[an error occurred while processing this directive]

Андрей Понеделко: Важными на текущий момент являются проекты по интеграции государственных информационных ресурсов

Андрей ПонеделкоОб основных направлениях реализации задачи построения электронного правительства и о практике создания информационных систем для органов государственной власти в интервью CNews рассказал Андрей Понеделко, директор департамента разработки информационно-аналитических систем компании «Ай-Теко».

CNews: В феврале 2006 года на заседании президиума Государственного совета РФ в Нижнем Новгороде президентом России Владимиром Путиным была поставлена задача создания электронного правительства к 2010 году. Какие направления реализации этой масштабной задачи можно назвать основными, если судить по событиям в сфере информатизации органов государственной власти и государственного управления в России в целом?

Андрей Понеделко: Основным направлением реализации была и остается автоматизация основных направлений деятельности органов государственных власти. Успешно реализуются проекты обеспечивающей деятельности: электронного документооборота, управления материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами. И, конечно, важными на текущий момент являются проекты интеграции государственных информационных ресурсов между собой и в рамках совместных соглашений нескольких ведомств. Создаются программно-технические комплексы информационно-аналитического обеспечения, формируются единые базы данных по основным направлениям деятельности федеральных органов государственной власти.

CNews: Как вы оцениваете динамику использования информационных технологий в органах государственной власти России в 2006 — начале 2007 годов? Какие, помимо отмеченного выше, факторы оказывали наибольшее стимулирующее воздействие на процесс использования ИТ в органах государственной власти в 2006 году? Что наиболее  серьезно сдерживало этот процесс?

Андрей Понеделко: Проекты интеграции существующих информационных ресурсов госструктур ведомств оказали наибольшее стимулирующее воздействие на применение современных ИТ–технологий. В настоящее время существует достаточно много серьезных решений в госструктурах, и руководители ИТ–подразделений уже ставят вопрос «Как осуществлять дальнейшее развитие?» Ответ можно найти только в разработке новых концептуальных подходов, объединении информационных ресурсов в рамках вертикали подчиненности государственных учреждений и ведомств. А сдерживание этих процессов кроется в разнородных решениях, которые уже существуют, а также в отсутствии единых требований к развитию ИТ–технологий на территориальном, региональном и федеральном уровне.

CNews: Относительно недавно, в конце 2006 года, принята новая редакция ФЦП «Электронная Россия». Если судить по гостендерам, объявленным в третьем квартале 2006 — начале 2007 года, что нового привнесено в информатизацию госуправления с принятием новой редакции программы? В каких направлениях работ, в рамках программы, будет (рассматривает возможность) участвовать «Ай-Теко»? Какие компетенции, в данном случае, можно было бы выделить в качестве ключевых для вашей компании?

Андрей Понеделко: Думаю, что важным является направленность не только повышения эффективности использования информационных технологий в государственном управлении, формировании единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития, но и контроля использования бюджетных средств на их создание. Компания «Ай-Теко», конечно, будет участвовать в создании информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, разработке решений, связанных с предоставлением гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, консалтинге и создании современных информационно-аналитических систем.

CNews: В связи с событиями последних месяцев хотелось бы затронуть проект «Ай-Теко» по централизованному лицензированию ПО для Высшего Арбитражного суда РФ. Насколько гладко удалось реализовать проект для ВАС РФ? Каковы наиболее значимые особенности этого проекта, которые можно было бы рассматривать в качестве примера успешной практики данного рода? Как вы в целом оцениваете потребности органов государственной власти в повышении лицензионной чистоты используемого ПО.

Андрей Понеделко: Если считать, что цель достигнута в установленные сроки и за установленное финансирование, то проект удачный. Смотря что подразумевать под «гладко реализованным проектом»: тут можно рассматривать множество факторов. Как правило, трудности присутствуют на организационном уровне, меньше на технологическом, поэтому «шероховатости»; всегда есть. Государственные структуры достаточно давно придерживаются четкой линии использования лицензионного программного обеспечения, в этом новшества никакого нет. Проблемы есть в финансировании региональных и территориальных подразделений.

CNews: В связи с развитием использования ИТ органы государственной власти все более активно переходят к дистанционному обучению своих сотрудников. Компания «Ай-Теко» спроектировала систему дистанционного образования для МВД, была построена сеть мультимедийных учебных классов для образовательных учреждений министерства. Какие возможности предусматривает это решение? Какие подходы и решения, из числа использованных, вы могли бы выделить в качестве наиболее интересных и важных для применения в системе дистанционного образования и повышения квалификации?

Андрей Понеделко: Компания «Ай-Теко» реализовала программно-аппаратный комплекс дистанционного обучения для образовательных учреждений Министерства внутренних дел. Особенность данного решения заключалась в централизованной рассылке через спутниковый канал подготовленных в центре мультимедийных материалов удаленным подразделениям МВД с контролем получения информации подразделениями-получателями.

CNews: Компания «Ай-Теко» реализует и участвует в реализации многих проектов информатизации органов госвласти федерального уровня (например, информатизация Федерального Казначейства, МВД, Федеральной миграционной службы и т.д.). Какие из них вы могли бы отметить в качестве наиболее трудных, наиболее запомнившихся и почему? Каковы особенности реализации проектов для государственных учреждений? Чем для вашей компании был знаменателен 2006 год?

Андрей Понеделко: 2006 год для компании «Ай-Теко» был динамичным и напряженным. Рост компании, увеличение оборотов связаны с реализацией большого числа проектов. Наиболее запомнившимся и достаточно трудными  были проекты с Федеральной миграционной службой России. К особенностям можно отнести большое количество унаследованных систем, как правило, развивающихся по своим принципам, быстро меняющаяся законодательная база, плавающие технические требования к программному обеспечению, ну и, разумеется, организационная составляющая.

CNews: Как вы решаете вопросы технической и консультативной поддержки ваших продуктов, используемых органами государственной власти? Продолжается ли (и в зависимости от каких условий, критериев) тесная работа с заказчиком после внедрения системы?

Андрей Понеделко: Компания «Ай-Теко» не только внедряет технические решения, но и на долгосрочной основе осуществляет техническую поддержку и сопровождение своих решений. Тесная работа с заказчиком не завершается и после внедрения решений. В результате выигранных конкурсов мы продолжаем оказывать услуги по сопровождению информационных систем. Так, в настоящее время готовится к подписанию государственный контракт со Счетной палатой Российской Федерации на выполнение работ по техническому обслуживанию серверного оборудования и оказание услуг по сопровождению системы хранения данных и управления информационными ресурсами Счетной палаты РФ. До подписания указанного контракта система сопровождалась в течение трех лет после внедрения.

CNews: О комплексных решениях и подходах говорится давно, но, как правило, почти всегда приходится, при их внедрении, либо интегрировать унаследованные приложения, либо отказаться от них, заменив новым программным обеспечением. Как, в этой связи вы оцениваете потребность в сфере разработки и перехода на единые стандарты для информационных технологий, используемых в органах государственной власти России? Какие стандарты следует принять / разработать и принять в первую очередь? Какое решение, на ваш взгляд, более оправдано с экономической точки зрения и в каких ситуациях?

Андрей Понеделко: Когда реализуется комплексное решение с интеграцией унаследованных систем, вырабатываются определенные подходы, стандарты, оцениваются риски и последствия внедрения современных решений. Однако в большинстве случаев унаследованные системы не выводятся из эксплуатации достаточно длительный период времени. Это связано с технологическими процессами, подготовкой персонала, инфраструктурными решениями. В настоящее время существует уже достаточно много ГОСТов и стандартов, которые можно брать за основу при создании автоматизированных систем и программного обеспечения. В первую очередь,  желательно иметь концепцию создания и развития информационной системы, а далее уже использовать технические и технологические стандарты.

CNews: Порой существенной проблемой для автоматизации органов государственной власти является низкий уровень ИТ-квалификации персонала  и острая нехватка ИТ-специалистов на рынке в целом. Не является ли аутсорсинг логичным выходом из создавшегося положения для госструктур? Насколько востребован аутсорсинг в настоящее время в госсекторе? Каковы перспективы его развития на ближайшие годы? Какие факторы оказывают наиболее существенное влияние на развитие аутсорсинга?

Андрей Понеделко: Да, в государственных структурах существуют проблемы с нехваткой и низким уровнем ИТ–специалистов, но при этом не все сферы деятельности ИТ–подразделений могут быть отданы на аутсорсинг. В основном аутсорсинг в государственных структурах востребован на оказание услуг по сопровождению и техническому обслуживанию современных технических решений для обеспечения бесперебойной работы и высокой готовности технических средств. Основным фактором развития аутсорсинга является сложность современных технических средств и нехватка специалистов, при этом развитие аутсорсинга в государственных структурах будет направлен на оказание услуг по сопровождению технологической инфраструктуры, в значительно меньшей степени направлен на предметную деятельность.

CNews: С 01 января 2006 года начал работать новый ФЗ №94 о государственных закупках. Как вы оцениваете первые итоги его реализации? Насколько новый закон помогает вашей компании оперативно получать информацию о готовящихся тендерах и документацию к ним?

Андрей Понеделко: В нашей компании существует подразделение, которое специально занимается изучением вопросов о предстоящих конкурсах, и поэтому мы не ощутили какого-то сокращения времени. Сроки подготовки конкурсных документов остались в прежних рамках.

CNews: Каковы перспективы развития отечественного сегмента ИТ-рынка, связанного с информатизацией органов государственной власти, в 2007-2008 годах? Как вы видите дальнейшее развитие работ вашей компании в этой сфере?

Андрей Понеделко: Думаю, что развитие отечественного сегмента ИТ–рынка должно быть направлено в сторону региональных структур, в центре уже произошло насыщение, и важным моментом должно быть выполнение федеральной целевой программы с конкретными осязаемыми результатами. Наша компания будет участвовать в конкурсах в рамках "Электронной России", и предлагаемые решения будут включать в себя самые передовые и современные технологии.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS