[an error occurred while processing this directive]

Дмитрий Милованцев: Следующий этап формирования «электронного правительства» — разработка плана его создания

Дмитрий Милованцев

Переход к активному использованию информационных технологий в органах государственной власти привел к введению новых механизмов обслуживания граждан, росту ИТ-вооруженности служащих, расширению сфер применения ИТ в государственном управлении и открыл возможности для реализации масштабных проектов, основанных на межсетевом взаимодействии органов власти. О современном этапе использования информационных технологий в органах государственной власти, реализуемых проектах, формировании "электронного правительства" и новых задачах в интервью CNews рассказал Дмитрий Милованцев, заместитель министра информационных технологий и связи РФ.

CNews: Дмитрий Александрович, как вы оцениваете качество использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти по результатам 2005 года, в сравнении с 2004 годом?

Дмитрий Милованцев: Прежде всего, нужно отметить, что уровень материально-технического оснащения сотрудников федеральных органов госвласти, по сравнению с 2004 годом, заметно возрос — с 48% до 59%. В то же время, остается еще достаточно проблем в этой области, требующих решения.

Так, на большинстве рабочих мест по-прежнему установлена устаревшая техника. Хотя телекоммуникационная инфраструктура федеральных органов власти развивается, количество персональных компьютеров и рабочих станций, подключенных к сети интернет по выделенному каналу, в расчете на одного сотрудника не превышает 1%. Это говорит о малой доступности внешней информации, необходимой для эффективного выполнения госслужащими стоящих перед ними задач.

Несколько лучше федеральные органы власти оснащены средствами телефонной связи. В 65% министерств и ведомств установлены АТС внутренней связи.

Тем не менее, в целом, уровень оснащенности органов госвласти неуклонно повышается. В 2005 году ведомства продолжали закупать не только персональные компьютеры, но и мощные серверные станции. Причем количество серверов в федеральных органах госвласти по сравнению с 2004 годом увеличилось почти в 2 раза.

CNews: Накануне 2005 года Мининформсвязи России выступило с инициативой создания Правительственной комиссии по информационно-коммуникационным технологиям, основной целью которой должна стать координация использования информационных технологий в органах государственной власти и определение стандартов. Как продвигается работа в этом направлении?

Дмитрий Милованцев: Сегодня органы власти реализуют масштабные государственные программы и проекты по разработке и использованию информационных технологий.

Расходы федерального бюджета на эти цели ежегодно увеличиваются, но их эффективность остается недостаточной, в первую очередь, из-за отсутствия четких механизмов межведомственной координации.

«Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти», одобренная Правительством, определяет основы такой координации.

По нашему мнению, для выработки согласованных предложений по внедрению информационных технологий на различных уровнях управления необходима система координационных и совещательных органов.

Ключевым решением в создании такой системы должно стать образование координационного органа на правительственном уровне (комиссии) по вопросам развития и использования информационных технологий.

Построение единого информационного пространства органов государственной власти также требует эффективного межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной  и законодательной власти.

Механизмом, координирующим реализацию государственной политики в сфере ИТ на федеральном, ведомственном и региональном уровнях управления и станет Правительственная комиссия по вопросам развития и использования информационных технологий.

Предполагается, что Комиссия будет решать несколько основных задач. Главными из них являются: согласование направлений и приоритетов государственной политики в сфере информационных технологий на федеральном и региональном уровнях, а также обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти по развитию и использованию информационных технологий в госуправлении и социально-экономической сфере.

CNews: Какие успехи достигнуты в области информационной открытости органов государственной власти?

Дмитрий Милованцев: Постановлением N 98 от 12 февраля 2003 года Правительство Российской Федерации утвердило перечень сведений о деятельности федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

Конечно, достижение максимальной информационной открытости органов власти во многом зависит от уровня использования информационных технологий в их работе.

Анализ информации о деятельности 85 федеральных органов исполнительной власти, размещенной в интернете, позволяет сделать вывод, что за 2005 год произошли значительные улучшения в том, что касается информационной открытости госорганов. В частности, собственные интернет-представительства имеют 93% федеральных органов исполнительной власти (из них — 85% — веб-сайты, 8% — веб-страницы). Для сравнения — в 2004 году этот показатель составлял 73%.

Однако, как мне кажется, на существующих интернет-сайтах органов власти все еще не достаточно представлена информация, необходимая пользователям. Опубликованные сведения по своей полноте, структурированности и организации доступа не способствуют информационной открытости по отношению к населению и организациям в полной мере.

К примеру, по-прежнему низким остается уровень интерактивности интернет-представительств федеральных органов исполнительной власти. Развитые интерактивные сервисы имеют лишь 13% сайтов. Частота обновления информации тоже не на всех ресурсах бывает удовлетворительной.

Наша деятельность направлена на устранение этих недостатков. В рамках реализации «Концепции использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти» Мининформсвязи России осуществляет проект по созданию системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

Кроме того, Министерством подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации, который проходит согласование в Минюсте России. С помощью этого документа предполагается утвердить перечень сведений об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов власти и мер по его использованию.

За время реализации ФЦП «Электронная Россия» Министерство координировало создание интернет-порталов органов государственной власти. Сейчас мы стремимся к комплексному решению задач в этой сфере. Надеюсь, при достаточной поддержке общественности, нам удастся реализовать проект «электронного правительства», чтобы объединить пока еще разрозненные информационные ресурсы и обеспечить все заинтересованные государственные органы власти равными возможностями освещения своей работы.

CNews: В 2005 году стартовал беспрецедентный по масштабам проект, где участвует не менее 14 министерств и ведомств — это внедрение паспортов с биометрическими параметрами. Каково состояние дел в настоящее время? Какие препятствия в наибольшей степени затрудняют развитие проекта?

Дмитрий Милованцев: Да, действительно, создание государственной Системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов (ПВД) нового поколения является самым крупным ИТ-проектом в России. Общий объем затрат, согласованных со всеми заказчиками, составит около 14 миллиардов рублей. Из них 8,5 миллиардов выделено из средств федерального бюджета на 2006 год. На 2007 год в перспективном финансовом плане, одобренном Правительством России, предусмотрено 3,8 миллиарда руб.

Государственными заказчиками Системы являются МВД России, ФМС России, Мининформсвязи России, МИД России, ФСБ России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Минтранс России (Росморречфлот), Минсельхоз России (Росрыболовство), Минэкономразвития России, Минфин России (Объединение «Гознак»), СВР России, ФСО России.

Система должна быть введена в промышленную эксплуатацию во 2-м квартале 2007 года. В рамках этого проекта Мининформсвязи России отвечает за разработку и реализацию единой технической политики создания и функционирования Системы, разработку ее технического проекта, за создание и функционирование ее информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создание межведомственных технологических центров.

В настоящее время определена архитектура Системы, включающая межведомственные и ведомственные объекты.

Необходимо отметить, что Система создается на программных продуктах с открытыми кодами и использует технологии «тонкого клиента». Это позволяет обеспечить высокую гибкость и производительность предлагаемых решений при соответствующем уровне безопасности.

На данном этапе в Системе реализованы биометрические технологии, основанные на использовании двумерного фотоизображения лица и его идентификации (2D-технология). Организовано производство опытной партии модулей для снятия и контроля цифровых фотографий в паспортно-визовых документах. Эти модули уже установлены на ведомственных объектах пилотной зоны Системы (г. Москва, Калининградская область, Литва, Германия).

Сейчас ведется подготовка отечественного производства микросхем, которые по композиции и техническим характеристикам соответствуют международному уровню.

Мы также подготовили предложения по использованию в паспортно-визовых документах российских биометрических технологий, сканеров, электронной цифровой подписи с учетом стандартов Международной организации стандартизации (ИСО) и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Замечу, что идеология формирования телекоммуникационной инфраструктуры Системы основана на использовании ресурсов сети действующих на рынке операторов связи с обеспечением требований информационной безопасности. Одновременно планируется максимально использовать возможности ведомственных телекоммуникационных сетей.

В начале 2006 года образцы российских заграничных паспортов нового поколения были переданы для тестирования в США, Великобританию, Германию и Францию, и в целом результаты предварительного тестирования положительные.

Кроме того, как известно, в 2006 году началась выдача паспортов с биометрическими данными в пилотной зоне Системы — Калининградской области и г. Москве.

CNews: Мининформсвязи России предложило за счет использования ИКТ в приоритетных национальных проектах сократить общее отставание России от развитых стран в социальной сфере. Какие новшества предлагает Министерство? Каковы планы развития этого направления и предпринимаемые действия? Каков ожидаемый результат и сроки реализации выдвинутых предложений?

Дмитрий Милованцев: Основной задачей Мининформсвязи России в рамках реализации приоритетных национальных проектов является обеспечение широкого внедрения информационных технологий в каждом национальном проекте. ИКТ находят свое применение и в жилищно-коммунальной сфере, и в здравоохранении, и в образовании, в сельском хозяйстве.

Инициативы Министерства в данной сфере включают в себя целый комплекс решений на базе современных информационных технологий. Это, в частности, возможность подведения современных телекоммуникаций к земельным участкам при их подготовке под жилищное строительство, что позволит обеспечить широкополосный доступ в Интернет в каждой новостройке. Это и внедрение современных систем автоматизированного учета потребления коммунальных услуг и организации расчетов в этой сфере. Мы полагаем, что реализация данного проекта позволит сделать экономику ЖКХ прозрачной для всех участников, выявить основные источники потерь и в конечном итоге — создать надежную базу для реформирования отрасли.

По нашему мнению, в настоящее время полностью не реализуется потенциал сети почтовой связи. Поэтому необходимо не только довести традиционные услуги почтовой связи до приемлемого уровня, но и превратить почту в организацию, предоставляющую услуги населению на основе новейших информационных технологий и оборудования.

Еще одним важным направлением является создание единой телемедицинской сети и телемедицинских центров, а также информационной системы мониторинга наличия лекарств в аптеках с доступом через интернет. Данные меры позволят повысить доступность медицинских услуг. К этому следует также добавить создание системы профессиональной радиосвязи для транспортных средств и лечебных учреждений.

Кроме того, мы подготовили свои предложения по проекту развития российского образования. Это касается, например, подключения школ к сети интернет. Мы полагаем, что было бы правильно решить эту задачу в полном объеме.

В рамках программы развития АПК мы предлагаем рассмотреть возможность создания сети информационно-маркетинговых центров, обеспечивающих доступ сельхозпроизводителей к справочной информации, базам данных, а также электронным торгам и биржам.

Наконец, Мининформсвязи России считает целесообразным использовать современные ИКТ при создании системы управления национальными проектами. Это, по нашему мнению, обеспечит возможность получения оперативной и достоверной информации о ходе реализации проектов и эффективности расходования бюджетных средств по каждому из направлений. В частности, из средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в 2006 году запланировано выделить 100-120 млн. рублей, которые пойдут на разработку и внедрение ИТ-системы контроля реализации национальных проектов. Начало работ в этом направлении — апрель 2006 года.

В целях решения задачи информирования граждан о ходе реализации приоритетных национальных проектов Мининформсвязи России совместно с Управлением пресс-службы Президента Российской Федерации ведет работы по созданию интернет-портала «Приоритетные национальные проекты».

CNews: В 2005 году Мининформсвязи России выполнило унификацию ведомственных проектов и программ применения инфокоммуникационных технологий в федеральных органах государственной власти. Каковы итоги работы и ожидаемые эффекты для повышения качества реализации программы?

Дмитрий Милованцев: Действительно, Министерство имеет большой опыт унификации, разработки, реализации и внедрения программ в сфере информационных технологий.

Как вы знаете, разработка, создание и внедрение информационных технологий может осуществляться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ. Для координации таких проектов, реализуемых различными министерствами и ведомствами, Мининформсвязи России неоднократно направляло свои предложения в Минэкономразвития России и Минфину России.

В настоящее время Минфин России демонстрирует понимание того, что унификация программ по внедрению информационных технологий необходима. Однако со стороны Минэкономразвития России такого понимания пока не найдено.

Кроме того, мы разработали и планируем выпустить в качестве рекомендаций порядок оформления проектов в области информатизации, а также их рассмотрения в Мининформсвязи России. Надо отметить, что федеральные органы государственной власти заинтересованы в наличии такого порядка, поскольку кроме выполнения процедур необходимых для получения финансирования таких проектов, нужно еще грамотно реализовывать проекты в области информационных технологий, чтобы все-таки получить желаемый эффект от их внедрения. Поэтому также важна проработка технической и технологической составляющей. А это относится к компетенции Мининформсвязи России.

CNews: В условиях значительного увеличения сложности информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей работу органов государственной власти, все большее развитие получает аутсорсинг в сфере поддержки ИТ-систем, их дальнейшей эксплуатации и сопровождения жизненного цикла. Какие из предполагаемых вариантов развития аутсорсинга будут преимущественно реализовываться в ближайшее время?

Дмитрий Милованцев: В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование и бизнес-план развития федерального информационного центра (ФИЦ). Напомню, что этот центр создается для централизации управления ключевыми государственными информационными системами и ресурсами, имеющими межведомственное значение, а также для обеспечения сохранности и доступности для органов государственной власти межведомственных государственных информационных систем и ресурсов.

Центр также призван обеспечить высокий уровень информационной безопасности и, что немаловажно, — сократить расходы на разработку, приобретение, внедрение и эксплуатацию отдельных межведомственных систем, ресурсов и технологий, на их поддержку, обслуживание и администрирование. По нашему мнению, создание ФИЦ будет способствовать эффективной и оперативной поддержке межведомственного электронного взаимодействия и информационного обмена на основе единой технологической платформы, унифицированного выбора услуг (сервисов), единых стандартов и разработанных архитектурных решений.

В ходе выполнения работ был проведен анализ основных принципов межведомственного взаимодействия органов государственной власти и предоставления государственных услуг с использованием информационно-технологических ресурсов. Кроме того, мы внимательно проанализировали  соответствующую российскую нормативно-правовую базу. Сейчас сформирована инфраструктура первой очереди ФИЦ. Отработаны основные технологические решения, связанные с размещением и обслуживанием государственных информационных систем, ресурсов и технологий.

CNews: В 2005 году Мининформсвязи России выполнило масштабную ревизию государственных информационных ресурсов, провело работы по их учету и регистрации. Можно ожидать введения нормативов в сфере их учета и актуализации?

Дмитрий Милованцев: Централизованное создание общих государственных информационных ресурсов, содержащих полную, достоверную и актуальную информацию, — одно из важных направлений реализации государственной политики в сфере использования информационных технологий.

Утверждение общего перечня информационных ресурсов представляет собой первый этап работ по устранению дублирования, упорядочению и регламентированию процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также по осуществлению контроля доступа к ним и их использования.

Следует отметить, что общегосударственные информационные ресурсы в первую очередь создаются в целях предоставления оперативного доступа к информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления, а также для ее совместного использования на межведомственном уровне.

В то же время дальнейшее развитие информационных ресурсов позволит оказывать более широкий спектр государственных услуг населению и организациям.

Учитывая количество общих для федеральных органов государственной власти информационных ресурсов, их ведомственную принадлежность, а также различные требования к доступу к информации, целесообразно не только централизованное формирование перечня, но и обеспечение доступа органов государственной власти, граждан и организаций к его ресурсам.

Одновременно это создает предпосылки для обслуживания и технической поддержки межведомственных государственных информационных систем и ресурсов, для снижения бюджетных затрат на создание новых и обслуживание существующих ресурсов.

Это также обеспечивает контроль использования межведомственных общегосударственных ресурсов для предотвращения возможных несанкционированных действий государственных служащих и иных лиц.

CNews: Какие причины вызвали разработку проекта нового закона об ЭЦП? Какие ожидания вы связываете с его принятием?

Дмитрий Милованцев: Принятый 10 января 2002 года Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» содержит значительные концептуальные и юридико-технические недостатки, которые не позволили обеспечить правовые условия, необходимые для применения электронной цифровой подписи в нашей стране. В частности, этот закон не согласован с иными законодательными актами Российской Федерации, к примеру, — о лицензировании отдельных видов деятельности и о техническом регулировании.

Положения закона «Об электронной цифровой подписи» не соответствуют и основным принципам, реализуемым в иностранном законодательстве и международном праве при осуществлении правового регулирования электронных подписей. Например, «технологическая нейтральность» законодательства, правовое признание различных видов электронной подписи; свободное использование средств электронной подписи; добровольная аккредитация удостоверяющих центров.

Кроме того, неоправданно сужена и сфера регулирования закона. Из нее  исключены отношения по использованию иных видов электронной подписи.

В законе, к тому же, отсутствуют положения об ответственности удостоверяющих центров. Необходимые для реализации закона подзаконные нормативные правовые акты не приняты.

Учитывая все эти обстоятельства, в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 год, Мининформсвязи России ведет подготовку законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»».

В процессе работы над законопроектом мы пришли к выводу, что устранение правовых пробелов в этой области возможно только путем подготовки новой редакции Федерального закона «Об электронной цифровой подписи». Ограничиться лишь поправками, изменением отдельных положений существующего закона оказалось просто невозможным.

Поэтому Министерство и подготовило новую редакцию Федерального закона «Об электронной подписи», который должен создать необходимые условия для повсеместного использования в России электронной подписи.

Так, в законопроекте реализован принцип технологической нейтральности законодательства. В сферу регулирования закона включены отношения по использованию различных видов электронной подписи: простой, усиленной и квалифицированной. Кроме того, участники правовых отношений получили право по своему усмотрению использовать тот или иной вид электронной подписи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или соглашением сторон.

Требования к средствам электронной подписи приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Таким образом, новая редакция закона «Об электронной подписи» позволит, как мы считаем, устранить недостатки и пробелы в правовом регулировании электронной подписи в России.

CNews: Как вы оцениваете общий уровень знаний и навыков госслужащих в сфере ИТ? На решение каких основных задач в первую очередь направлена разработка квалификационных требований к сотрудникам федеральных органов государственной власти в сфере использования ИТ? Какие требования могут стать обязательными для сотрудников министерств и ведомств?

Дмитрий Милованцев: Прежде всего отмечу, что после проведения первой очереди административной реформы состав Центрального аппарата Мининформсвязи России, включая федеральные агентства Россвязь, Росинформтехнологии и Россвязьнадзор, значительно «помолодел». На сегодняшний день 34% от числа работающих составляют сотрудники в возрасте до 35 лет, имеющие современное базовое образование.

Приказом Мининформсвязи России N 147 от 27.12.05 утверждены квалификационные требования (КТ) к федеральным государственным гражданским служащим и государственным служащим субъектов РФ в области ИКТ.

Квалификационные требования имеют три уровня: базовый, расширенный и специальный — в зависимости от должности государственного служащего.

Внедрение первой очереди КТ подразумевает освоение работниками базового уровня, обязательного для всех категорий специалистов.

Базовый уровень включает в себя обязательные знания аппаратного и программного обеспечения, общие понятия об информационной безопасности, навыки работы в операционной системе и сети интернет, владение офисными приложениями и другие.

В настоящее время мы готовим предложения по использованию КТ в органах государственной власти на различных уровнях.

CNews: Какие меры для целенаправленного формирования «электронного правительства» были приняты в 2005 году и каковы достигнутые результаты?

Дмитрий Милованцев: Архитектура «электронного правительства» Российской Федерации должна определить и описать существующие связи между функциями органов государственной власти и обеспечивающими их реализацию государственными информационными системами и элементами информационно-технологической инфраструктуры.

Мининформсвязи России подготовило и в марте 2005 года представило в Правительство Российской Федерации доклад «Об общих принципах формирования архитектуры «электронного правительства». Этот доклад был направлен также в Минэкономразвития России и Минфин России, которые по результатам его рассмотрения направили в Мининформсвязи России свои замечания и предложения.

В настоящее время Министерство совместно с заинтересованными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России и Минфин России) разрабатывает основные стандарты архитектуры «электронного правительства» в области технической инфраструктуры и программного обеспечения.

Следующим этапом формирования «электронного правительства» должна стать разработка плана создания «электронного правительства» в России, который определит согласованные шаги Правительства Российской Федерации в данном направлении.

Мы считаем необходимым реализовать ряд последовательно спланированных организационно-технических мероприятий, которые позволят сформулировать «единые правила», обеспечивающие согласованное, взаимоувязанное развитие государственных информационных систем, чтобы государственное управление было более ориентировано на потребности и интересы граждан.

Очевидно, что решить эту проблему можно только при наличии четкого плана действий — как по формированию политики информатизации и планирования реализации ИКТ-инициатив, так и механизмов его исполнения. По своей сути такой план и является планом создания «электронного правительства» России.

Данное предложение направлено Министерством в Минэкономразвития России и Минфин России в декабре 2005 года, и в настоящее время находится в процессе межведомственного согласования.

CNews: Решение каких основных задач в сфере использования современных информационных технологий в органах государственной власти намечено на 2006 год и, в перспективе, на 2007 год?

Дмитрий Милованцев: По плану реализации «Концепции использования информационных технологий в органах государственной власти» в этой области предполагается сделать следующее.

Во-первых, разработать и утвердить порядок подачи сведений об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в электронном виде.

Во-вторых, определить орган государственный власти, ответственный за ведение общих для федеральных органов государственной власти регистров, реестров и номенклатур, а также разработать и внедрить порядок его ведения.

В-третьих, разработать и согласовать со всеми заинтересованными органами власти концепцию по созданию инфраструктуры «электронного правительства» вместе с планом по ее реализации.

Также, нужно совместно с Минэкономразвития России разработать порядок централизации закупок в области информационных технологий и проект акта Правительства Российской Федерации о его утверждении. Предложения по формированию такого порядка Мининформсвязи России направило в адрес Минэкономразвития России еще в декабре 2005 года.

Кроме того, планируется внести в Правительство Российской Федерации перечень товаров, работ и услуг в области информационных технологий (по согласованию с МЭРТ), а также проект акта Правительства Российской Федерации о создании Правительственной комиссии, которая будет рассматривать проекты в области информационных технологий. Проект акта уже согласован с большинством заинтересованных органов государственной власти.

В течение 2006-2008 гг. планируется решить многие приоритетные  задачи в сфере использования современных информационных технологий в органах государственной власти. Это, например, создание единого реестра государственных информационных систем и разработанных за счет бюджетных средств программных решений, обеспечение доступа к нему органов государственной власти.

Также необходимо создание информационной системы ведения реестра государственных услуг и обеспечения справочной поддержки населения и организаций по вопросам взаимодействия с органами госвласти. Необходимо создать и Правительственный портал. Требуется разработка методики и программно-технических средств проведения аттестации и оценки уровня квалификации работников органов государственной власти в области использования современных информационных технологий.

Кроме того, необходима система мониторинга и анализа эффективности использования информационных технологий в органах государственной власти и уровня их информационно-технологической оснащенности.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS