[an error occurred while processing this directive]

Алексей Вансович: Больше предприятий малого и среднего бизнеса должны принимать участие в государственных закупках

Алексей ВансовичВ интервью CNews Алексей Вансович, президент Информационного Агентства «Трейд.Су» говорит о том, почему участвующие в тендерах и госзакупках компании видят в интернете реальный источник прибыли и какие законодательные, организационные шаги еще нужно предпринять для развития электронной торговли в нашей стране.

CNews: Как вы оцениваете динамику развития рынка электронных государственных закупок и контрактов на федеральном, региональном и муниципальном уровне за последний год? Какие объективные и субъективные факторы мешают или, наоборот, способствуют развитию использования электронных инструментов от размещения предложений и конкурсной документации на сайтах до е-госторгов и электронных аукционов при осуществлении госзакупок?

Алексей Вансович: Рынок электронных государственных закупок растет, причем достаточно быстрыми темпами. Очень сильно, конечно, этот процесс стимулировало принятие в 2006 году Федерального Закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Как и любой растущий рынок, развивается он непропорционально. Наиболее развит рынок региональных и отраслевых электронных закупок. Среди региональных площадок это электронные торговые площадки Москвы. Это объясняется просто — московский регион лучше всего подготовлен к работе с электронной системой закупок. Здесь сосредоточен практически весь объем электронных торговых площадок, сайтов, на которых размещаются объявления по закупкам, и тендеры, которые проводят государственные предприятия. Среди отраслевых торговых площадок развиты и функционируют в полную силу торговые площадки крупнейших российских компаний — Газпром, Росатом, B2B-Energo и «ТЗС-Электро».

Ситуацию на рынке электронных государственных закупок полностью контролирует Тендерный комитет. Его специалисты занимаются организацией торгов и размещением заявок.

А вот такие структуры как, например, ИА «Трейд.Су» способствуют притоку к участию в государственных закупках большего количеств участников.

Электронные закупки (в данном случае не важно, говорим ли мы о государственных или коммерческих тендерах) развиваются по нескольким направлениям. Во-первых, растет число самих торговых площадок, то есть мест, где проводятся электронные торги в режиме on-line и заключаются контракты между заказчиком и выигравшим поставщиком. Во-вторых, развиваются информационные звенья цепочки закупок. Создание всеобъемлющих информационных систем уровня Trade.Su, способствует развитию экономики в России и является тем механизмом, который может сделать процесс госзакупок более прозрачным и открытым. Чем шире информационная система, тем большее количество поставщиком сможет принять участие в тендере и тем эффективнее будет конкурс.

Не секрет, что Россия отстает от ведущих мировых стран по показателям применения механизмов электронных закупок. Если в США более 50% всех закупок проходит в электронной форме, то у нас эта цифра не достигает уровня 10%. Рост электронных государственных закупок объективно сдерживает низкий уровень компьютеризации государственных предприятий в регионах, а также отсутствие сформированной услуги информационного консалтинга: информация о проводящихся государственных закупках и тендерах не доходит до малого и среднего бизнеса. С технической точки зрения процесс е-госзакупок сдерживает не работающий на практике закон об электронно-цифровой подписи.

Не стоит забывать и о «человеческом факторе»: о налаженных связях компании с уже имеющимися поставщиками, отсутствием личной заинтересованности руководства в выборе поставщика, определенное недоверие к компаниям, оказывающим информационные услуги по распространению информации о тендерах и закупках при разговоре по телефону.

CNews: С 01 января 2006 года начал работать закон о государственных закупках. Какова его роль в развитии направления е-госзакупок? Отвечают ли положения этого закона современным потребностям в организации и проведении госзакупок с использованием электронных инструментов? В какой степени государственные заказчики и частные поставщики заинтересованы в корректировке правил, диктуемых 94 ФЗ?

Алексей Вансович: Роль Федерального Закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» огромна, он стимулировал рост закупок и делает этот процесс все более прозрачным. Объем закупок в 2006 году после вступления в силу ФЗ-94 увеличился в три раза. По нашим данным, в 2005 году в России прошло 98 487 тендеров, а в 2006 году — более 411 000.

Что касается удовлетворения законом потребностей предприятий в организации госзакупок — да, закон им частично удовлетворяет. Но, безусловно, он еще нуждается в корректировке, как и любое новшество. Практика показывает, что в реальности нужно скорректировать. Сейчас государственные предприятия при размещении заявок в электронной форме проделывают двойную работу: размещают документы в электронном виде и в «бумажном», на самом же деле электронные закупки должны стать полным эквивалентом стандартных.

К сожалению, в 94-ФЗ отсутствует понятие центрального сайта государственных закупок в России. Получается, что нет единого источника по государственным тендерам. Эта информация разрозненна. В законе вводится трехуровневая система официальных сайтов государственных закупок: сайт Российской Федерации, сайты субъектов Российской Федерации и сайты муниципальных образований. Информация на многих из них не дублируется и не сводится воедино. Заинтересованному поставщику практически невозможно найти нужную информацию по закупкам в масштабах страны. Федеральный закон № 94 ввел в действие реестр госконтрактов и реестр недобросовестных поставщиков. Но одного этого не достаточно. Необходим еще реестр заказчиков, данные в которых должны постоянно обновляться.

CNews: Ваша компания регулярно проводит исследования (и мониторинг) рынка госторгов. Насколько, по вашему мнению, интересна информация об этом рынке частным компаниям? Какого рода информация наиболее востребована и с чем это, по вашему мнению, связано? Как изменилась ситуация за последний год?

Алексей Вансович: Информация о государственных закупках, тем более о крупных, интересна многим частным компаниям. В государственных тендерах должны принимать участие частные компании, они дают основу для конкуренции в закупках. Они ждут объявления профильного тендера и специально отслеживают эту информацию. Поэтому для очень многих коммерческих компаний очень выгодно работать с системами аналогичной Трейд.Су. Поставщики получают от сопровождающего их менеджера самую актуальную информацию и выборку заинтересовавших их конкурсов, имеют возможность сравнить закупки в текущем году и предыдущих. Сотрудничество с нашей информационной системой гарантирует им постоянный приток информации по государственным закупкам и дает возможность принимать в них участие. Надо отметить, что в тендерах и закупках есть своя закономерность и сезонность. Больше всего востребована информация по тендерам и закупкам в таких областях как информационные технологии, с началом весны выросли закупки в недвижимости, строительстве. Зимой традиционно велико количество тендеров на закупку медицинских и лекарственных препаратов. Компании, которые постоянно участвуют в закупках, знают об этих колебаниях рынка, умеют прогнозировать закупки и выстраивать с учетом их изменений собственный сбыт. Закупки — это рынок, который нуждается в анализе и оперативном реагировании. Количество компаний, которые с помощью нужной информации расширяют свою клиентскую сеть и оптимизируют сбыт, постоянно увеличивается. За последний год количество наших клиентов выросло до 450 000 компаний.

CNews: Trade.Su выполняет роль связующего звена между поставщиком и заказчиком, как в государственном, так и в коммерческом секторах. Насколько важна на сегодняшний день эта функция? Насколько востребованы ваши услуги и продукты?

Алексей Вансович: ИА «Трейд.Су» действительно является связующим звеном между поставщиком и заказчиком, помогает и тем и другим оптимизировать свои бизнес-процессы. Разработанная в компании информационная система аккумулирует абсолютно все предложения по закупкам и конкурсам, как государственным, так и коммерческим. Наиболее частой причиной обращения в наше Агентство становится стремление компаний найти через интернет предприятия, объявившие тендер на конкретную продукцию. Еще раз подчеркну, что это, безусловно, стало легче сделать после вступления в силу ФЗ № 94, но все же поставщику из Краснодарского края нелегко бывает отыскать заказчика в другом регионе. Тогда на помощь приходит наша система. Информационная служба Агентства собирает информацию из 5800 открытых источников из всех регионов России и заносит их в систему администрирования базы Трейд.Су. Происходит это ежедневно, и благодаря этому мы получаем самую актуальную и объемную базу по тендерам. Клиентам работать с ней гораздо проще и выгоднее, чем самостоятельно искать заказчиков. О том, насколько востребованы наши услуги, говорят цифры.

Ежемесячно на информационных ресурсах Trade.Su регистрируется около 30 000 представителей разных компаний. Именно столько компаний ежедневно ищут объявления по тендерам и закупкам. При этом каждый месяц на портале Trade.Su добавляется от 55 до 60 тысяч заявок по спросу и тендерам. Объем спроса и возможности для сбыта действительно велики.

Услуги ИА «Трейд.Су» распределены по тарифам, в состав которых обязательно входит предоставление доступа к порталу по тендерам и закупкам, и дальше в зависимости от потребностей клиента — разработка индивидуальной торгово-закупочной площадки, исследование рынка тендеров, проведение рекламной кампании в интернете и индивидуальное сопровождение менеджера компании. В среднем ежемесячно тарифов Агентства продается от 100 до 150, и около 70 % клиентов, которые один раз подключились к системе Трейд.Су, продолжают работать с нами.

Приведу для сравнения общие данные по рынку. Объем сегмента рынка B2B электронной коммерции сегодня составляет не более 1 миллиона компаний. Основная доля компаний, осуществляющих деятельность в межкорпоративном сегменте, приходится на центральные регионы — Москву, Московскую область, близлежащие регионы, крупные промышленные центры на Урале, Поволжье. Рынок B2B торговли не развивается быстрыми темпами. Но это уже тема отдельной беседы.

CNews: Расскажите подробнее об истории проекта Trade.Su. Как вы оцениваете роль Trade.Su в развитии электронной торговли в нашей стране?

Алексей Вансович: Основной проект Агентства, портал по тендерам и закупкам Trade.Su был создан в 2003 году на подъеме интереса к электронной коммерции и технологиям электронных торгов. Система Трейд.Су была разработана для тех компаний, кто стремится расширить свой бизнес, оптимизировать работу с клиентами или расширить географию сбыта. А к этому стремятся многие.

Поэтому проект начал сразу приносить прибыль. Портал с самого начала создавался как масштабная система, которая содержит в себе информацию по всем тендерам и закупкам. Наша цель — составить конкуренцию отраслевым и региональным сайтам по закупкам. Изюминка проекта ИА «Трейд.Су» — это масштабность системы. То, что портал Trade.Su аккумулирует в себе заявки и тендеры по огромному количеству товаров позволяет удовлетворять спрос не только профильных предприятий, но и межотраслевых холдингов. Крупные заказчики часто размещают информацию о закупках сразу по нескольким категориям товаров, относящимся к разным отраслям экономики. Это расширяет возможности поставщиков, которые могут найти заказчика из любой отрасли.

Мы на практике убеждаемся, что все больше компаний видят в интернете реальный источник прибыли. Именно поэтому маркетинговый отдел ИА «Трейд.Су» разработал и постоянно совершенствует целый ряд инструментов, который позволяет любой компании получить реальную прибыль в интернете.

Сегодня Trade.Su — это крупнейшая горизонтальная, многоотраслевая электронная торговая площадка, которая объединяет поставщиков и заказчиков во всех регионах России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Отзывы, которые поступают в адрес «Трейд.Су» свидетельствуют об одном: мы максимально расширяем возможности поставщиков и производителей, позволяем найти только заинтересованных клиентов и гарантировать поставки. Многие наши клиенты отмечают, что наши специалисты совершенно точно обрисовывают положение дел на том или ином рынке, где работает компания, что предоставляет широкие возможности для анализа рынка и динамики спроса. Trade.Su отличается от других внешне схожих систем. Ее внешняя, видимая часть — это сам интернет-портал. Но огромный «подводный» пласт приходится на поиск информации традиционными способами при помощи сотрудников Информационного Агентства. Крупные заказы контролируются менеджерами, что обеспечивает качественное информационное обеспечение сделки. В этом заключается успех работы.

Впрочем, портал Trade.Su — это только одно из направлений работы нашей компании. Только информация по тендерам в чистом виде не является конкурентным преимуществом предприятия. Для того, чтобы полностью удовлетворять всем потребностям наших клиентов, мы оказываем консалтинговые, маркетинговые и рекламные услуги. На рынке электронной коммерции Агентство «Трейд.Су» является ведущим игроком, аналогичных ресурсов нет ни у одного нашего конкурента. Сегодня мы сами формируем рынок электронной коммерции — из узкого и разбитого по отраслям мы стремимся сделать его открытым и универсальным.

Пока что электронные торговые площадки и другие приемы электронной коммерции представляют своего рода приложение к отраслевым промышленным рынкам. Каждый крупный холдинг стремится открыть свою площадку B2B торговли. Мы занимаем положение независимого информационного центра, который готов предоставлять услуги на рынке тендеров, помогать в организации сбытовой политики и способствовать развитию компаний во всех отраслях. Будущее электронной коммерции — именно за такого рода структурами. Электронная коммерция должна стать не придаточным, а самостоятельным видом бизнеса.

CNews: Какие направления деятельности и проекты Trade.Su вам бы хотелось отметить особо?

Алексей Вансович: У нас сейчас очень много направлений работы. Все они, как вы понимаете, связаны с интернетом. Особенно же хочу отметить направленность компании на коммерческий сектор, работу для среднего и малого бизнеса. Мы поддерживаем и развиваем в первую очередь предприятия этого класса.

В конце 2006 года начал работать портал для электронных аукционов — http://www.tenderexpert.ru «Тендер эксперт». Здесь проходят аукционы на понижение и повышение цены в коммерческом секторе. Это ноу-хау агентства, первая независимая площадка электронных аукционов в коммерческом секторе. Эффективность торгов на «Тендер-Эксперте» составляет 13 %, то есть, каждый покупатель в итоге экономит около 13 % денежных средств.

Еще одно направление нашей работы — промышленная реклама. Занимается этим специальное подразделение ИА «Трейд.Су», рекламное агентство B2B Connect. С марта мы работаем над созданием сети региональных бизнес-порталов для каждого субъекта РФ. В некоторых регионах — Челябинске, Нижнем Новгороде, Белгороде, Мурманске эти порталы уже запущены. Ориентированы они на областное деловое сообщество региона. Соответственно, порталы будет предоставлять посетителям информацию делового характера. Основная наша аудитория — это бизнесмены, предприниматели, те, кто работает в области малого и среднего бизнеса. Для тех компаний, которые регулярно участвуют в тендерах и оптимизируют сбыт, принимая участие в конкурсных закупках коммерческих или государственных предприятий, на портале создана специальная рубрика — тендеры региона. На всех сайтах также сосредоточена экономически важная информация: запросы котировок цен, деловые новости, новости компаний, и т.д.

CNews: Как вы оцениваете перспективы и отдачу от вашей новой программы по созданию и продвижению специализированных деловых интернет-ресурсов в регионах? Расскажите подробнее о ваших действиях в этой области. Чем вызвана необходимость создания таких порталов именно сейчас? Какую роль они могут сыграть в развитии региональной экономики, а также поддержке и развитии института государственных закупок и контрактов?

Алексей Вансович: Перспективы у проекта региональных бизнес-порталов огромные. Необходимость в них вызвана тем, что мелким и средним компаниям гораздо удобнее и выгоднее искать информацию по тендерам в своем конкретном регионе. Для них очень важно видеть полную картину спроса и наблюдать, как она изменяется. Бизнес-порталы субъектов Федерации предназначены для работы региональным компаниям, тем, кто хорошо знает и ориентируется на региональном рынке. Наши менеджеры столкнулись с тем, что клиенты из регионов при работе с федеральной системой Trade.Su часто говорят, что им было бы удобнее видеть только то, что предлагает местный рынок.

Отдача от запускаемых ресурсов должна быть незамедлительной. В регионах ниша B2B торговли не занята. Мы прогнозируем, что не менее 65% предприятий в субъектах РФ будут сотрудничать с нами. Региональные порталы должны стимулировать участие в тендерах и государственных закупках предприятия малого бизнеса. Они обеспечат для них приток нужной информации. Наши источники помогут сделать более открытой систему закупок и торгов. Работая с субъектами Федерации, мы формируем информационную систему института региональных закупок, помогаем выстраивать логистику, планировать сбыт и оптимизировать производство. Думаю, что в регионах наши порталы станут источниками информации по тендерам № 1.

CNews: Какова роль аутсорсинга в области консалтинговых услуг в сфере электронных госторгов и госзакупок с использованием электронных механизмов? Как вы позиционируете свою компанию на этом рынке?

Алексей Вансович: В системе госзакупок со стороны заказчиков на аутсорсинг отдается разработка программного обеспечения для размещения государственного заказа и проведения электронных аукционов. Поставщики как правило с помощью аутсорсинговых компаний ищут информацию по тендерам. ИА «Трейд.Су» берет на аутсорсинг только некоторые функции — информационные услуги, поиск клиентов и проведение рекламных кампаний в сети интернет. Это работа, которая связана с функционированием отделов снабжения или сбыта продукции. Аутсорсинг на этом рынке развит только в коммерческом сегменте Поэтому наши клиенты — это коммерческие компании, те, кто активно растет. Малому и среднему бизнесу, специалистам по маркетингу, снабжению мы помогаем не только получить нужную им информацию, но и правильно заполнить конкурсную документацию, знакомим с правилами участия в тендерах. С этой целью «Трейд.Су» регулярно проводит семинары по госзакупкам.

CNews: В каком направлении, по вашему мнению, в ближайшее время будет развиваться рынок e-госзакупок в коммерческом и государственном секторах? Как изменится ситуация в этой сфере в дальнейшем и какие факторы могут выступить в качестве двигателей таких изменений? Каковы планы вашей компании на ближайшие годы в этой области?

Алексей Вансович: Рынок e-госзакупок сегодня находится на первом этапе развития, его формирование происходит за счет публикации в открытых источниках большего количества информации о конкурсах. Преимущественно публикуется информация о проведении конкурса, размещается техническая документация, проводятся запросы котировок цен. Огромный минус этого этапа формирования рынка в том, что информация не систематизируется, она разбросана по локальным участкам интернета, и найти ее можно скорее случайно.

Сами закупки в электронном виде с заключением сделки в России — редкость. Менее 10% от всего объема закупок проходит в электронной форме. Остальной объем тендеров проводится традиционным способом. С учетом того, что информация о конкурсах накапливается все больше, должны появляться специальные ресурсы, которые их находят и систематизируют. Более доступными должны стать технические документы, конкурсные заявки для поставщиков, желающих принять участие в тендере.

Проведение торгов и закупок только в электронной форме предполагает дополнительные затраты, усилия, необходимость установки специального программного обеспечения, обучения и — привыкания к новой процедуре торгов. Государственный аппарат не предрасположен к быстрым изменениям, поэтому все препятствия в развитии электронных закупок связаны с человеческим фактором.

Двигателями изменений может быть доступ предприятий среднего и малого бизнеса к участию в государственных закупках. Облегчение процедуры заполнения конкурсной документации, распространение информации о проходящих закупках и конкурсах — это то, что способствует повышению открытости тендеров, развитию института закупок.

Структуры наподобие ИА «Трейд.Су» должны сыграть в этом ключевую роль. Непосредственные планы нашей компании — создать специальные ресурсы, на которых будет аккумулирована вся необходимая информация делового характера. Мы делаем сейчас ставку на регионы. Если в Москве более 95% торгов проходят в форме открытых конкурсов, то в регионах ситуация совсем другая. Помимо этого, мы будем модернизировать электронную торговую площадку tender.texpert.ru, на которой проходят аукционы на понижение и повышение цены.

Мы считаем, что должна быть создана универсальная электронная площадка для обеспечения госзаказа, которая бы сняла ограничения на участие в гозакупках компаний из отдаленных регионов и предприятий малого бизнеса. В коммерческом секторе мы нашли такую нишу и создали механизм, который позволяет проводить торги для всех желающих вне зависимости от географического места расположения компании и юридической формы.

CNews: Каковы, с вашей точки зрения, перспективы развития сегмента отечественного ИТ-рынка, связанного с информатизацией органов государственной власти, на 2007-2008 году и инструментов, сервисов, применяемых для осуществления е-госзакупок?

Алексей Вансович: Сервисов, которые способствовали развитию электронных закупок, много. Однако то, без чего в принципе не будет развиваться система — дальнейшее совершенствование законодательной базы. В каком направлении — подскажут сами участники рынка. Должна быть также разработана единая схема проведения торгов, должны заработать стандарты электронно-цифровой подписи.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS