[an error occurred while processing this directive]

Константин Стогов: Главная задача — создание юридически значимых государственных информационных ресурсов

Константин Стогов

Федеральная миграционная служба отвечает за все вопросы, связанные с соблюдением паспортно-визового режима на территории Российской Федерации. О том, какие ИТ-проекты переоснащения ФМС России реализуются в настоящее время и о самом известном из них — проекте обеспечения граждан паспортно-визовыми документами нового поколения — в интервью CNews рассказал начальник управления информационных ресурсов ФМС России Константин Стогов.

CNews: Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 9 августа 2004 года № Пр-1299 об обеспечении российских граждан паспортно-визовыми документами нового поколения с использованием биометрических параметров в 2004 году образована межведомственная рабочая группа по подготовке введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения и экспертно-консультативный совет при этой рабочей группе, и ФМС России — один из ключевых участников этих работ. Какие работы в этой сфере выполнены в 2005 году?

Константин Стогов: Тема острая, важная. Страны «большой восьмерки» приняли решение об усилении мер по идентификации граждан, пересекающих границы государств, с целью достоверного определения подлинности документов, ужесточения контроля за теми, кто въезжает и выезжает с территории страны, кому выдаются документы. Сейчас страны «восьмерки» приступили к созданию таких систем, определению нормативных требований, формированию законов об использовании биометрической информации в документах.

Формирование технологической основы, определение унифицированных решений, выработка единых международных стандартов очень важны, потому что новый документ, удостоверяющий личность человека, предназначен для приема именно за рубежом. Вопросы считывания информации, проверки ее целостности, применения электронно-цифровой подписи остро стоят перед всем мировым сообществом, в особенности перед теми, кто занимается вопросами создания таких систем. И Россия принимает активное участие в этом процессе.

В Российской Федерации для претворения в жизнь решения стран «восьмерки», под которым подписался и президент России, была образована межведомственная рабочая группа во главе с Виктором Петровичем Ивановым, помощником президента. В нее вошли представители правительства и ведомств, участвующих в создании системы биометрических паспортов.

На сегодняшний день образован экспертно-консультативный совет, который возглавляет министр внутренних дел. За техническую политику отвечает Мининформсвязи РФ. Технический проект системы разработан. С 1 января 2006 года активно создаются пилотные зоны в Калининградской области, в Москве и в некоторых консульских учреждениях Германии и Литвы. В отдельных паспортно-визовых столах Калининграда уже идет прием заявлений, и осуществляются проверочные мероприятия.

CNews: Выдача паспортов в Калининградской области уже началась, или пока только принимаются заявления?

Константин Стогов: Пока только принимаются заявления. До выдачи паспортов необходимо провести проверочные мероприятия в соответствии с существующими требованиями, получить ответы, принять решение, связаться с центром персонализации. Принципиальным отличием новой процедуры выдачи загранпаспортов является то, что персонализация паспорта, учет персональных данных происходит централизованно — в едином центре персонализации. Он может иметь свои филиалы, но это единый центр, в который по электронным каналам передается информация об уже принятом решении о выдаче гражданину паспорта. Информация подписана электронно-цифровой подписью, она передается по каналам, защищенным от несанкционированного доступа. Затем персонализированный документ специальной почтой отправляется в регион для выдачи его гражданину. Законом установлены сроки выдачи документов — один месяц.

CNews: В прессе была информация, что из-за сбоев в работе оборудования выдача паспортов в Калининградской области начнется после 20 февраля. Потом эти сроки опять были перенесены. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Константин Стогов: Пилотный запуск такой сложной системы требует времени. Есть технические нюансы стыковки оборудования разных производителей, и, самое главное, компоновки всей системы. Калининград был выбран в качестве пилотного региона потому, что всем проживающим там гражданам необходимо иметь заграничный паспорт для проезда в РФ через границу Литвы. Более того, в этом регионе представлены и железнодорожные, и автомобильные, и авиационные, и морские пограничные переходы — весь комплект возможных объектов пограничной службы. Калининград — это локальная область, в которой расположены 26 подразделений паспортных столов.

Пилотный запуск — это не эксперимент, а отладка системы. Существуют проблемы, нестыковки, но так бывает всегда, когда создается новая система такого масштаба. Нельзя сказать, что все идет гладко, но тем не менее работа продолжается.

CNews: Вторым пилотным регионом была объявлена Москва. Скажите, как продвигаются работы здесь?

Константин Стогов: В соответствии с указом президента, в Москве субъектами пилотной зоны являются подразделения МИДа и Федеральной миграционной службы, которые занимаются выдачей паспортов. Они оборудованы и участвуют в этом процессе.

CNews: Скажите, какие биометрические параметры планируется использовать в новых российских паспортах? Выработаны ли международные стандарты использования биометрик в паспортно-визовых документах?

Константин Стогов: На данный момент принято решение, что основным параметром, идентифицирующим личность, является фотография. Вопрос о дополнительных данных пока остается открытым. Конечно, наиболее понятными биометрическими параметрами являются отпечатки пальцев и трехмерное фотографическое изображение — их наиболее просто снимать и сравнивать, их обработку проще всего автоматизировать. Процедура идентификации по радужной оболочке глаза достаточно сложная и некомфортная для граждан.

Вообще, вопрос о том, какие биометрики использовать, на данный момент является предметом исследований, обсуждений. Есть институты, которые занимаются изучением биометрических признаков и выработкой стандартов. Перед тем, как вводить тот или иной стандарт, необходимо поэкспериментировать, проверить все характеристики, просчитать, какие параметры имеют наибольшую вероятность идентификации, какие подвержены изменениям и какие проще всего подделать.

Выработка стандартов является предметом взаимодействия специалистов. Единые международные стандарты необходимы для обеспечения совместимости паспортно-визовых документов при трансграничных перемещениях. Микросхема биометрического паспорта предусматривает возможность записи нескольких параметров, в том числе и принятых внутри той или иной страны.

Кроме выработки единых требований к биометрическим данным, существует проблема стыковки электронно-цифровой подписи, необходимой для подтверждения целостности информации, содержащейся в паспорте. Для этого тоже необходим единый унифицированный стандарт. Если же сохранить разные протоколы, то придется обеспечить совместимость при обмене ключами. Криптографическая школа в России старая, поэтому вопросы разработки стандартов электронно-цифровой подписи и их использования для подтверждения данных о том, что документ персонифицирован именно в РФ, значительно проработаны. Будут ли принятые в России стандарты международными — это вопрос международного сообщества. Нет ничего предосудительного в том, что данные нашего гражданина будут подписываться двумя электронно-цифровыми подписями — международного и российского криптографического стандарта.

CNews: Планируется ли использование биометрических технологий при производстве внутренних паспортов граждан Российской Федерации?

Константин Стогов: Существующий указ президента был направлен только на производство паспортов, необходимых для трансграничного перемещения. Вопрос использования биометрических данных в документах, удостоверяющих личность граждан на территории Российской Федерации, пока не рассматривается, хотя разрабатываемые технологии позволяют наладить производство любых документов, в том числе и внутренних паспортов.

CNews: Какие работы по созданию паспортно-визовых документов нового поколения запланированы на 2006 год?

Константин Стогов: Основными задачами 2006 года являются:

  • отработка всех технических решений, заложенных в этом проекте;
  • проведение полноценной опытной эксплуатации системы;
  • выбор оптимального решения, которое потом будет тиражироваться во все регионы, во все ведомственные и межведомственные системы.

Наиболее значительный объем работ по данному проекту выполняется в интересах Министерства внутренних дел и Федеральной миграционной службы, которая выдает наибольшее число паспортов. Вместе с тем, необходимо обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие с пограничной службой, которая контролирует документы при пересечении границы; с Министерством иностранных дел, которое выдает документы гражданам России, проживающим за рубежом; с ведомствами, которые имеют право выдавать паспорта своим сотрудникам, — Министерством обороны, которое обеспечивает паспортами своих военнослужащих при мероприятиях за рубежом, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой охраны.

Взаимодействие с ФСБ необходимо всем подразделениям, которые занимаются сбором данных, для согласования и получения разрешения на выдачу паспорта. Это взаимодействие должно быть отработано, настроено, апробировано.

Хотелось бы отметить, что это первый опыт построения межведомственной системы, использующей электронный обмен данными с применением электронно-цифровой подписи между системами различных ведомств. Существуют системы, которые используют ЭЦП для обмена электронными документами внутри ведомства. Но в данном случае впервые осуществляется межведомственный обмен, и необходимо тщательно проработать все нюансы, чтобы обеспечить должный уровень надежности дальнейшей работы. Это задача первой половины 2006 года. Далее надо будет тиражировать эти решения, проводить поэтапное оснащение регионов, ведомств и объединять их в единую систему.

Межведомственная система предусматривает наличие как ведомственных, так и межведомственных компонентов. Необходимо обеспечить контроль ее устойчивости, мониторинг элементов системы, управление работоспособностью и обновление версий, а также решить вопросы использования электронно-цифровой подписи, работы удостоверяющего центра. Очень важный вопрос — переподготовка кадров в связи с внедрением новой системы.

CNews: Каким образом будет обеспечена конфиденциальность персональных данных?

Константин Стогов: Российская Федерация ратифицировала конвенцию о защите персональных данных при их автоматизированной обработке. Исходя из этого, ставится задача защиты информации, защиты персональных, в том числе и биометрических, данных граждан. При создании государственной ведомственной системы биопаспортов за информационную безопасность отвечает Федеральная служба безопасности. Поэтому вопросы обеспечения безопасности, использования средств защиты информации, защиты баз данных находятся в сфере компетенции ФСБ РФ.

Федеральная миграционная служба — ведомство, которое тесно взаимодействует практически со всем населением страны. Биометрические паспорта выдаются персонально каждому гражданину: одно лицо — один паспорт. Если кто-то собирается выехать за границу вместе с ребенком, то на ребенка как на гражданина оформляется персональный паспорт вне зависимости от возраста. Паспорта имеют различные сроки действия, связанные с тем, что, например, в детстве лицо быстро меняется. Такие требования уже приняты в западных странах.

CNews: Планируется ли создание единой базы данных сведений, содержащихся в биометрических паспортах?

Константин Стогов: Этот вопрос обсуждается. Пока нет окончательного решения, будет ли это центральная база данных, доступ к которой обеспечат заинтересованному кругу ведомств, или проблема решится как-то иначе.

Пока мы ставим вопрос о ведении учета выданных, утраченных, похищенных, потерянных паспортов. В этой базе будет фиксироваться номер паспорта, срок его действия, информация о том, кому и когда он выдан. Эта информация необходима для того, чтобы в случае необходимости можно было восстановить документы. Дополнить такую базу биометрическими параметрами — это уже дело техники и нормативного закрепления. Если в законе будет четко описано требование по хранению персональных данных и биометрических параметров — значит, будем в соответствии с законом это обеспечивать.

CNews: Расскажите, какие вопросы входят в сферу компетенции Федеральной миграционной службы.

Константин Стогов: Паспортные столы — это подразделения Главного управления паспортно-визовой службы, которое раньше входило в состав в Министерства внутренних дел. После образования Федеральной миграционной службы России все паспортно-визовые управления МВД вошли в ее состав. В настоящее время все территориальные подразделения паспортно-визового управления, управления по делам миграции называются управлениями ФМС по определенному региону — по Краснодарскому краю, по Ставропольскому краю.

Федеральная миграционная служба — это ведомство, отвечающее за паспортно-визовую работу, выдачу заграничных и внутренних паспортов граждан Российской Федерации, ведение адресно-справочных учетов, контроль над пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации, выдачу приглашений, продление виз иностранным гражданам, находящимся в РФ, регистрацию их по месту пребывания, получение разрешения на проживание, получение видов на жительство вплоть до получения гражданства иностранными гражданами.

Так как пребывание иностранных граждан на территории нашей страны регламентируется законом, то существует управление миграционного контроля, которое занимается вопросами миграционного контроля, депортации, выдворения, приема иностранных граждан по договорам реадмиссии, то есть возврата их из других стран. Кроме того, ФМС подведомственны вопросы, связанные с временной трудовой миграцией, то есть с выдачей разрешений предприятиям и иностранным гражданам на работу в России.

CNews: Для получения актуальной информации о миграционной обстановке в стране более 3000 паспортных столов должны быть объединены единой замкнутой архитектурой сетевого и телекоммуникационного оборудования cо специальным программным обеспечением, способным в режиме реального времени обрабатывать большие массивы запросов на идентификацию. Как продвигаются работы в этом направлении?

Константин Стогов: В каждом регионе есть посты миграционного контроля, паспортные столы, предприятия и государственные учреждения, которые занимаются размещением лиц, временно пребывающих, просящих убежища, выдворяемых, депортируемых, реадмиссированных. В настоящее время в стране более 3200 паспортных столов, подразделений местного уровня, и, разумеется, для сбора информации, проведения проверок при выдаче документов, нужен информационный ресурс, досье об обращении граждан для получении документов, удостоверяющих их личность, о регистрации иностранных и российских граждан по месту пребывания. Необходимо формировать и использовать такие ресурсы, и более того, в соответствии с законодательством, предоставлять их в пользование иным федеральным органам исполнительной власти для исполнения их функций.

Например, база данных выданных и утраченных паспортов граждан Российской Федерации. Правительство своими решениями отмечает, что регистрация фирм-однодневок на недействительные, утраченные паспорта наносит большой ущерб экономике страны. Поэтому вопрос формирования базы данных учета выданных и утраченных паспортов, поддержания ее в актуальном состоянии, представления этой информации органам налоговой службы, другим организациям в соответствии с законом — это одна из приоритетных задач Федеральной миграционной службы.

Приходится констатировать факт, что не все паспортно-визовые столы охвачены средствами связи, нет желаемого уровня их оснащения. Средствами компьютерной техники оснащены практически все подразделения, но автоматизировать и дать им доступ к объединенному ресурсу мы пока не можем. В сложившейся ситуации они формируют отчеты и направляют их на дискетах в вышестоящие организации для интеграции на федеральном уровне. Но для работы Федеральной миграционной службы необходима консолидированная информация, доступ к которой осуществляется в рабочем режиме. Ведь когда гражданин приезжает в другой регион и обращается в паспортный стол, возникает необходимость проверить, откуда он приехал, кто выдавал ему паспорт. Если нет современных каналов связи и доступа к базам данных на федеральном уровне, где собирается межрегиональная информация, то обработка такого запроса займет очень много времени.

Сейчас перед нами стоит задача создать информационную телекоммуникационную систему ФМС, которая обеспечит оперативность ведения учета и сбора информации, решит вопросы ее интеграции на федеральном уровне для того, чтобы можно было решать межрегиональные вопросы, обращаясь к центральному банку данных. Создавая такую структуру, необходимо обеспечить целостность, авторство и достоверность данных. Не секрет, что базы данных, формируемые до настоящего времени, носят справочный характер и не являются юридически значимыми. Принимать решение об отказе кому-то в регистрации, выдаче кредита на основании справочных данных невозможно. Поэтому наша цель — создать систему, способную формировать многопользовательские государственные юридически значимые информационные ресурсы. Для этого необходимо, чтобы любой оператор, занимающийся вводом данных в систему, подписывал их своей электронно-цифровой подписью и брал на себя юридическую ответственность за то, что введенные данные проверены, достоверны, и за ними стоят материалы, которые могут быть в случае необходимости предоставлены в суд. Создание юридически значимых государственных информационных ресурсов, находящихся в сфере ответственности ФМС, — одно из важнейших направлений нашей деятельности.

Второе направление работы — создание телекоммуникационной структуры. Сейчас Министерство внутренних дел реализует программу создания телекоммуникационной системы органов внутренних дел, которая рассчитана до 2008 года, и в этой программе учитываются интересы ФМС. Информационные ресурсы, находящиеся в сфере ответственности Федеральной миграционной службы, необходимы органам внутренних дел, без них они не могут выполнять свою работу. Поэтому мы участвуем в реализации этой программы, и потребности наших подразделений вплоть до самого низового звена в ней заложены. Надеюсь, что в ближайшие годы вопрос телекоммуникационного обеспечения деятельности ФМС будет решен, и проблема формирования единых государственных информационных ресурсов Федеральной миграционной службы выйдет на новый качественный уровень.

Те принципы, которыми мы руководствуемся при создании инфраструктуры Федеральной миграционной службы, заложены и в программу создания государственной системы паспортно-визовых документов нового поколения. Срок создания этой системы, ее оснащения и запуска в опытную эксплуатацию — до 2007 года. Поэтому мы ориентируемся на принятие дополнительных мер и выработку унифицированных решений, которые позволят создать государственную систему биопаспортов на основе той инфраструктуры, которая создается для формирования центрального банка данных учета иностранных граждан. Ведь подразделения, которые занимаются выдачей виз и паспортов, одновременно ведут учет иностранных граждан. Поэтому если мы создадим рабочие места, подключенные к региональному и федеральному уровням ФМС, то формирование центрального банка данных и работа с паспортами — это технический вопрос разграничения потоков. Мы стараемся создать такую инфраструктуру, которая позволит выполнять и автоматизировать все функции, решать вопросы защиты информации и активно использовать электронно-цифровую подпись.

CNews: Как продвигаются работы по созданию Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (ЦБД УИГ)?

Константин Стогов: Работы по созданию этого государственного информационного ресурса начались после принятия закона о правовом положении иностранных граждан, в статье 26 которого сказано о необходимости создания Центрального банка данных. Решением правительства определен порядок формирования, ведения и использования Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (ЦБД УИГ). Закон о правовом положении иностранных граждан был принят в 2002 году, в том же году было принято постановление правительства, и в 2004 — 2005 году началось финансирование данного проекта. За это время была разработана архитектура, сформулированы требования к системе, принято решение о формировании Центрального банка данных начиная с федерального уровня — то есть сверху вниз. Таким образом мы сможем подойти к наиболее массовому элементу — к низовым подразделениям — уже имея требования системы к сбору информации.

Ведение учета иностранных граждан определено нормативами, и до настоящего времени осуществлялось органами внутренних дел, деятельность которых в соответствии с Конституцией финансируется и из федерального бюджета, и из бюджетов местного уровня. Поэтому региональные отделы ОВД имели возможность автоматизации своей деятельности с привлечением региональных бюджетов, и их автоматизация шла неравномерно. В каждом регионе к работе привлекались собственные разработчики, поэтому существующее на данный момент программное обеспечение часто несовместимо между собой по формату. Проанализировав ситуацию, мы приняли решение идти сверху вниз и подойти к автоматизации низового уровня, к приведению его к единым требованиям, исходя из общих требований системы.

На сегодняшний день создан центральный аппаратный комплекс федерального уровня ФМС, центральный банк данных, и оснащен, смонтирован программно-аппаратный комплекс в 46 регионах. На 2007 год запланированы работы по оснащению оставшихся региональных подразделений и разработка требований к автоматизации подразделений низового звена. Данные требования будут предъявлены разработчикам, которые на сегодняшний день поддерживают программные продукты, используемые на низовом уровне, с целью принятия решения о соответствии и допуске этих программных продуктов к использованию в единой системе учета ФМС. Если из регионов поступят предложения по улучшению, модернизации существующего программного обеспечения, мы как система, открытая для обсуждения таких вопросов, изучим эти предложения и, при соответствии их предъявляемым требованиям, реализуем, тиражируем на всю страну.

Работа нелегкая, страна большая, регионов много. Не хватает квалифицированных специалистов, мало молодежи. Для того чтобы привлечь на работу специалистов, соответствующих предъявляемым требованиям, необходимо пересмотреть заработную плату. Высококвалифицированные специалисты востребованы и уходят работать в структуры, которые готовы платить им больше, чем мы.

Основной целью создания и ведения Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, является создание в стране инструмента, который обеспечит контроль миграционной обстановки, позволит аналитически обрабатывать информацию, хранящуюся в Центральном банке данных, вырабатывать на основе этой информации управленческие решения по реализации миграционной политики РФ с учетом демографических, экономических аспектов, с учетом развития регионов и страны в целом. Условия сейчас таковы, что Россия не воссоздает свой человеческий ресурс, и вопрос привлечения иностранной рабочей силы стоит особенно остро. Но необходимо выработать четкую политику в этой области, строго определить требования к иностранной рабочей силе. Но это вопрос не информационных технологий.

Вторая цель создания Центрального банка данных — это обеспечение возможности контроля выполнения иностранными гражданами требований законодательства. Есть закон, устанавливающий порядок пребывания в РФ, и его выполнение надо контролировать, принимать адекватные меры как в отношении иностранных граждан, которые нарушают правила пребывания, так и в отношении иных лиц, нарушающих права и свободы иностранных граждан, пребывающих на территории РФ. Необходимо создать двухсторонний инструмент, с одной стороны обеспечивающий контроль, а с другой — защиту. Иностранные граждане, не будучи юридически «подкованными» в области российского законодательства, попадают под влияние тех, кто использует это незнание в своих целях. Люди должны быть уверенными в том, что если они приехали в страну легально, заявили о себе, то государство обеспечит защиту их прав. Но и они, находясь в нашей стране, должны выполнять установленные требования.

Создаваемая система Центрального банка данных межведомственно разветвленная. Факт пересечения границы при въезде в страну — это и есть момент, начиная с которого иностранный гражданин попадает в Центральный банк данных. Информация о пересечении границы поступает к нам из пограничной службы. А дальше включаются заложенные законом механизмы контроля пребывания гражданина на территории РФ. Он должен зарегистрироваться по месту жительства, может получить разрешение на временное пребывание, на работу — все установленные законом права и свободы заложены в Центральный банк данных. Если гражданин въехал в страну и в установленный период времени не зарегистрировался, то на выезде к нему возникнут вопросы.

Таким образом, в Центральном банке данных должна храниться вся история взаимодействия иностранного гражданина c органами исполнительной власти России. Все этапы этого взаимодействия описаны в законе и заложены в алгоритм работы Центрального банка данных и алгоритм доступа к этой информации. Это помогает пресекать все злоупотребления и выявлять противоправные действия.

CNews: Какие работы по созданию Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, закончены на данный момент времени?

Константин Стогов: Разработан технический проект этой системы, и он находится в стадии реализации. Центральный банк данных учета иностранных граждан создан, и находится он в ФМС. Сейчас формируется инфраструктура ФМС по сбору информации с регионов и от ведомств, участвующих в формировании Центрального банка данных. Наша задача на 2006 год — обеспечить прохождение потоков информации от мест ее появления до Центрального банка данных. Эту задачу мы решаем и в рамках специализированных программ, и в рамках создания государственной системы биопаспортов. Здесь все взаимосвязано, поэтому основная задача 2006 года — это создание инфраструктуры сбора полных достоверных данных и об иностранных гражданах, и о гражданах Российской Федерации.

На 2007-2008 годы ставится задача информационного оснащения всех подразделений: приведения систем ФМС в соответствие требованиям законодательства и в части защиты информации, и в части формирования достоверных юридически значимых государственных информационных ресурсов. Это наши приоритетные задачи.

CNews: Что сделано для организации межведомственного информационного взаимодействия подразделений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти с целью формирования и осуществления санкционированного доступа к ресурсам ЦБД УИГ?

Константин Стогов: Вопросы организации межведомственного взаимодействия до последнего времени у нас в стране были на низком уровне. Внутри ведомств ведется учет, идет автоматизация, но вопрос об интеграции информационных ресурсов органов государственной власти требует более пристального внимания со стороны правительства. Мы решаем не ведомственные задачи, а общегосударственные, поэтому при формировании ведомственного информационного ресурса, которым необходимо будет пользоваться другим федеральным органам, надо сделать так, чтобы этот ресурс был им доступен. Эта идеология требует продвижения и должна стать основой государственной политики в области ИКТ.

Информационные ресурсы ФМС являются инструментом, востребованным многими ведомствами. При формировании центрального банка данных мы наладили взаимодействие с Министерством иностранных дел и Федеральной службой безопасности, получили от них информацию, но доступ сотрудников этих ведомств к центральному банку данных пока возможен только по запросам. Когда работы по созданию центрального банка данных будут завершены, можно будет в режиме он-лайн зайти в него и получить любую интересующую информацию. Мы поставили себе такую цель, и придем к этому с помощью государственной системы биопаспортов, в рамках которой создается единый защищенный адрес, и доступ к ресурсам будет осуществляться с достоверной аутентификацией пользователя, с журналированием всех его действий в системе — куда он обращался, за какой информацией, когда, что получил и тому подобное.

Контроль за работой пользователя в системе, журналирование и протоколирование всех действий, совершаемых в сети, — это тоже один из принципов, который мы начали пропагандировать и претворять в жизнь. С основными поставщиками информации для центрального банка данных вопросы межведомственного взаимодействия решены, но налажено оно пока на уровне запросов-ответов. Требуется еще решить проблему стыковки средств защиты информации. Не секрет, что в различных ведомствах существуют разные требования, разные системы, разные средства защиты. Надо приходить к единому знаменателю — по уровням и требованиям защиты, по использованию средств защиты. Необходима регламентация правил доступа к информации, классификация пользователей, решение всех вопросов, связанных с разграничением прав доступа и журналированием всех действий в пользовательской системе. Эта проблема сейчас решается в рамках государственной системы биопаспортов.

CNews: Создание Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации предполагает концентрацию в нем информации, содержащей персональные данные. Какие меры предпринимаются для предупреждения искажения, уничтожения или несанкционированного использования этой информации?

Константин Стогов: Первая мера — это повсеместное использование электронной цифровой подписи. Любая информация, вносимая в государственную систему, должна быть подписана и защищена от внесения изменений после добавления в систему. Внесение изменений должно быть доступно строго определенному кругу лиц и тоже заверено ЭЦП. Вопрос использования электронной цифровой подписи в государственных информационных ресурсах XXI века — насущная необходимость.

Для защиты от неправомочных действий используются средства различения и аутентификации пользователей. Современные средства аутентификации позволяют с помощью камеры и специального программного обеспечения сравнить сидящего за столом человека с образом, который записан в защищенной памяти, и определить, тот ли пользователь сидит за компьютером, или с помощью его карты, ключа работает кто-то другой. Вариантов много, и все они не будут лишними при реализации требований законодательства по защите персональных данных

Система требований, которые мы предъявляем при создании инфраструктуры Федеральной миграционной службы, позволяет в случае несанкционированного доступа к информации пошагово проследить действия нарушителя и не оставить его безнаказанным. Так будет построена наша система, и администраторы всегда предупредят пользователя, что все его шаги записываются. Мы готовы отвечать за свои действия, но ответственности не избежать и тому, кто нарушил установленные правила.

CNews: Вы согласны с утверждением, что наибольшую опасность для органов государственной власти, среди всех ИТ-угроз, представляют внутренние угрозы?

Константин Стогов: При разработке системы защиты информации мы плотно взаимодействуем с ФСБ. Научно-исследовательские работы, которые велись для создания модели угроз, показали, что опасность исходит в основном от внутренних нарушителей. Нужно защищать данные при передаче по каналам связи и по системам общего пользования — это не вызывает сомнения, но как правило, наиболее актуальны вопросы защиты информации от внутренних пользователей. Угрозы классифицированы по разным уровням, и на основании этой классификации выстроены адекватные системы контроля, анализа и действий, способных предотвратить несанкционированный доступ к массивам данных.

CNews: Что сделано в 2005 году в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте»? Интегрированы ли поступающие из регионов сведения в Центральный банк данных? Как этими данными могут воспользоваться работодатели?

Константин Стогов: Миграционная карта — это аналог визы. Въезд в Российскую Федерацию возможен в визовом и безвизовом режиме. Получение визы предусмотрено для граждан тех государств, с которыми у РФ установлен визовый режим. Иностранный гражданин обращается в представительство России за рубежом, предоставляет необходимые данные, проводятся соответствующие проверки и гражданину дается виза, дающая право въезда на территорию Российской Федерации на определенный срок, с определенными целями.

С рядом стран у России установлен безвизовый режим. В этом случае информация о том, что гражданин намерен въехать в страну в консульских загранучреждениях не появляется. Человек приезжает на границу, предъявляет свои документы, проходит пограничный контроль, а факт пересечения государственной границы фиксируется отметкой в заполненной миграционной карте, которая является документом, подтверждающим факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и его пребывание здесь. В дальнейшем регистрация по месту пребывания, получение разрешения на временное проживание осуществляется при предъявлении миграционной карты. Поэтому миграционная карта — это инструмент учета въезжающих иностранных граждан в безвизовом режиме.

Она состоит из двух частей — «А» и «Б». При пересечении границы часть «А» изымается пограничником и сдается в пункт миграционного контроля или в управление по делам миграции для ввода ее в Центральный банк данных учета иностранных граждан. Если визовую информацию мы получаем из МИДа и от пограничников, то в безвизовом режиме мы получаем ту же информацию от пограничников путем анализа части «А» миграционной карты. В перспективе, когда наши пункты переходов — автомобильные, железнодорожные, морские, авиационные — будут оснащены средствами контроля паспортно-визовых документов, мы планируем получать эту информацию в электронном виде от пограничной службы в объеме, требуемом для ведения учета.

Но пока эту роль выполняет миграционная карта. Информация, попав в Центральный банк данных, может выручить вас, например, в случае утери миграционной карты. Это особенно актуально при выдаче разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы. Правда, чаще работодатели получают лицензию на привлечение, например, 10-20 человек, и потом в соответствии с этим разрешением набирают иностранную рабочую силу и оформляют разрешение на работу. При оформлении такого разрешения происходит плотное взаимодействие с Центральным банком данных. Данные об обращении гражданина попадают в центральный банк данных, а оттуда информация о нанимаемом гражданине выдается работодателю.

CNews: Данная система уже работает или находится в стадии разработки и отладки?

Константин Стогов: Это реально работающая система, но пока существуют проблемы с оперативностью пополнения данных, так как миграционная карта в данном случае выдается в бумажном виде. Ввод данных с бумажных карт требует определенных усилий, при этом включается человеческий фактор ошибки ввода. Отсутствие автоматизированного ввода сопряжено с массой сложностей, но информация, хранящаяся в компьютере, может использоваться многократно, и доступна в любом месте, куда обращается гражданин. Поэтому автоматизация процесса занесения информации крайне необходима.

Опытный банк данных введен в эксплуатацию в декабре 2005 года, и на сегодняшний день в нем хранится порядка 13 миллионов записей об иностранных гражданах, пребывающих на территории Российской Федерации.

В сферу ответственности Федеральной миграционной службы входит учет российских и иностранных граждан и всех документов, которые с этим связаны — паспортов, заграничных паспортов, разрешений и т.п. Таким образом, ФМС имеет дело с однотипной информацией — персональными данными, поэтому требования ко всем используемым системам практически одинаковые. Наша задача при создании систем Центрального банка данных, государственных паспортно-визовых документов, базы данных утраченных паспортов граждан Российской Федерации разработать инфраструктуру, позволяющую собирать информацию, делать ее достоверной и юридически значимой при помощи электронно-цифровой подписи, обеспечить защиту данных на всех уровнях системы. При этом необходимо использовать единую инфраструктуру, каналы связи и средства защиты для выполнения всех функций, возложенных на ФМС. Как говорит президент, надо ставить перед собой амбициозные задачи. Создание единой информационной системы Федеральной миграционной службы — и есть такая амбициозная задача.

CNews: Как вы оцениваете оснащенность подразделений по делам миграции субъектов Российской Федерации компьютерным оборудованием?

Константин Стогов: В 2001-2003 годах при проведении мероприятий по замене паспортов СССР на паспорт гражданина Российской Федерации, выделялись средства на ИТ-оснащение паспортных столов. В результате подразделения были оборудованы компьютерами и программным обеспечением для ведения учета паспортов.

В настоящее время в рамках построения инфраструктуры ФМС мы оснащаем программно-аппаратными комплексами региональные отделения, в том числе поставляем инженерные системы серверных помещений, системы кондиционирования, системы бесперебойного питания, системы контроля доступа. Федеральный банк данных требует еще более мощных ресурсов для поддержания его работы, поэтому потребуются дополнительные финансовые вливания в создание этой инфраструктуры.

Сейчас правительство приняло решение о создании результатно-ориентированных бюджетов, об определении целевых программ, о применении программно-целевых методов прогнозирования своей деятельности, бюджетирования процессов. Мы, рассчитывая наши экономические показатели, оцениваем, что вложения государства в создание инфраструктуры для ведения учетов окупятся сторицей уже в ближайший год. Формирование полной достоверной информации для страны такого масштаба — это благородная задача, и она должна быть решена.

CNews: Сколько средств ежегодно ФМС расходует на информационно-технологическое оснащение, в том числе на подержание работы ИТ-систем? Как изменилась эта цифра в 2005 году по сравнению с 2004 годом?

Константин Стогов: Первая волна инвестиций — это бюджет Федеральной миграционной службы, выделяемый Министерством финансов на создание Центрального банка данных.

При уже сформированной стратегии развития, окончательно сформулированных принципах и требованиях к нашей системе возникла вторая волна инвестиций — бюджет на создание государственной системы биопаспортов. В настоящее время мы наращиваем мощности и продолжаем развивать нашу систему, в том числе занимаемся оснащением подразделений паспортно-визовой службы. Поэтому создание государственной системы паспортно-визовых документов нового поколения можно рассматривать как вклад государства в создание инфраструктуры Федеральной миграционной службы.

В рамках союзного государства Россия-Беларусь выделяются средства на создание системы, которая обеспечит получение от белорусских коллег информации о фактах пересечения иностранными гражданами государственных границ союзного государства в пунктах пропуска, расположенных в Беларуси. Это еще один инвестиционный поток. Мы разработали такую систему, осталось ее ратифицировать на уровне межправительственных соглашений, и она также вступит в действие.

Бюджет 2006 года составляет порядка 400 млн. рублей. В соответствии с решением правительства о переходе на результатно-ориентированные бюджеты, в данное время мы занимаемся разработкой ведомственных программ. Путем применения целевых методов мы должны спроектировать наши потребности, обосновать необходимые затраты, исходя из конечного результата. Мы описываем, какие цели перед собой ставим, какие мероприятия необходимы для достижения этих целей, каковы показатели достижения поставленных целей и каковы индикаторы оценки этих показателей.

В настоящее время мы обосновываем финансирование ведомственной программы создания и поддержки инфрастуктуры. Дело в том, что с созданием сети вырастет количество каналов связи. На данный момент поставщики выполняют свои гарантийные обязательства по поддержанию работы информационной сети, но после истечения гарантийного срока эти затраты лягут на наши плечи. Это все надо предусмотреть, просчитать, обосновать. Эта работа сейчас является для нас одной из приоритетных. Мы вместе с нашими подрядчиками, коллегами из Минфина, Минэкономразвития познаем новые требования к бюджетированию.

Например, для того, чтобы обосновать необходимые средства, необходимо детализировать процесс выдачи паспорта, просчитать все необходимые операции, получить и оценить временные и материальные затраты, оценить инфраструктуру, требуемую для решения этой задачи, и спрогнозировать трудовые затраты. Таким образом достигается прозрачность государственных расходов на выполнение тех или иных функций.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, ИТ-потребности ФМС в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе? Решение каких задач призвано обеспечить их удовлетворение?

Константин Стогов: На эти вопросы дадут ответы разработанные ведомственно-целевые программы. Мы закладываем в них обоснование своих потребностей. Ведь ИТ — это инструмент, позволяющий повысить качество предоставления государственных услуг, организовать защиту интересов государства и граждан.

Сейчас мы готовим обоснование расходов на 2007-2009 годы исходя из результно-ориентированного бюджета. По предварительным оценкам, на этот период нам потребуются средства на поддержание существующей инфраструктуры — это покупка лицензий на использование того или иного продукта, поддержка системы управления базами данных, системы мониторинга. Так как штатная численности ФМС ограничена, актуальными становятся вопросы аутсорсинга для поддержания работоспособности нашей инфраструктуры и проведения ремонтов, регламентных и восстановительных работ в области инженерных систем, систем электропитания, кондиционирования, пожаротушения.

Актуальными становятся вопросы поддержки пользовательской инфраструктуры — выходят из строя компьютеры, каналы связи. Требуются силы и средства на защиту информации — надо обеспечивать регламентную замену ключей, техническую поддержку аппаратуры и ее обслуживание. Для этого мы должны привлекать лицензированных, квалифицированных специалистов, аттестованных производителями этого оборудования.

Все это будет заложено в ведомственные целевые программы, которые в скором времени мы будем защищать в Минфине и Минэкономразвитии.

CNews: Решение каких основных задач по использованию современных информационных технологий в деятельности ФМС намечено на 2006 г. и, в перспективе, на 2007 г?

Константин Стогов: Основными задачами 2006 года являются налаживание информационных потоков для полноценного формирования Центрального банка данных, завершение и оснащение региональных управлений и подразделений программно-вычислительными комплексами регионального уровня, разработка и организация работы по доведению используемого низового программного обеспечения до уровня, соответствующего нашим требованием и по защите информации, и по совместимости с системой.

Необходимо, чтобы создаваемая государственная система биопаспортов была состыкована с той инфраструктурой, которую мы уже имеем, и в которую государство вложило значительные средства. Это нетривиальная задача, но это необходимо сделать. Задачей 2006 года является завершение работ в пилотной зоне и налаживание межрегионального взаимодействия между Калининградом и Москвой. Одновременно необходимо наладить и межведомственное взаимодействие на федеральном уровне здесь, в Москве.

Еще одна задача — разработка системы сбора сведений для ведения банка данных выданных и утраченных паспортов граждан РФ и предоставление этой информации ведомствам, заинтересованным в автоматизации адресно-справочных систем и адресно-справочных учетов. В частности, информация, хранящаяся в данной системе, необходима при формировании актуальных списков избирателей на момент проведения выборов.

Существуют и задачи автоматизации внутренней деятельности ФМС — например, создание внутреннего электронного документооборота. Необходимо создать систему информирования граждан о порядке оказания услуг Федеральной миграционной службой, о режиме ее работы. Сейчас разработан правоохранительный портал, на котором будет ссылка на наш сайт. Кроме того, планируется организовать call-центр, в котором можно будет получить всю необходимую информацию, узнать, к кому обратиться с данной проблемой и каков порядок подачи обращений.

Для пользователей нашей системы мы создаем службу help-desk, в которой будет происходить регистрация всех заявок, их анализ, ведение статистики «узких мест» и выработка мер по ликвидации возникающих проблем. На 2006 год намечено проектирование данной системы.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS