граждан и бизнеса с органами государственной власти и о деятельности этих органов, в лучшем случае и за незначительными исключениями — образцов форм для скачивания.

Использование услуг «электронного правительства» населением и бизнесом зависит от  наличия такой возможности, предоставленной органами государственной власти, и от понимания пользователями механизма и преимуществ таких услуг. Услуги «электронного правительства» уже значительно востребованы многими предприятиями и организациями, но их востребованность гражданами многократно ниже. В регионах возможности интернета для взаимодействия с гражданами и бизнесом используются крайне мало или не используются вообще. Таким образом, уровень реального использования услуг e-правительства в Москве, а тем более в регионах очень низок.

Желание соответствовать и успевать

Составленный индекс готовности регионов к электронному правительству наглядно демонстрирует, что эта готовность в большинстве регионов в большей мере основывается  на стремлении соответствовать и успевать за современными информационными технологиями и тенденциями. Регионы, что называется, готовы морально. Ни законодательная, ни материальная базы, ни компьютерная грамотность населения и работников органов власти пока не оказываются надежными опорами для поддержки программы «электронного правительства».

Индекс готовности регионов к электронному правительству (2004-2005)

Место в рейтинге Регион Баллы (по 7-балльной шкале)
1 Москва 6,2
2 Санкт-Петербург 5,22
3 Томская область 4,54
4 Республика Карелия 4,15
5 Ханты-Мансийский АО 4,14
6 Самарская область 3,91
7 Иркутская область 3,88
8 Ярославская область 3,86
9 Хабаровский край 3,77
10 Московская область 3,66
11 Новосибирская область 3,59
12 Ямало-НенецкийАО 3,52
13 Ростовская область 3,51
14 Чувашская Республика 3,49
15 Мурманская область 3,43
16 Свердловская область 3,43
17 Приморский край 3,42
18 Калужская область 3,4
19 Тюменская область 3,4
20 Пермская область 3,39
21 Нижегородская область 3,37
22 Калининградская область 3,37
23 Архангельская область 3,36
24 Воронежская область 3,31
25 Омская область 3,29
26 Саратовская область 3,26
27 Республика Бурятия 3,26
28 Краснодарский край 3,24
29 Удмуртская Республика 3,23
30 Вологодская область 3,22
31 Челябинская область 3,2
32 Новгородская область 3,2
33 Кемеровская область 3,17
34 Ненецкий АО 3,16
35 Сахалинская область 3,09
36 Республика Хакасия 3,04
37 Красноярский край 3,03
38 Республика Адыгея 3
39 Чукотский АО 2,99
40 Республика Саха (Якутия) 2,99
41 Владимирская область 2,98
42 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 2,98
43 Пензенская область 2,96
44 Рязанская область 2,95
45 Ленинградская область 2,92
46 Смоленская область 2,9
47 Камчатская область 2,88
48 Магаданская область 2,88
49 Республика Татарстан 2,87
50 Республика Коми 2,84
51 Оренбургская область 2,8
52 Республика Марий Эл 2,8
53 Республика Башкортостан 2,79
54 Республика Мордовия 2,76
55 Псковская область 2,75
56 Еврейская автономная область 2,75
57 Орловская область 2,74
58 Тамбовская область 2,74
59 Эвенкийский АО 2,71
60 Белгородская область 2,71
61 Тульская область 2,71
62 Алтайский край 2,71
63 Волгоградская область 2,7
64 Астраханская область 2,65
65 Курганская область 2,61
66 Ставропольский край 2,6
67 Амурская область 2,55
68 Тверская область 2,54
69 Республика Алтай 2,52
70 Липецкая область 2,5
71 Читинская область 2,5
72 Ивановская область 2,49
73 Брянская область 2,46
74 Республика Дагестан 2,44
75 Кабардино-БалкарскаяРеспублика 2,42
76 Костромская область 2,41
77 Ульяновская область 2,34
78 Корякский АО 2,28
79 Кировская область 2,23
80 Республика Северная Осетия — Алания  2,21
81 Усть-Ордынский Бурятский АО 1,96
82 Курская область 1,94
83 Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика 1,86
84 Республика Тыва 1,85
85 Бурятский АО 1,83
86 Коми-Пермяцкий АО 1,83
87 Республика Калмыкия 1,8
88 Республика Ингушетия 1,69

Источник:ИРИО

Одновременно можно отметить, что уровень развития ИКТ-инфраструктуры и степень готовности различных регионов России к реализации услуг «электронного правительства» сильно различаются. Это предполагает в дальнейшем выработку дифференцированной политики развития e-правительства, учитывающую специфику и уровень готовности региона. Вложения в инфраструктуру, развитие информатизации местного самоуправления, реализация удобных и полезных для населения и предприятий услуг «электронного правительства» — приоритетные задачи во всех регионах.

Готовность регионов и России в целом к реализации концепции «электронного правительства» вернее сегодня назвать подготовкой — это еще далеко не результат, а только набирающий обороты процесс. Для  того, чтобы ожидать значимых результатов, необходимо уже сегодня создавать значимые предпосылки их достижения, и прежде всего это должны быть меры, направленные на обеспечение наибольшей доступности  ИКТ для пользователей во всех регионах и повышение их заинтересованности в услугах, которые подразумевает программа «Электронное правительство».

Татьяна Палькина, Наталья Рудычева / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS