[an error occurred while processing this directive]

Пример решения: Электронный продукт «Госзаказ»

Интерактивные информационно-консалтинговые системы, в том числе с доступом через сеть интернет, имеют огромное значение в развитии позитивных процессов в сфере государственного заказа, обеспечивая наибольшую открытость и информированность населения о деятельности органов государственной власти. Такие системы способствуют решению целого ряда непростых вопросов и проблем участников государственных закупок в сложившихся условиях затянувшегося переходного периода и позволяют участникам процесса закупок оперативно получать информационную, методическую и методологическую поддержку — от указания статей Закона и связанных нормативных актах, до экспертизы готовых конкурсных документов.

Содержание:
Техническое описание электронного продукта «Госзаказ»
Механизм «помощи выбора следующего шага»
Описание интерфейса электронного продукта «Госзаказ»

Техническое описание электронного продукта «Госзаказ»

Электронный продукт «Госзаказ» (далее, ЭП «Госзаказ») — комплекс функциональных сервисов, направленных на информационную поддержку процесса государственных закупок и обеспечивающих целевой оперативный доступ пользователя к информационным материалам, необходимым на каждом этапе процесса.

ЭП «Госзаказ» предназначен для предоставления пользователям подробной информации о реализации госзаказов в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005, связанных нормативных и законодательных актов, с учетом поправок и подзаконных актов.

В основу архитектуры ЭП «Госзаказ» заложена логическая структура реализации госзаказов в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ.

Функциональная архитектура: ЭП «Госзаказ» состоит из следующих информационных блоков:

  • иерархическое хранилище документов, содержащее необходимый и достаточный набор нормативных и законодательных актов, форм и шаблонов документов, примеров оформления и использования, разбора конкретных случаев, информацию из судебной и арбитражной практики, аналитические обзоры и специально подготовленные материалы, имеется система морфологического поиска, как по наименованию документов, так и по содержанию;
  • информация об объявленных конкурсах федерального и регионального уровня, синдицируемуя с официальных источников и доступная независимо от этих источников, имеется система морфологического поиска, система расширенного поиска по наименованию заказчика, предмету закупки, дате публикации и дате окончания приема заявок, по диапазону стоимости контракта и по единому классификатору продукции;
  • статистическая и аналитическая информация по объявленным конкурсам и государственным контрактам в виде динамических интерактивных отчетов, автоматически формируемых системой по запросам пользователей;
  • учетно-методическая система, позволяющая пользователю хранить информацию о конкурсах, в которых участвует организация, о текущем состоянии процессов и следующих шагах по процессу с предоставлением информации по каждому этапу процесса;
  • консультационная система, позволяющая установить выделенный коммуникационный канал с квалифицированным экспертом для получения каждым пользователем консультаций по конкретным вопросам организации или участия в государственных закупках;
  • пользовательские сервисы: автоматическое оповещение пользователей об обновлениях документов и объявленных конкурсах с учетом требований каждого пользователя, рассылка новостей, личная библиотека документов, почтовый сервис, планировщик личных и групповых задач, новости и события, форумы и др.

Архитектура электронного продукта «Госзаказ»

Рис 2_Архитектура ЭП

Архитектура системы представления: web-портал, функционирующий в среде интернет \ интранет, с регламентированным доступом пользователей по http \ https протоколу. Профиль пользователя хранится на стороне сервера, авторизация пользователей возможна парой логин-пароль или с использованием сертификата X509, который может храниться на локальной рабочей станции или во внешнем контейнере типа e-token. В последнем случае есть возможность использования ЭЦП для хранимых в системе документов и данных.

Внутренняя архитектура: трехуровневая, с физическим и логическим разделением данных, платформы и библиотеки прикладных модулей, системы авторизации пользователей и представления данных.

Пользовательская, редакционная и административная системы также физически разделены и интегрируются только на уровне данных, для управлением которыми созданы специализированные инструменты.

Внутренняя архитектура электронного продукта «Госзаказ»

Рис 1_Внутреннее взаимодействие

Взаимодействие внутренних систем: пользователи получают доступ к продукту через общий сайт «Электронных продуктов» e-products.ru, через промо-сайт электронного продукта «Госзаказ» epgz.ru или авторизуясь непосредственно на продукте epg.mcfr-ep.ru.

Редакция готовит и размещает материалы на сайтах и в продукте с помощью системы управления содержанием. Публикация всех материалов производится в соответствии с утвержденным регламентом.

Работа экспертов ведется в рамках редакционной подсистемы системы электронного продукта также в соответствии с регламентом.

Внешнее взаимодействие: внешними источниками данных для электронного продукта являются:

  • официальный сайт МЭРТ (федеральное законодательство о госзакупках, новости и события, конкурсы федерального уровня);
  • официальные сайты региональных органов государственной власти (региональные законодательные акты о госзакупках, новости и события, конкурсы регионального уровня);
  • базы данных МЭРТ и федерального казначейства (конкурсы и государственные контракты федерального уровня, используются специализированные интеграционные сервисы — «брокеры»)
  • официальные сайты федеральных министерств и ведомств (связанное законодательство, информация о государственных контрактах);
  • сайты информационных агентств (новости и события);
  • эксперты и консалтинговые компании.

Взаимодействие с внешними источниками

Рис 3_Взаимодействие с внешними источниками

Взаимодействие с внешними системами обеспечивается специально разработанными интеграционными модулями — информационными «брокерами» и web-сервисами (см. рис.3).

Кроме того, информация из системы может предоставляться из системы для внешних получателей посредством собственных web-сервисов и RSS-каналов.

Механизм «помощи выбора следующего шага»

В ЭП «Госзаказ» заложен механизм «помощи выбора следующего шага», основанный на логической структуре реализации госзаказов, т.е. данный механизм автоматически предоставляет варианты выбора следующего этапа (подэтапа, действия, шага), исходя из текущего положения в ЭП «Госзаказ» в соответствии с логической структурой реализации Госзаказов и применением логических правил и закономерностей, что является принципиальным отличием от обычной информационной базы данных.

При участии в государственных закупках пользователь должен осуществить последовательность шагов, которая называется процессом. Тип и набор шагов зависят от типа пользователя (заказчик, подрядчик) и от типа государственной закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок).

Каждый этап разбивается на ряд подэтапов, каждый подэтап разбивается на ряд действий и каждое действие разбивается на ряд шагов. Все этапы, подэтапы, действия и шаги объединены в сложную иерархическую структуру с множеством логических правил и закономерностей, которая является логической структурой реализации Госзаказов.

Дополнительно при выборе следующего этапа (подэтапа, действия, шага) ЭП «Госзаказ» предоставляет всю имеющуюся и относящуюся к текущему и следующему возможному положению в логической структуре реализации госзаказов информацию из состава информационного контента.

Особо следует отметить, что статистика и аналитика по конкурсам (аукционам) обновляется в режиме реального времени и представляется в информативной форме, что позволяет обладать оперативной статистической и аналитической информацией для принятия эффективных управленческих решений. Причем, статистика и аналитика предоставляется как в разрезах единичных сущностей, так и в консолидированных разрезах по различным признакам.

Все элементы информационного контента ЭП «Госзаказ» взаимоувязаны системой перекрестных ссылок, которая позволяет на любом шаге работы с ЭП «Госзаказ» получить всю необходимую информацию в достаточном объеме для выполнения данного этапа (подэтапа, действия, шага) по реализации Госзаказа и принятия решения по выбору следующего.

Описание интерфейса электронного продукта «Госзаказ»

После входа в систему ЭП «Госзаказ» пользователь попадает в свой личный кабинет, расположенный в центральной части экрана. В верхней части экрана находятся разделы: «Мои файлы», «Мои консультации», «Календарь», «Моя почта», «Управление счётом». Ниже разделы: «Мои процессы», «Закупки», «Документы». В верхнем правом углу — разделы « Консалтинг» и « Новости». В нижней левой части экрана находятся разделы: «Настройки», «FAQ», «Поддержка», «Выход из системы».

Личный кабинет пользователя

В карточке личного кабинета отражается текущее состояние дел пользователя в ЭП «Госзаказ», а именно:

  1. Информация о количестве файлов, размещенных в личном хранилище пользователя. Отображается при условии наличия у пользователя размещенных в хранилище файлов.
  2. Информация о созданных пользователем процессах: количество активных процессов и информация по каждому активному процессу. Отображается при условии наличия у пользователя созданных процессов.
  3. Информация о созданных пользователем консультациях: количество открытых консультаций и количество консультаций, ожидающих ответа. Отображается при условии наличия у пользователя созданных консультаций.
  4. Информация об электронных письмах пользователя: количество писем в электронном ящике пользователя, расположенном в ЭП «Госзаказ», и количество непрочитанных писем в нем. Отображается при условии наличия созданных и полученных пользователем электронных писем.

Раздел «Личный кабинет пользователя»

личный_кабинет

Раздел «Закупки»

В данном разделе пользователь получает возможность работать с объявленными государственными закупками, которые были опубликованы на официальном сайте МЭРиТ. В данном разделе присутствуют следующие возможности:

  1. Работа со списком объявленных государственных закупок.
  2. Работа с выбранной объявленной государственной закупкой.
  3. Поиск объявленных государственных закупок.
  4. Создание фильтра отбора закупок. Впоследствии возможно подписаться на получение обновлений о торгах по этому фильтру.

Раздел «Закупки»

раздел_закупки

Раздел «Документы»

В данном разделе пользователь получает возможность работать с основным информационным контентом ЭП «Госзаказ». Информационный контент ЭП «Госзаказ» состоит из различных документов, которые классифицированы с помощью рубрикатора. Часть документов предоставляется за дополнительную плату, при условии наличия действующей подписки на них в тарифном плане пользователя. При попытке открытия таких платных документов, если у пользователя отсутствует необходимая подписка — система откроет пользователю страничку «Отказано в доступе к документу» на которой разъясняется порядок доступа к платным материалам. Более подробная информация о продлении подписок отражена в разделе «Управление счетом» настоящего документа.

В данном разделе присутствуют следующие возможности:

  1. Работа с рубрикатором.
  2. Работа с документами раздела рубрикатора.
  3. Поиск документов.

Раздел «Документы»

раздел_документы

Раздел «Мои процессы»

В данном разделе пользователь получает возможность работать со своими процессами и создавать новые:

  1. Создание нового процесса.
  2. Работа с активными процессами.
  3. Работа с закрытыми процессами.

Раздел «Мои процессы»

мои_процессы

Раздел «Консалтинг»

Раздел «Консалтинг» расположен в верхнем правом углу экрана. Данный раздел позволяет пользователю в любой момент его работы с ЭП «Госзаказ» заказать консультацию. В данном разделе имеются три ссылки: «Заказ консультации», «Экспертиза документации» и «Разработка документов».

Раздел «Консалтинг»

консалтинг

Раздел «Мои консультации»

В данном разделе пользователь получает возможность работать с консультациями. Консультации предоставляются за дополнительную плату при условии наличия действующей подписки на них в тарифном плане пользователя. Присутствуют следующие возможности:

  1. Создание новой консультации.
  2. Работа с созданными консультациями.
  3. Работа с отправленными консультациями.

Раздел «Мои консультации»

мои_консультации

Если подписка на консультации закончилась, или все доступные консультации уже использованы, то система выдаст предупреждение «Невозможно направить консультацию. Подписка не действительна» и предоставит ссылку на осуществление подписки на консультации в раздел «Управление счетом» в подраздел «Мой тариф». Более подробная информация о продлении подписок отражена в разделе «Управление счетом» настоящего документа.

В названии раздела указывается информация о консультациях пользователя: «Количество созданных консультаций / количество ожидающих ответа консультаций».

Раздел «Мои файлы»

В данном разделе пользователь получает возможность работать с личным хранилищем своих документов в ЭП «Госзаказ». Документы в личном хранилище хранятся в виде файлов, которые были импортированы пользователем со своего локального компьютера в ЭП «Госзаказ». В данном разделе присутствуют следующие возможности:

  1. Просмотр каталога и файлов хранилища.
  2. Управление структурой каталога хранилища.
  3. Работа с файлами.
  4. Поиск файлов в хранилище.

Пользователь может осуществлять поиск файлов, размещенных в структуре каталога личного хранилища.

Раздел «Мои файлы»

мои_файлы_2

Область с поисковой строкой находится над списком разделов каталога и называется «Поиск по файлам».

Поиск файлов осуществляется по имени файла и сразу по всему каталогу личного хранилища. В поле «Имя файла» надо ввести текст запроса и нажать кнопку «Найти». В результате в списке останутся файлы, у которых имя файла соответствует поисковому запросу. В таблице списка файлов появится новый столбец «Каталог», в котором указывается, в каком разделе находится тот или иной файл. По клику на название раздела будет осуществлен переход к этому разделу, т.е. этот раздел окажется выбранным и будет отображен список файлов данного раздела.

Раздел «Календарь»

В данном разделе пользователь получает возможность работать со своими событиями в календаре. В данном разделе присутствуют следующие возможности:

  1. Работа с календарем.
  2. Создание нового события в календаре.
  3. Работа с событиями в календаре.

Для получения информации об имеющихся событиях в собственном календаре пользователь должен зайти в раздел «Календарь». В результате раскроется календарь в виде таблицы, ячейками которой являются дни. По умолчанию в таблице календаря представлен текущий месяц текущего года с первого по последнее число, причем текущая дата выделена рамкой. Ячейки дней при наведении на них курсором выделяются цветом.

Раздел «Календарь»

календарь

В ЭП «Госзаказ» существует три типа событий:

  1. Персональные. Данный тип события создается самостоятельно пользователем в своем календаре и доступен только пользователю.
  2. Назначенные. Данный тип событий создается администратором в администраторской части ЭП «Госзаказ» и назначается конкретному пользователю, после чего автоматически размещается в календаре того пользователя, которому назначено данное событие.
  3. Публичные. Данный тип событий создается администратором в администраторской части ЭП «Госзаказ» и автоматически размещается в календарях всех пользователей ЭП «Госзаказ». В администраторском интерфейсе этот тип событий называется «Общие». По клику на тему События осуществляется переход к Карточке События.

По умолчанию в календаре пользователя показываются события всех типов.

Раздел «Моя почта»

В этом разделе пользователь имеет возможность работать с электронными сообщениями системы и создавать собственные в личном почтовом ящике, который создан для него в ЭП «Госзаказ». Данная возможность реализована для работы только в пределах данной программы. Автоматически созданные сообщения системы дублируются на внешний, указанный при регистрации, ящик пользователя.

В данном разделе присутствуют следующие возможности:

  1. Получение электронных писем от других пользователей продукта и информационных сообщений об обновлениях системы.
  2. Работа с полученными сообщениями: ответ, пересылка и удаление писем.
  3. Создание нового письма.

Раздел «Моя почта»

моя_почта

Для получения информации об имеющихся электронных письмах в персональном почтовом ящике, пользователь должен зайти в раздел «Моя почта». В результате откроется окно почтового ящика в виде списка писем и следующих почтовых каталогов: входящие, непрочитанные, отправленные, корзина.

Выбранное письмо можно удалить, нажав кнопку «Удалить». При этом письмо будет перемещено в корзину почтового ящика.

Раздел «Новости»

Раздел «Новости» расположен в нижнем правом углу экрана. Данный раздел позволяет пользователю в любой момент его работы с ЭП «Госзаказ» видеть оперативную новостную информацию в сфере государственных закупок. Если пользователь при работе в ЭП «Госзаказ» увидел интересующую его новость, то он может её просмотреть, выбрав дату новости либо её заголовок.

Раздел «Новости»

раздел_новости

Раздел «Управление счётом»

В данном разделе пользователь получает возможность отслеживать баланс и операции по своему виртуальному счету в ЭП «Госзаказ», а также управлять своими подписками (доступными услугами) в системе. В данном разделе присутствуют следующие возможности:

  1. Информация о поступлениях на счет.
  2. Информация о списаниях со счета.
  3. Управление подписками в системе.
  4. Отчёт по операциям со счётом.

Для получения информации о поступлениях на свой виртуальный счет пользователь должен зайти в раздел «Управление счетом» и выбрать подраздел «Поступления на мой счет». В результате откроется список всех операций поступления, которые имели место быть для виртуального счета данного пользователя.

Для получения информации о списаниях со своего виртуального счета пользователь должен зайти в раздел «Управление счетом» и выбрать подраздел «Списание с моего счета». В результате откроется список всех операций списания, которые имели место быть для виртуального счета данного пользователя.

Для управления набором своих тарифных планов в ЭП «Госзаказ» пользователь должен зайти в раздел «Управление счетом» и выбрать подраздел «Мой тариф». В результате раскроется список тарифных планов пользователя, на которые он уже подписан, а также полный перечень тарифных планов, на которые пользователь может подписаться.

Для получения подробного отчёта по операциям со собственным виртуальным счётом в системе ЭП «Госзаказ» пользователь должен зайти в раздел «Управление счетом» и выбрать подраздел «Отчёт по операциям со счётом».

В открывшемся окне карточки «Отчёт по операциям со счётом», пользователь может сформировать отчёт по всем операциям со своим виртуальным счётом. Для этого он должен выбрать период времени по датам, за который он хотел бы получить отчёт, в фильтре «Отчётный период» и нажать на кнопку «Сформировать отчёт».

Раздел «Настройки»

Раздел «Настройки» расположен в нижней строке экрана в левом углу. Данный раздел позволяет пользователю управлять собственными настройками в ЭП «Госзаказ».

В данном разделе пользователю доступны следующие действия:

  1. Смена пароля. Внесение изменений в пароль учётной записи для входа в систему.
  2. Подписка на обновления. Управление подпиской на обновления системы и создание фильтра по закупкам.

В случае, если текущая учётная запись имеет статус главной, добавляется возможность просмотра созданных процессов и консультаций подчиненных учётных записей.

Раздел «FAQ»

Раздел «FAQ» расположен в нижней строке экрана в левом углу. Данный раздел позволяет пользователю получить информацию по часто задаваемым вопросам в формате вопрос-ответ. Для этого ему надо выбрать раздел «FAQ». В результате откроется новое окно со списком вопросов. Ответ на вопрос по умолчанию скрыт. Под каждым вопросом идет строка «Ответ» и кнопки — «показать», «скрыть». Чтобы отобразить ответ на интересующий вопрос, пользователю надо нажать кнопку «Показать». Чтобы вновь скрыть ответ, надо нажать на кнопку «скрыть».

Раздел «FAQ»

faq

Раздел «Поддержка»

Раздел «Поддержка» расположен в нижней строке экрана в правом углу. Данный раздел позволяет пользователю оперативно получить клиентскую поддержку при возникновении любых вопросов по ЭП «Госзаказ». Для получения оперативной информации пользователь должен выбрать раздел «Поддержка». В результате система сначала автоматически определит используемый пользователем почтовый менеджер, а потом автоматически создаст новое электронное письмо на электронный адрес. Пользователь должен описать в тексте письма беспокоящую его проблему, указать свой логин в системе и отправить письмо в службу клиентской поддержки.

Выход из системы

Раздел «Выход» расположен в нижней строке экрана в левом углу. Данный раздел позволяет пользователю выйти из ЭП «Госзаказ», при этом сохраняются все данные и документы, а также обеспечивается безопасность в части несанкционированного доступа.

Сеанс связи пользователя с программой автоматически завершается при закрытии браузера, в котором осуществляется работа с ЭП «Госзаказ».

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS