[an error occurred while processing this directive]

Нелли Меднова: Сегодня востребованы целостные решения

Нелли Меднова

Администрации регионов России и муниципальных образований активно переходят к использованию современных информационных технологий, в первую очередь — в сфере управления общественными финансами и экономикой, где требуются стандартизированные, понятные и прозрачные процедуры. Об информатизации региональных и местных органов власти России рассказала CNews Нелли Меднова, генеральный директор компании «Бюджетные Финансовые Технологии» (БФТ).

CNews: Последние три года в России отмечается устойчивый рост расходов государства на информационно-технологическое оснащение в сфере управления процессами планирования, исполнения бюджетов и организации государственных закупок. Как вы оцениваете динамику развития этого сегмента российского рынка ИТ-услуг для органов власти регионального и муниципального уровней? Какие факторы в первую очередь определяют направленность и темпы этого развития?

Нелли Меднова: Положительные тенденции безусловно просматриваются. Сейчас в России нет ни одного субъекта Федерации или муниципального образования, которое бы не совершенствовало систему государственного (муниципального) управления. Ключевым моментом в преобразованиях является повышение эффективности сферы общественных финансов и экономики, а также качества предоставления бюджетных услуг. Процесс исполнения бюджета или организация государственных закупок предполагают наличие сотни разнообразных формализованных действий, выполнение которых без автоматизации длилось неделями и даже месяцами. Сейчас же достаточно одного операционного дня с момента поступления в финансовый орган заявки от ПБС до поступления бюджетных средств на расчетный счет контрагента.

Основным фактором, определяющим развитие ИТ в сфере государственного и муниципального управления, как и пять лет назад, остается воля руководителей субъектов Федерации и муниципальных образований, которые понимают значимость и потенциал информационных технологий. Внедрение автоматизированных систем требует не только значительных финансовых затрат на приобретение техники и программного обеспечения. Самое главное — необходима коренная ломка существующих представлений о современных принципах и инструментах повышения эффективности и качества управления в сознании всех его участников, начиная от губернатора и заканчивая рядовым специалистом финансового органа. А отказаться от устоявшихся годами стереотипов гораздо сложнее, чем закупить «софт» и «железо». Тем не менее, с каждым годом в регионах становится все больше руководителей-инноваторов, благодаря которым Россия становится государством, имеющим эффективную систему государственного управления.

CNews: Отмечаете ли вы значительное увеличение в 2005 году госрасходов субъектов Федерации и муниципальных органов власти на информационно-технологическое оснащение, в том числе в сфере оснащения информационными системами управления, планирования и исполнения бюджета и управления государственными закупками по сравнению с 2004 годом?

Нелли Меднова: Безусловно, бюджеты реализуемых проектов значительно выросли. Это связано с тем, что субъекты Федерации и муниципальные образования отказываются от практики автоматизации отдельных процессов и элементов системы управления регионом. Приходит понимание того, что автоматизация и оптимизация отдельных участков — это «латание дыр». Другими словами, это сиюминутное решение текущих задач, а самое главное — искусственное создание узких мест. Представьте себе: в регионе внедрена современнейшая система исполнения бюджета: четко и в срок осуществляется финансирование ПБС под конкретные потребности, осуществляется оперативное управление свободными остатками, но отсутствуют системы планирования бюджета и организации государственных закупок. Результат — экономический эффект в десятки раз меньше ожидаемого. Это все равно, что увеличить диаметр труб в трубопроводе, но не поставить мощные насосы и краны с большей пропускной способностью.

Сегодня востребованы целостные решения, охватывающие весь спектр взаимопроникающих и неразрывно связанных финансово-экономических процессов. За ними будущее.

CNews: Ваша компания имеет продолжительную историю работы на рынке комплексного оснащения региональных и муниципальных органов власти. Продукты компании «Бюджетные Финансовые Технологии» АЦК-Финансы, АЦК-Планирование, АЦК-Госзаказ и АЦК-Имущество используют органы власти 18-и субъектов Федерации и более чем 350 муниципальных образований. Как вы оцениваете текущий уровень ИТ-готовности органов регионального и муниципального уровней к внедрению комплексных систем управления? Какие звенья являются наиболее слабыми?

Нелли Меднова: Однозначно оценить уровень готовности того или иного региона к использованию целостных решений без проведения соответствующего обследования нельзя. Разработанные компанией уникальные методики внедрения позволяют реализовывать проекты любой сложности, вне зависимости от степени проникновения информационных технологий в структуру того или иного региона. Тем более, что мы не просто автоматизируем имеющиеся управленческие схемы, а разрабатываем новые. Вопрос только в сроках реализации проектов.

Конечно же, существуют слабые звенья — это отсутствие специалистов или их низкая квалификация, недостаточный уровень технической оснащенности, а иногда элементарное отсутствие желания что-либо преобразовывать.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, пути изменения этой ситуации к лучшему?

Нелли Меднова: Необходима организация массового обучения специалистов региональных органов государственной власти и муниципального управления. Немаловажную роль в этом должны сыграть разработчики ПО. К сожалению, многие участники рынка при реализации своих проектов относятся к обучению персонала заказчика только как к одному из пунктов договора. Я считаю, что обучение должно быть направлено не только на выполнение контрактных обязательств. Основная его цель — формирование ИТ-культуры, создание основы для дальнейшего развития информационных технологий в России.

Уровень используемых технологий требует наличия высококвалифицированного персонала. Регионы России славятся ИТ-талантами, но не всегда удается их удержать в органах государственной власти и муниципального управления. Для сравнения, в крупных промышленных холдинговых и банковских структурах специалистам высокого уровня зарплату платят раз в 5-6 больше. Необходимо создать для них достойные условия работы — только так удастся привлечь и удержать высококвалифицированный персонал.

CNews: Какова ситуация с внедрением ИТ-решений в небогатых субъектах Федерации?

Нелли Меднова: Эффективное управление общественными финансами для дотационных регионов приобретает особую значимость. На счету должна быть каждая копейка. И в этом им помогают наши технологии. Показательными в этом отношении являются Ульяновская и Амурская области. Экономический эффект от внедрения нашего программного обеспечения составляет миллионы рублей. А Камчатская область вообще одной из первых в России начала процесс информатизации органов государственной власти. 

CNews: Каким образом разница в ИТ-готовности государственных и муниципальных служащих отражается на ходе реализуемых вами проектов и на готовности региональных и муниципальных органов власти к закупке соответствующих информационных систем, которые вы предлагаете?

Нелли Меднова: На ходе реализуемых проектов уровень ИТ-готовности госслужащих отражается только в части сроков реализации. Методики внедрения позволяют осуществлять проекты любой сложности вне зависимости от ИТ-готовности региона. Еще раз повторюсь, что как раз многое зависит от понимания значимости внедрения ИТ-решений и готовности к преобразованиям специалистов среднего и низшего звена. Вспоминаются моменты, когда вместо того, чтобы прикладывать усилия для реализации проекта, некоторые должностные лица со стороны клиента требовали предоставления гигиенического сертификата и документа, подтверждающего соответствие нашего ПО требованиям пожаростойкости. 

CNews: С 1 января 2006 года на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство переведены бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. По вашим оценкам, насколько безболезненно для качества работы соответствующих органов власти прошел этот процесс?

Нелли Меднова: Любой масштабный проект приводит к увеличению нагрузки на исполнителя и привлечению дополнительных ресурсов. На стадии подготовки к переводу бюджетов субъектов Федерации (муниципальных образований) на обслуживание в Федеральное казначейство (ФК) существовали некоторые опасения по поводу технической и методической готовности регионов и органов ФК к реализации положений Приказа № 1н. Но уже в ходе пилотных внедрений в Республике Коми, Амурской и Ульяновской областях «Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» в соответствии с Приказом ФК № 1н стало понятно, что особых проблем не будет. И первые месяцы 2006 года доказали это.

CNews: Отмечаете ли вы рост спроса на ваши продукты?

Нелли Меднова: Увеличение спроса отмечается на все разработки компании БФТ. К примеру, раньше программный комплекс АЦК-Финансы внедрялся в основном на уровне финансовых органов субъектов Федерации или «отдельных» муниципальных образований. Сейчас же регионы создают концептуально единообразные и целостные автоматизированные комплексы на уровне всех входящих в регион муниципальных образований, в том числе с использованием систем АЦК-Планирование и АЦК-Госзаказ. Многие субъекты Федерации в рамках программы модернизации меняют на АЦК-Финансы свои менее эффективные и не соответствующие современным стандартам системы других производителей (Республика Коми и Иркутская область).  

CNews: С 1 января 2006 года вступил в силу новый Закон о государственных закупках (№94-ФЗ), которым предусмотрено проведение аукционов, размещение всей документации по проводимым госзакупкам в открытом доступе и использование электронных механизмов. Как это отразилось на вашем продукте АЦК-Госзаказ?

Нелли Меднова: Еще до появления нового закона в системе АЦК-Госзаказ была реализована большая часть функций в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ. Наши специалисты участвуют в работе экспертной группы Министерства экономического развития и торговли по разработке нормативных документов, подготовка которых в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ находится в компетенции Правительства РФ. На этапе принятия закона нами проводилась оперативная корректировка ПО, вследствие чего на момент вступления в силу Закона о государственных закупках, система АЦК-Госзаказ уже полностью соответствовала его требованиям.

CNews: Какой спрос на этот продукт вы ожидаете в 2006 и в 2007 годах?

Нелли Меднова: Спрос на АЦК-Госзаказ появился еще до принятия Федерального Закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года. Уже во второй половине 2005 года были выиграны конкурсы на внедрение системы в нескольких субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Помимо этого, АЦК-Госзаказ приобретался в составе целостной системы управления финансами и экономикой. Естественно, что после вступления в силу положений этого закона спрос на наш продукт увеличился в несколько раз.

CNews: Каковы преимущества АЦК-Госзаказ перед другими продуктами для реализации аналогичных функций?

Нелли Меднова: Основное преимущество АЦК-Госзаказ — целостность. АЦК-Госзаказ –не просто электронная торговая площадка. Наша система автоматизирует не отдельные элементы или этапы государственных и муниципальных закупок, а деятельность всех участников и весь процесс в целом — от определения потребностей ПБС до контроля исполнения договорных обязательств. Более того, АЦК-Госзаказ во взаимосвязи с АЦК-Планирование и АЦК-Финансы обеспечивает полную автоматизацию процесса управления общественными финансами, включая процессы планирования, исполнения бюджета и организации государственных закупок. Благодаря интеграции с системами АЦК-Планирование и АЦК-Финансы каждая заявленная потребность ПБС в товарах или услугах всегда обеспечена бюджетными средствами.  

CNews: Особое внимание хотелось бы уделить автоматизации документооборота бюджетного процесса. Применяются ли в ваших продуктах средства защиты и электронно-цифровой подписи?

Нелли Меднова: Во всех наших продуктах применяются средства защиты и электронно-цифровой подписи, причем как во внутреннем, так и во внешнем документообороте.

CNews: Какие возможности, в том числе для взаимодействия с Федеральным казначейством и другими органами государственной власти, открывает перед вашим заказчиком внедрение предлагаемой системы электронного документооборота?

Нелли Меднова: Реализованная в наших продуктах система электронного документооборота позволяет организовать обмен информацией с другими ведомствами и интегрироваться в системы федерального уровня — МЭРТ, ФНС,  и т. д.

CNews: Устанавливаемые вами информационные системы требуют оперативной технической и консультационной поддержки, а также внедрения единой методологии управления их эксплуатацией. Как вы решаете эти вопросы, проводится ли обучение сотрудников органов власти, в которых устанавливаются ваши продукты?

Нелли Меднова: Во время процесса внедрения мы даем специалистам клиента все необходимые знания для самостоятельного обслуживания ПО. Однако, необходимость технической и консультационной поддержки наших систем вызвана постоянными существенными изменениями законодательства. Во всех регионах, где внедрены наши проекты, существуют постоянно действующие филиалы и представительства. Некоторые муниципальные образования поддерживаются в режиме on-line. Таким образом, наши клиенты получают полный комплекс услуг по сопровождению и технической поддержке. 

CNews: Расскажите об истории бизнеса вашей компании. Каковы темпы его роста?

Нелли Меднова: Бизнес компании «Бюджетные Финансовые Технологии» существует более 10 лет. Именно тогда впервые заговорили об автоматизации процесса управления экономикой и финансами. Руководителю одного муниципального образования в руки попала презентация нашей разработки — системы управления корпоративными финансами для крупных холдинговых структур. Он увидел много схожего и попросил рассмотреть возможность разработки аналогичной системы, но для муниципального образования. Так появился первый проект и прообраз системы АЦК-Финансы. До этого финансовые органы некоторых регионов использовали подсистемы, подобные «Клиент-банк», с минимальным функционалом. 

Компания достаточно динамично развивается. За последние 4 года оборот БФТ увеличился в 10 раз.

CNews: Чем знаменателен для компании БФТ 2005 год?

Нелли Меднова: Прошлый год для компании БФТ был знаменателен тем же, чем и для всех наших заказчиков. В рамках бюджетной реформы было принято и вступило в силу много новых законов и подзаконных актов, реализация которых потребовала много сил и повлияла на общий ритм работы компании. Это введение новой инструкции по бюджетному учету, перевод на кассовое обслуживание бюджетов всех уровней в органы Федерального казначейства, вступление в силу нового закона о местном самоуправлении и другие нововведения.

Однако, несмотря на это, в 2005 году были успешно завершены проекты по внедрению АЦК-Финансы в муниципальных образованиях Пермской, Челябинской, Нижегородской, Ленинградской областей и Республики Татарстан. Тем самым эти регионы завершили построение единого информационного пространства исполнения бюджетов на базе технологий АЦК. Теперь эти регионы продолжают развитие системы управления финансами и экономикой путем внедрения других автоматизированных комплексов на базе АЦК — систем планирования бюджета и осуществления государственных закупок.

В текущем году в кратчайшие сроки удалось завершить внедрение системы исполнения бюджета в Министерстве финансов Республики Коми и в 20-ти ее муниципальных образованиях. Кроме того, в республике продолжается внедрение комплексной системы автоматизации процесса осуществления государственных закупок.

Положительные результаты, полученные в 2005 году в ходе эксплуатации системы исполнения бюджета АЦК-Финансы в Иркутской области, стали основой для построения единого комплекса управления финансами и экономикой региона. В данный момент начаты работы по внедрению в Иркутской области систем АЦК-Планирование и АЦК-Госзаказ

Принятое в конце 2005 года решение администрации Ульяновской области о внедрении системы АЦК-Финансы в ряде муниципальных образований области и системы АЦК-Планирование для автоматизации процесса планирования областного бюджета стало закономерным шагом на пути к созданию единого информационного пространства региона. Ранее в Ульяновской области была внедрена система АЦК-Финансы, что обеспечило автоматизацию исполнения областного бюджета.

Еще несколько регионов в этом году пополнило ряды пользователей программных продуктов и финансовых решении компании БФТ. В Амурской и Рязанской областях продолжается внедрение системы исполнения бюджета АЦК-Финансы и начаты работы по организации процесса осуществления государственных закупок на базе АЦК-Госзаказ.

В конце 2005 года начато внедрение системы АЦК-Финансы в Волгоградской области и ее муниципальных образованиях.

CNews: Вы упомянули, что 2005 год стал непростым для финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных образований с точки зрения реализации бюджетной реформы и изменений в законодательстве. Расскажите поподробнее о роли компании БФТ в этом процессе.

Нелли Меднова: Во исполнение ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2005 году компанией БФТ совместно с заказчиками были разработаны методические и методологические рекомендации  по организации исполнения бюджетов поселений с 1 января 2006 года. В муниципальных образованиях Белгородской, Пермской, Челябинской, Нижегородской, Томской, Ленинградской, Тюменской областей и Республики Коми было внедрено программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс исполнения бюджетов поселений и формировать отчетность об исполнении консолидированного бюджета муниципального района. Внедрение данного ПО было осуществлено более чем в 200 муниципальных районах, что позволило автоматизировать процесс исполнения порядка 5000 бюджетов поселений.

В 2005 году остро стоял вопрос о подготовке к переводу с 1 января 2006 года бюджетов всех уровней на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства. С этой целью Федеральным казначейством были отобраны пилотные регионы по реализации «Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального Казначейства» в соответствии с Приказом ФК №1н. В эксперименте приняли участие Ульяновская, Амурская области и Республика Коми — клиенты БФТ. При участии специалистов компании «Бюджетные Финансовые Технологии» были разработаны методики перевода исполнения бюджетов субъектов федерации на кассовое обслуживание с ведением единого счета бюджета в органах ФК (Приказ ФК №1н). Реализация данного приказа в пилотных регионах происходила с одновременной сменой варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов.

В соответствии с требованиями законодательства компанией «Бюджетные Финансовые Технологии» разработан новый модуль — «Администратор поступлений», который уже востребован и будет активно внедряться на протяжении 2006 года.

Несмотря на огромный объем работ, связанных с внедрением существующих разработок компании БФТ и их адаптацией под изменения в бюджетном законодательстве, мы сумели разработать и начать внедрение во многих регионах России совершенно нового, не менее масштабного и востребованного, чем АЦК-Финансы, продукта — комплексной системы организации планирования бюджета АЦК-Планирование. Практически полностью была переработана и адаптирована в соответствии с требованиями ФЗ-№94 Комплексная система организации процесса государственных (муниципальных) закупок АЦК-Госзаказ.

CNews: Какие тенденции развития информатизации госструктур могут быть определяющими в 2006 и 2007 годах?

Нелли Меднова: В ближайшие 7-10 лет в развитии информатизации госструктур доминирующую роль будут играть целостные системы управления. Те решения, которые сейчас рассматриваются как отдельные продукты, станут модулями одной большой эффективной системы государственного и муниципального управления.

CNews: Каким вы видите место вашей компании в секторе ИТ-рынка, связанном с оснащением региональных и муниципальных органов государственной власти средствами планирования бюджета, автоматизации бюджетного процесса, государственных закупок?

Нелли Меднова: Имеющиеся технологии, опыт и обороты компании «Бюджетные Финансовые Технологии» свидетельствуют о лидерстве в сегменте ИТ-услуг для органов власти регионального и муниципального уровней.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS