[an error occurred while processing this directive]

Власти поставили на социальные карты

Развитие социальной сферы — первоочередная задача, стоящая перед государством, и эта задача приобретает особое значение в связи с принятым решением упорядочить льготные выплаты для населения, регулируемые действующим в настоящее время законом № ФЗ-122 «О монетизации льгот». Ведение реестров получателей льгот и создание системы учета и управления выплатами возможно — учитывая число получателей льгот, субсидий и дотаций, а тот факт что госрасходы на эти выплаты идут по разным статьям госбюджета, разным источникам формирования, и разным направлениям расходования — лишь путем активного использования современных информационных технологий в социальной сфере, и непосредственно — электронных социальных карт для населения.

Сложный путь конвертации льгот в деньги

В России к началу 2000  г. насчитывалось более 1000 различных видов социальной поддержки населения, оказываемой за счет бюджетных средств. Сведения о количестве получателей различных льгот, субсидий и дотаций весьма противоречивы. По данным Министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовалось свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 млн человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовалось: около 20 млн ветеранов труда; более 1 млн участников Великой Отечественной войны; 800 тыс. инвалидов войны и лиц, приравненных к ним; а также 5,2 млн тружеников тыла и 880 тыс. семей погибших и др. По другим данным, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития, получателями различных льгот в настоящее время являются 51,2 млн человек, что составляет 36% от общего числа граждан РФ.

Учитывая что, по данным Пенсионного фонда, в России проживает свыше 38 млн пенсионеров и, сравнимое, но ощутимо меньшее число студентов, а численность экономически активного населения в России, по данным Федеральной службы госстатистики, к концу декабря 2005 г. составила 73,9 млн человек, или около 51% от общей численности населения страны, — оценки Минфина представляются значительно ближе к истине и отражают реальное число льготных категорий населения, то есть получателей льгот, субсидий и (или) дотаций из бюджетов разных уровней.

Отсутствие достоверных сведений в этой области объясняется тем, что формирование Единого общегосударственного реестра льготных категорий граждан началось только в 2005 году после вступления в силу закона ФЗ-122, в результате чего на первом этапе замены льгот денежными выплатами были случаи, когда граждане своевременно не получали причитающиеся им компенсации. Так, например, в начале 2005 года, в период активной реализации ФЗ-122, так называемого «закона об отмене льгот», выяснилось, что в Санкт-Петербурге из электронного списка льготных категорий населения «выпали» 4 тысячи пенсионеров. Другой показательный пример — во второй половине 2005 года мэр Москвы заявил, что город будет создавать свой реестр льготных категорий москвичей, так как уже выявленное расхождение с одноименным федеральным реестром составило более, чем несколько тысяч москвичей. Такая ситуация в столицах позволяет заключить, что в стране еще не раз будут выявлены случаи «выпадения» льготников из соответствующих реестров и эти случаи не будут единичными.

Проблемы с монетизацией льгот во многом обусловлены тем, что финансирование социальных выплат осуществляется из бюджетов разных уровней, а структура финансирования построена так, что эти госрасходы могут идти по совершенно разным статьям госбюджета, разным источникам формирования и разным направлениям расходования. Все это усложняет процесс контроля над целевым расходованием выделяемых государством денежных средств получателям льгот, субсидий и дотаций. Одновременно возникает и проблема адресной доставки причитающихся выплат. Понятно, что в такой ситуации весьма сложно наладить одновременное предоставление адресной социальной помощи при обеспечении прозрачности финансовых потоков и низких затрат на доставку этих средств.

Для решения этих проблем и внедряется система социальных карт граждан Российской Федерации. Как сообщил CNews председатель совета директоров компании АйТи Тагир Яппаров: «Системы многофункциональных электронных карт позволяют вести статистику использования льгот по различным срезам и получать детализированную информацию по использованию тех или иных услуг, объему и срокам выплат и пр. В целом возможность глобального и оперативного контроля за всеми процессами распределения и использования бюджетных средств, выделяемых персонально для населения в рамках социального пакета, предотвращает нецелевое использование средств и дает экономию до 20-30%».

Социальная карта — основные преимущества

С позиций разрабатываемой в настоящее время концепции системы персонального учета населения (СПУН), применение технологии социальных карт представляет собой первый шаг в направлении единой информационной системы учета персональных данных граждан. Последняя призвана объединить информационные ресурсы 18 федеральных органов власти, среди которых МВД, Минздравсоцразвития, ФНС и т.д. Это связано с тем, что выпуск социальных карт сопровождается созданием информационной инфраструктуры (включающей базу данных, единый центр учета и обработки информации — учета льгот и т.д.), которая может стать опорным звеном системы персонального учета.

Социальный регистр населения

Социальный регистр населения

Источник: Управление информатизации и телекоммуникаций
Правительства Свердловской области

Кроме того, властями принято решение о переходе от социальных карт к картам горожанина, происходит унификация технологии социальных карт, разрабатываются общефедеральные стандарты на элементы системы идентификации, общефедеральный классификатор льготных категорий населения Российской Федерации. Принятие этих стандартов будет способствовать дальнейшему развитию системы социальных карт. В частности, позволит использовать их как инструмент взаимодействия с «электронным правительством» за счет возможности идентификации гражданина при обращении в государственный орган, получении той или иной государственной услуги и т.д.

Кроме того, в случае встраивания в микропроцессор карты функциональных возможностей электронной цифровой подписи (ЭЦП), которые позволят юридически значимо идентифицировать гражданина, карты горожанина (гражданина) позволят ему принимать участие в электронных голосованиях, получать доступ к закрытой части персональных данных (записи в электронной истории болезни) и пр. Социальная карта также является своеобразным прообразом электронного паспорта, который, как известно, будет содержать электронный вкладыш со специальным чипом.

Универсальный инструмент для реализации льгот

Социальная карта содержит наиболее важные данные о владельце и позволяет его однозначно идентифицировать. Достоверность этих данных гарантируется системой защиты информации. Пользователи системы социальных карт получают льготы адресно и с минимальными расходами на доставку и могут в любое время узнать о произведенных начислениях и своих затратах.

Структура информации, идентифицирующей владельца карты

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»

Социальные карты функционируют в единой системе межведомственного обмена информацией. Формируемая, в том числе в связи с реализацией этого проекта техническая, транспортная и организационная инфраструктура применения и взаимодействия информационных систем во различных сферах общественной и хозяйственной деятельности создает надежную основу как для снижения и своевременной доставки средств льготным категориям населения, так и для эффективного бюджетного планирования таких расходов в целом.

Схема взаимодействия при выпуске социальных карт

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»

Социальная карта, как способ предоставления населению мер социальной поддержки, характеризуется большим числом преимуществ. На базе социальной карты возможна реализация действенного механизма сокращения бюджетных расходов. Эта система позволяет своевременно перечислять деньги поставщикам льготируемых услуг даже в условиях дефицита бюджетных средств. А то, что расчет с поставщиками услуг осуществляется только по факту использования соответствующей льготы (приобретения лекарства в аптеке, проезда на транспорте и т.д.), гарантирует целевое использование бюджетных средств и реальное финансирование тех организаций, которые оказывают услуги льготникам. «Электронная соцкарта для владельца является одним ключом к получению различных видов льгот. То есть однажды оформленная карта дает возможность, с одной стороны, получать различные государственные выплаты — субсидии, компенсации, дотации, с другой — пользоваться льготами при расчете за коммунальные, транспортные, медицинские и прочие услуги», — поясняет Тагир Яппаров.

Схема первичного учета льгот, предоставленных по социальной карте

Источник: «Розан»

Автоматизация всего процесса предоставления мер социальной поддержки, оптимизация межведомственного взаимодействия, возможность быстрого обновления и уточнения баз данных — все это снижает затраты на обслуживание системы социального обеспечения в целом. Денежные средства из бюджета регулярно перечисляются в банк на персонифицированные счета льготников. Распоряжаться денежной компенсацией или реализовать свои льготы население сможет самостоятельно с помощью пластиковых карточек. А специалисты подразделений социальной защиты освобождаются от рутинной бумажной работы и могут заняться собственно вопросами социальной поддержки.

Специалистам жилищно-коммунального хозяйства социальная карта дает возможность полностью автоматизировать систему начисления и приема платежей за жилищно-коммунальные услуги. И это — совместно с адресной доставкой и целевым использованием средств субсидий по оплате услуг ЖКХ.

Внедряя социальные карты, административные органы получают эффективный и точный инструмент социальный помощи населению. Социальная карта гарантирует адресную, быструю и удобную доставку льгот населению при максимальной прозрачности всех финансовых потоков, что исключает возможность нецелевого использования средств, и способствует экономии бюджета. Все эти факторы, а также и другие, не менее значительные, подтверждают, что социальная карта — это эффективный и относительно дешевый способ предоставления и учета использования мер социальной поддержки.

Илья Кошелев, Татьяна Палькина / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS