[an error occurred while processing this directive]

Николай Ильин: Можно говорить о наступлении в России нового этапа развития информационного общества

Николай ИльинИнформатизация органов государственной власти России вступила в новую фазу — на смену эпохе  массовых поставок оборудования пришло время разработки и внедрения крупных информационных систем, направленных не только на поддержание внутренних функций министерств и ведомств, но и на решение задач управления  страной. Об этом в интервью CNews рассказал начальник Управления информационных систем Спецсвязи ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Николай Ильин.

CNews: В 2006 году принята новая редакция ФЦП «Электронная Россия». Как вы оцениваете уровень поставленных задач и намеченных работ? Какие из них имеют, на ваш взгляд, наибольшее значение?

Николай Ильин: Уровень поставленных ФЦП «Электронная Россия» задач я оцениваю в целом как достаточно высокий. Программой предусмотрена реализация крупных государственных науко– и ресурсоемких ИТ-проектов. Их реализация должна создать новые возможности, новые средства для развития информатизации в стане. Главная проблема при этом — интеграция ресурсов, финансовых, научно-технических наработок для того, чтобы получить наибольший эффект от средств, затрачиваемых на реализацию проектов.

Поэтому особую актуальность приобретает задача грамотного управления как проектами в целом, так и их отдельными мероприятиями. Я считаю, что сегодня как никогда назрела необходимость создания адекватной научно–методической базы для внедрения проектно-ориентированного подхода в управление крупными инновационными ИТ–проектами.

CNews: В рамках ФЦП «Электронная Россия» и ряда других программ информатизации создается система ситуационных центров. Как обстоят дела в настоящее время? Какие существуют планы по развитию системы ситуационных центров в целом?

Николай Ильин: Сегодня в рамках «Электронной России» реализуется целый ряд интересных проектов. Это ГАС «Выборы», ГАС «Управление», системы электронного документооборота органов власти, ряд других. Но, вместе с тем, в ней нет интегрирующей компоненты — систем, инструментов, увязывающих разрабатываемые информационные проекты друг с другом.

Таким ключевым инструментом могли бы стать ситуационные центры органов государственной власти, обеспечивающие интеграцию информации, необходимой для решения управленческих задач. В настоящее время руководителями практически всех уровней подчеркивается необходимость представления для принятия управленческих решений оперативной и объективной информации. Поэтому ключевой задачей любой информационной системы является сбор, обработка и представление такой информации. Ситуационные центры, интегрирующие передовые достижения в этом направлении, и  могли бы стать базой для решения самого широкого спектра управленческих задач.

В настоящее время создается система ситуационных центров органов государственной власти РФ. Высший уровень этой системы — это ситуационный центр Президента России. Следующий уровень — ситуационные центры Правительства и Законодательного собрания РФ, далее — ситуационные центры полномочных представителей Президента в федеральных округах. Очень важно, что сегодня этот новый инструмент активно внедряется и в интересах глав субъектов РФ. В настоящее время такие центры создаются более чем в десяти регионах — Красноярске, Орле, Костроме, Оренбурге, Пензе, Тамбове, Иркутске и других.

Ситуационные центры всех уровней информационно взаимосвязаны между собой  защищенными телекоммуникационными сетями и системами видеоконференцсвязи. Это позволяет руководителям в режиме реального времени принимать адекватные управленческие решения по вопросам развития социальной и экономической сферы, обеспечения безопасности и правопорядка.

Кроме того, активно развивается мобильный компонент — выносной комплекс как составная часть ситуационного центра. Такой выносной комплекс предназначен для сопровождения первых лиц государства во время  поездок и обеспечивает непрерывность управления — постоянное взаимодействие с руководителями органов государственной власти — министрами, губернаторами и т.д.

CNews: Вы взаимодействуете со многими структурами города Москвы. Как вы оцениваете уровень информатизации столицы и, в частности, реализацию программы «Электронная Москва»?

Николай Ильин: С одной стороны, «Электронную Москву» наряду с другими региональными программами, такими как «Электронный Татарстан», «Электронный Санкт-Петербург», «Электронная Эвенкия», «Электронная Чувашия» и др., можно рассматривать как неотъемлемую составную часть федеральной целевой программы «Электронная Россия». И действительно, программа разрабатывалась и реализуется в тесной координации с ней.

С другой стороны, Москва обеспечивает работу десятков федеральных органов власти, здесь сосредоточены управляющие структуры крупного российского и иностранного бизнеса, Москва — крупнейший в стране узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Поэтому «Электронная Москва» — это, без преувеличения, программа информатизации нового поколения, сформированная на основе системного подхода и ориентированная на реализацию важных приоритетов современного этапа движения к информационному обществу. Она стала закономерным итогом многолетней работы городских властей по формированию различных информационных ресурсов, внедрению самостоятельных информационных технологий и систем в интересах автоматизации отдельных подразделений правительства Москвы.

Хотелось бы отметить и другие особенности «Электронной Москвы», отличающие ее от «Электронной России» и региональных программ. Один из ключевых принципов «Электронной Москвы» заключается в том, что уже на начальном этапе ее создания основной акцент был сделан на реализации системы интеграционных мероприятий, к которым отнесены совершенствование нормативно-правовой базы, создание общесистемного обеспечения, развитие ИКТ-инфраструктуры, преодоление информационного неравенства. Поэтому приоритетными стали задачи унификации и интегрирования существующих в городе информационных ресурсов, а также обеспечения доступа всех горожан к социально значимой информации и базовым ИКТ-услугам.

Задачи совершенствования управления реализацией «Электронной Москвы» потребовали применения новых современных методов и автоматизации целого ряда технологических процессов. Показательно, что по результатам выполнения первых этапов программы было принято решение об изменении ее структуры, которая с тех пор стала формироваться по принципу не ведомственного, а проектного подхода. В результате были внедрены ключевые направления программы. Это позволило преодолеть определенную разрозненность и бессистемность различных подпрограмм «Электронной Москвы» и сосредоточить усилия на внедрении лишь действительно приоритетных для города проектов, а также исключить в дальнейшем дублирование работ и нерациональное расходование бюджетных средств.

Достаточно сложной, но, вместе с тем, в основном, успешно решаемой руководством города стала задача устранения межведомственных барьеров, в значительной степени тормозивших эффективность реализации программы, особенно на начальном этапе. Благодаря этому в достаточно короткий срок удалось реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий в основных сферах жизнеобеспечения города.

1 | 2 |

Николай Ильин

CNews: В настоящее время завершается подготовка городской целевой программы «Электронная Москва-2», рассчитанной на 2008-2010 годы. Каковы ее ключевые задачи и проблемы?

Николай Ильин: В 2008 году в рамках реализации городской целевой программы «Электронная Москва-2» начнется новый этап информатизации столицы России. Опережающие темпы роста сектора ИТ в 2006-2007 годах несомненно придадут ей новый импульс. Основные усилия, при этом, должны быть сосредоточены по двум направлениям.

Во-первых, это, конечно, завершение и дальнейшее развитие проектов, реализованных на сегодняшнем этапе выполнения программы. Приоритетной является задача не просто создания и внедрения тех или иных ИКТ-систем, а их унификации и интеграции, что обеспечит предоставление пользователям информационных услуг нового качества. По сути, именно такой подход может явиться основой для обеспечения в будущем функционирования органов власти города в режиме «электронного правительства». Решение этой задачи невозможно без разработки единого комплекса стандартов, классификаторов и т.п., предназначенных для унифицированного предоставления информации на всех этапах ее обработки. Это позволит обеспечить согласованное функционирование городских информационных систем, решить задачи межотраслевого обмена городскими информационными ресурсами и информационного взаимодействия органов власти и бизнес-структур.

Технологической основой для решения интеграционных задач может стать создаваемая система городских информационных порталов — правительства Москвы, крупных ведомств, префектур и управ. Веб-сайты сегодня есть уже у всех комплексов и департаментов правительства Москвы, у всех префектур и управ районов. Стоит задача создания единой системы. При этом именно такая, «портальная», технология позволяет максимально эффективно использовать типовые решения для территориальных органов — префектур и районных управ. С точки зрения «внутренней» интеграции, на уровне организации потоков данных, необходимо завершение работ по созданию единой системы электронного документооборота.

Вторым направлением является разработка и внедрение на основе созданной ИКТ-инфраструктуры современных технологий и систем, обеспечивающих предоставление пользователям новых видов сервисов и информационных услуг. В рамках этого направления можно выделить две задачи. Решение первой обусловлено необходимостью перехода на качественно новых уровень использования прежде всего информационных ресурсов. Такой переход предполагает существенное смещение акцентов в сторону качества вторичной или аналитической обработки накопленных данных. Так, например, в рамках создаваемой правительством Москвы системы обеспечения безопасности города в режиме реального времени мониторингу подлежат тысячи объектов, состояние каждого из которых характеризуется десятками показателей в различных форматах — числовом, текстовом, видео и др. Образуются гига- и терабайты информации. В таких условиях сложность задач хранения информации, ее оперативной обработки и предоставления результатов пользователям для принятия решений резко возрастает. В этом случает приоритетом является не только выбор наиболее информативных показателей, но и разработка соответствующей технологии, позволяющей оптимизировать их сбор и обработку.

Ключом к решению этой задачи является развитие аналитической компоненты создаваемых информационных систем на основе разработки и внедрения соответствующих инструментальных средств обработки данных. Опыт эксплуатации подобных систем в интересах органов государственной власти, в том числе и для решения таких масштабных задач, как управление приоритетными национальными проектами, позволят объективно говорить об эффективности такого подхода.

Вторая задача связана с предыдущей, но качество именно ее решения во многом определяет эффективность управления столичной инфраструктурой и состоянием дел в городе. Речь идет о создании взаимоувязанной системы, обеспечивающей руководству города возможность не только оперативно и достоверно узнавать о проблемах в городе в целом, в отдельных отраслях или на объектах его инфраструктуры, но и объективно понимать причины происходящего, своевременно определять рациональные пути их устранения.

Прообразом может являться создаваемая ФСО России в интересах органов государственной власти система ситуационных центров и ситуационных комнат, имеющих как стационарную, так и мобильную компоненты. Такая система позволяет обеспечить руководству страны независимо от его местонахождения комплексную информационно-аналитическую поддержку решения самого широкого спектра задач государственного управления.

Поэтапное создание аналогичной системы в виде ситуационных центров для мэра города и его заместителей по направлениям деятельности, а также ситуационных комнат для префектов и руководителей управ позволит совершить качественный скачок в подготовке и исполнении необходимых управленческих решений, эффективном расходовании бюджетных средств.

В целом, реализация рассмотренных направлений в рамках программы «Электронная Москва-2» должна не только повысить эффективность государственного и городского управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но также способствовать реализации концепции «интеллектуальный город» и превращению Москвы в одну из ведущих информационных столиц мира.

CNews: Какие информационные задачи вы могли бы решать совместно с соответствующими подразделениями мэрии Москвы?

Николай Ильин: Есть широкий класс задач, совместное решение которых принесло бы обоюдную пользу. Например, мониторинг социально-экономической и общественной ситуации, обеспечение информационной безопасности в системах управления, разработка методологии развития ПТК в системах управления, разработка и развитие ситуационных центров управления и многие другие задачи.

CNews: В 2006 году завершился первый этап создания системы управления национальными проектами, которым были предусмотрены проектирование и ввод в опытную эксплуатацию первой очереди системы, включая отработку технологий информационного взаимодействия заинтересованных органов власти. Каковы итоги первого этапа?

Николай Ильин: В 2006 году введена первая очередь ГАС «Управление», которая включает в себя систему информационной поддержки управления национальными проектами. Создана система сбора информации от всех предприятий, муниципальных образований, участвующих в реализации этих проектов. Информация интегрируется в региональных информационно-аналитических центрах и по выделенным каналам связи передается в главный информационно-аналитический центр. После обработки, проверки эта информация предоставляется Президенту, администрации Президента, правительству, министерствам, руководителям субъектов РФ, которые участвуют в выполнении проектов.

Для реализации задач оперативного управления созданы система сбора, накопления и хранения информации, система визуализации результатов реализации проектов, система подготовки управленческих решений, система оценки общественного мнения, в т.ч. в СМИ. Система сбора информации одновременно обеспечивает оценку ее достоверности, полноты, проверку качества этой информации на всех уровнях. Развернута система видеоконференцсвязи, объединяющая все субъекты РФ и обеспечивающая проведение совещаний и видеоконференций в режиме «единого информационного окна».

CNews: Как происходит наполнение и обновление информации в системе?

Николай Ильин: В системе существует два типа информации. Первый — статистическая, отчетная информация. Она содержит интегральные оценки состояния дел и довольно статична — обновляется раз в месяц, раз в квартал и даже раз в год. Второй тип — оперативная, динамическая информация, которая собственно и является управленческой. Она содержит сведения о количестве заключенных контрактов, количестве врачей, которым реально повысили заработную плату, ведомости школ с характеристиками программных комплексов, которые в них развернуты и т.п. На основе такой информации можно быстро выявлять проблемы и вопросы, возникающие в процессе реализации проектов, судить об их качестве.

При этом очень много внимания уделяется проблемам обеспечения достоверности, полноты и своевременности информации. Создана система специальных информационных фильтров, которая позволяет это реализовать.

Большое  внимание уделяется сейчас информации о демографической ситуации. Сегодня утверждена новая система показателей, с помощью которых можно объективно оценивать демографическую ситуацию в стране. В ближайшее время на Совете по национальным проектам будет рассмотрена новая система показателей, с более рациональными схемами сбора, обработки и представления информации.

Большое внимание и сейчас, и в дальнейшем будет уделяться вопросам аналитической обработки данных.

Одновременно будет обеспечено представление информации о реализации проектов гражданам, изучаться мнение специалистов и общества в целом о том, как они воспринимают результаты национальных проектов.

CNews: Какие сложности возникали в процессе реализации первой очереди системы?

Николай Ильин: Объективной трудностью является то, что впервые на государственном уровне создается полнофункциональная система, включающая в себя модули планирования, регулирования, контроля, отчетности и требующая реализации новых проектных решений на всех этапах государственного управления. Многие решения приходится разрабатывать «с чистого листа» и внедрять в короткие сроки.

При этом постоянно совершенствуется сама система управления, модернизируется система показателей, методов принятия решений на муниципальном, региональном, федеральном уровнях, на уровне округов. И, конечно, возникает проблема адаптации разрабатываемых информационных систем и технологий под реальные задачи государственного управления. Информационные системы и технологии должны быстро реагировать на те инновации, которые возникают в системе управления. Завтра вдобавок к уже реализуемым вполне могут добавиться новые «приоритетные проекты» — развитие оборонно–промышленного комплекса, машиностроения, атомной промышленности и др.

Реальной проблемой является обучение специалистов по всей стране работе с современными системами подготовки и загрузки информации, использованию математических моделей и современных инструментальных средств аналитической обработки, комплексирования и визуализации информации.

Есть сложности и в налаживании межведомственного взаимодействия в процессе реализации системы.

CNews: Создаваемая система пока затрагивает исключительно приоритетные национальные проекты, но в дальнейшем будет распространена на все сферы деятельности государства?

Николай Ильин: Конечно, это только начало. Мировой опыт говорит о том, что проектно-ориентированный подход в условиях  рыночной экономики является наиболее эффективным методом достижения поставленных целей. К сожалению, об использовании обоснованного научно-методологического подхода к созданию такого рода систем, тем более в государственном масштабе, в нашей стране говорить пока не приходится.

Поэтому одной из главных для отечественной науки я вижу задачу создания современной научной базы государственного управления. С одной стороны, она должна опираться на мировой опыт использования проектного подхода в государственных интересах. С другой – учитывать реалии и специфику нашей страны. На ее основе в единую систему должны быть увязаны и целеполагание, и планирование, и контроль, и регулирование, причем на всех  уровнях системы государственного управления и с участием всех ее звеньев — от конкретного гражданина или предприятия до отраслей экономики, социальной сферы и государства в целом.

Только так, наращивая и развивая теоретическую базу, постоянно опробуя ее в конкретных проектах, мы сможем действительно создать прообраз системы государственного управления.

CNews: Какие еще подсистемы будут включены в ГАС «Управление»?

Николай Ильин: Кроме подсистемы контроля реализации национальных проектов в ГАС «Управление» актуальной является задача создания подсистем, обеспечивающих решение и других функциональных задач управления.

Одной из важнейших является задача создания единой, взаимоувязанной по уровням ответственности и исполнения систем целеполагания и планирования реализации крупных государственных проектов. Это позволит создать эффективный механизм экономической и организационной интеграции не только мероприятий «внутри» и «между» различными проектами, но и обеспечить разработку инструментария для их реализации — согласованных федеральных, ведомственных, региональных целевых программ.

Тесно связанной с предыдущей является задача регулирования — обеспечения соответствия результатов реализации проектов заданным срокам, требованиям качества, объемам финансирования. Создание такой подсистемы должно обеспечить не только эффективное управление деятельностью исполнителей — конкретных хозяйствующих субъектов, но и позволить оценить эффективность работы различных инстанций органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того должны быть созданы условия для обеспечения доступа граждан и бизнес–сообщества к актуальной информации о ходе реализации конкретных проектов, а также возможность открытой оценки этих результатов, в т.ч. на основе проведения социологических и экспертных опросов.

CNews: В настоящее время практически все ведомства, ответственные за реализацию приоритетных национальных проектов, например, Минздравсоцразвития, создают свои системы мониторинга. Не будут ли их информационные ресурсы дублировать создаваемую систему?

Николай Ильин: Конечно нет. Для того чтобы министерства могли управлять своими подразделениями, им необходимо собирать информацию, обрабатывать ее и принимать соответствующие решения. Поэтому создание соответствующих «собственных» информационных систем просто необходимо.

Министерства могут использовать нашу инфраструктуру — каналы связи, региональные и федеральные информационно-аналитические центры и др. для получения нужной информации с целью ее последующей обработки и анализа. При этом информацию о реализации национальных проектов на региональном уровне предоставляем мы, а на федеральном уровне — соответствующие министерства. Таким образом, информация не дублируется, а дополняется.

В то же время, министерства реализуют не только национальные проекты. Для того чтобы управлять министерством в целом — кадрами, ресурсами, строительством необходима  отраслевая система управления. Аналогичная ситуация и в субъектах  РФ, где требуется многоуровневая система, которая доходила бы до городов, населенных пунктов и содержала информацию о том, как живут люди, какие у них проблемы, что необходимо сделать и в области образования, и в здравоохранении, и во всех других сферах.

CNews: Не возрастет ли в связи с созданием ГАС «Управление» угроза информационной безопасности страны? Ведь эта система будет являться «единой точкой доступа» к важнейшим информационным ресурсам государственных ведомств.

Николай Ильин: Безопасность — это важнейший вопрос при построении такой системы. В ГАС «Управление» проблемы безопасности решаются путем использования защищенной информационно–коммуникационной инфраструктуры — специальных защищенных каналов связи, комплексов и средств информационной безопасности на различных участках переработки информации и др. Такое решение — не альтернатива использованию Интернет, пусть даже и «очень защищенному». Это единственно правильный шаг, если мы действительно хотим обеспечить и надежность, и непрерывность, и устойчивость системы государственного управления. А что такое «безопасный» Интернет мы хорошо знаем — тысячи ежедневно отражаемых атак на сайты органов власти лучшее тому подтверждение.

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития информатизации в России?

Николай Ильин: Можно говорить о наступлении в России нового этапа развития информационного общества. Да, мы, в основном, научились автоматизировать повседневную деятельность: дома — использовать возможности совместной работы Интернет, мобильной связи и домашней техники, вплоть до реализации технологий «умного здания», на работе — оптимизировать управление документами, ресурсами, персоналом и т.п., в государстве — обеспечивать непрерывный мониторинг и контроль состояния дел в экономике, социальной сфере, вопросах национальной безопасности.

Медленно, но верно на фоне потребительского отношения к информационным системам сегодня набирает силу новый подход. Он позволяет не только использовать или адаптировать отдельные существующие решения, но и придать им на основе интеграции иное качество или создать совершенно новый продукт. И конечно, чем динамичнее будут развиваться экономика, укрепляться институты гражданского общества, совершенствоваться система государственного управления, тем больше будет спрос на создание таких новых, в смысле подхода, систем.

Рассматривая информационную систему как совокупность соответствующих видов обеспечения, можно констатировать, что с точки зрения создания и эксплуатации так называемого «скелета» — технических средств, базового ПО, коммуникаций — все более менее ясно, и разработка систем, в этом смысле, является скорее задачей выбора «правильного» системного интегратора.

Совсем иной представляется картина, если задаться вопросами типа: «А что делать с этой «грудой железа» дальше?», «Где и как собрать необходимые данные?», «Кто будет отвечать за качество представляемой пользователям информации?».

Вот почему сегодня можно уверенно говорить о существенном смещении акцентов в сторону развития именно информационного обеспечения — всего того, что определяет качество реализуемых системой технологий сбора, обработки, хранения информации и, в конечном итоге, ее представления пользователям. А это и математические модели, и сложнейшие алгоритмы, и новые принципы организации данных, по сути «вторая производная» обеспечения качества функционирования любой информационной системы. Сегодня важно не просто обладать информацией, а уметь получать на ее основе новые знания, позволяющие реально оценивать ситуацию и прогнозировать ее изменения. Все вместе это можно охарактеризовать как существенное повышение функциональности информационных систем на основе их интеллектуализации.

Реализация этих требований, несомненно, потребует совершенствования существующих и внедрения новых требований к созданию и развитию информационных систем, основанных на междисциплинарном подходе, стыкующим информатику не только с точными науками -математикой, физикой, — но и с лингвистикой, психологией и другими отраслями знаний, изучающими различные аспекты обработки информации.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS