[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати

Промышленность России страдает от старой связи

Промышленность России страдает от "старой" связи

Инфраструктура связи на большинстве российских промышленных предприятий сильно устарела и не отвечает современным требованиям. Случаи внедрения передовых телекоммуникационных технологий здесь по-прежнему редки, хотя выгоды от использования инновационных решений очевидны.

Телекоммуникационная инфраструктура большинства российских промышленных предприятий развита довольно слабо. Расходы на связь в добывающей промышленности примерно в 2,5 раза ниже, а в электронном машиностроении - в 7 раз ниже, чем в банковском секторе. Крупные территориально-распределенные компании пытаются создать единое телекоммуникационное пространство, организовать современную технологическую связь и обеспечить различные виды дополнительных коммуникационных сервисов на основе единых бизнес-правил. Но эти попытки единичны, и быстрого перевооружения отраслей промышленности ждать не приходится. Хотя общеизвестно, что использование передовых телекоммуникационных решений позволяет повысить эффективность работы менеджеров компании, сократить время принятия управленческих решений, повысить безопасность эксплуатации промышленных объектов, сократить расходы на связь.

Беспроводные сети

Отсутствие проводной инфраструктуры на многих объектах нефтедобычи, а также мобильность сотрудников и постоянная смена дислокации используемого оборудования обуславливает популярность беспроводных решений в данной отрасли. Иногда выручает даже обычная сотовая связь, и мобильные операторы готовы разворачивать базовые станции в удаленных районах с целью получить выгодного заказчика. Так, компания МТС в рамках программы по развитию сети в отдаленных районах Иркутской области в 1 квартале 2008 года обеспечила связью Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение. Ожидается, что введение в эксплуатацию оборудования МТС окажет положительное влияние на скорость принятия управленческих решений и темпы выполнения работ. Ранее на месторождении существовал спутниковый канал, зачастую недоступный широкому кругу сотрудников компании и подрядных организаций.

Другой проект в области беспроводной связи был реализован в июне 2007 года с целью повышения безопасности деятельности и контроля работ для компании "Варьеганнефтегаз" - дочерней компании нефтегазового холдинга ТНК-ВР. На 32 объектах нефтедобычи Верхне-Колик-Еганского месторождения построена система беспроводного видеонаблюдения. В проекте использован "составной" беспроводной канал, включающий в себя магистральные каналы (на базе беспроводных мостов) для подключения месторождений и локальных зон доступа (на базе точек доступа Wi-Fi Cisco с внешними антеннами). В состав системы входят также 17 мобильных комплектов видеонаблюдения Sony, которые позволяют свободно перемещать точку контроля в пределах месторождения. Использование протокола IP позволило построить масштабную и распределенную систему видеонаблюдения, способную записывать видеоинформацию в цифровом виде, исключая двойные преобразования аналог-видео-аналог, а также анализировать информацию и акцентировать внимание диспетчера.

Беспроводная сеть на базе точек доступа Cisco 1300 Series, охватившая все склады автопроводов, построена в ноябре 2007 года на заводе "Самарской кабельной компании". Беспроводные терминалы сбора данных используются для учета и отгрузки готовой продукции. Это происходит следующим образом. Производственное задание, сформированное в соответствии с потребностями заказчика, сперва поступает в цех. При выпуске продукции работник завода наносит этикетку со штрих-кодом на каждую серию и автоматически получает пакет документов для предъявления продукции на испытания. Далее комплектовщица формирует необходимые наборы проводов. Вместо подготовки документов вручную она считывает штрих-коды с помощью специального устройства, подключенного к точке доступа, и готовит накладные для передачи на склад. Аналогичная технология используется и при размещении проводов на складе, и при отгрузке заказчику. Данные учета доступны как комплектовщицам и работникам склада, так и специалистам по продажам.

Мультисервисные сети

Развитие предприятий и рост объемов производства влекут за собой существенное увеличение количества обрабатываемой и хранимой информации, что, в свою очередь, вызывает необходимость модернизации телекоммуникационной инфраструктуры. Один из таких проектов завершен в мае 2007 года для  НИПИ "ИнжГео" - одного из крупнейших научно-исследовательских и проектных институтов ТЭК России. Основными требованиями заказчика к новой мультисервисной сети стали высокая производительность и возможность удаленного управления.

Крупнейшие телекоммуникационные проекты в российской промышленности в 2007 году

Проект Заказчик Отрасль Исполнитель Вендор Оборудование Дата реализации
Внедрение системы управления маршрутизации Route Explorer Лукойл Нефтегазовый сектор NVision Group и Лукойл-Информ Packet Design ПО Route Explorer Март 2007
Построение корпоративной сети передачи данных Нестле Россия Пищевая промышленность Открытые технологии Cisco Коммутаторы Catalyst 4506, 3560 и 2940, маршрутизатор Cisco 3825 Май 2007
Создание системы беспроводного видеонаблюдения "Варьеганнефтегаз" Нефтегазовый сектор Микротест Cisco, Sony 32 точки доступа Cisco и 17 комплектов IP-видеонаблюдения Sony Июнь 2007
Внедрение системы IP-телефонии БДМ-Агро Сельскохозяйственное машиностроение Надежные решения Cisco Маршрутизатор Cisco 2821-V3PN/K9, IP-телефоны  
Создание беспроводной сети для учета и отгрузки готовой продукции Самарская кабельная компания Производство пассивного оборудования связи РК-Телеком Поволжье Cisco Точки доступа Cisco 1300 Series Ноябрь 2007
Создание системы ВКС HD ФосАгро Химическая (производство удобрений) Крок Tandberg Centric 1700 MXP, Edge 85 MXP Декабрь 2007
Создание единой мультисервисной IP-сети Уральский оптико-механический завод Приборостроение АМТ-Груп и ОФИН Сигнал Cisco Н.д. 2003-2008

Источник: CNews Analytics, декабрь 2007

Действительно, внедрение на предприятиях систем автоматизации - ERP, комплексов САПР, систем документооборота, кадровой службы и т. д. - резко повышает требования к сети передачи данных. Как правило, существующая инфраструктура недостаточна для нормальной работы новых систем, и предприятия решаются на модернизацию старой или создание новой, более мощной сети. Руководство Уральского оптико-механического завода (УОМЗ), который производит оптоэлектронные приборы и имеет помимо головного предприятия восемнадцать филиалов, расположенных по всей стране, приняло решение строить сеть с запасом, учитывая возможность появления новых сервисов. К их числу относятся видеоконференцсвязь, видеонаблюдение (оно выполняет не только охранные функции, но используется и для контроля производственных процессов), охранно-пожарная сигнализация, контроль доступа и пр. Развивать и поддерживать эти сервисы по отдельности было бы значительно сложнее, чем в рамках единой мультисервисной IP-сети. Например, видеокамеры, датчики охранной и пожарной сигнализации, средства контроля доступа и пр. подключены к портам локальной сети, поэтому в создании отдельной физической сети для каждой системы нет необходимости.

Дополнительные затраты "на мультисервисность" обусловлены тем, что все виды трафика должны передаваться с теми же (или более высокими) показателями качества и надежности, что и в специализированных сетях. Так, IP-телефония требует поддержки качества обслуживания (QoS), способности коммутаторов опознавать IP-телефоны, подачи электропитания через Ethernet, резервирования и пр. Проект реализован на базе оборудования Cisco Systems. Сеть УОМЗ построена в соответствии с классической трехуровневой архитектурой - ядро, уровень распределения, уровень доступа. На всех уровнях сети, кроме уровня доступа, обеспечено двойное резервирование устройств и каналов связи. Для связи между корпусами прокладывались новые волоконно-оптические кабели, для филиалов с центральным офисом - арендованные каналы. Проект стартовал в 2003 году и рассчитан на пять лет. Как ожидается, концу этого срока новая сеть охватит все филиалы и полностью окупит инвестиции. Это произойдет за счет повышения производительности труда, снижения затрат на поддержку (вместо нескольких сетей надо будет обслуживать только одну), отказа от модернизации устаревшей телефонной системы, существенного сокращения затрат на командировки (за счет ВКС). Система насчитывает более 2000 абонентов IP-телефонии, свыше 40 узлов сети на территории завода, 3800 портов ЛВС.

В июле 2007 года завершен проект построения корпоративной сети передачи данных на новом заводе компании "Нестле Россия" по производству сухих кормов для домашних животных в Калужской области. Сеть, построенная на оборудовании Cisco Systems, объединяет отдельные помещения предприятия и позволяет предоставлять услуги передачи данных и IP-телефонии. В состав архитектуры корпоративной сети входит подсистема ядра сети (интеллектуальный центр обработки трафика, обеспечивающий поддержку всех необходимых сервисов) и подсистема доступа (обеспечивает доступ конечных устройств к локальной сети и коммутации на втором уровне модели OSI или маршрутизации). Подсистема ядра сети построена на базе двух корневых коммутаторов Catalyst 4506 с супервизором SupIV. Подсистема доступа построена на основе 7 коммутаторов Cisco Catalyst 3560 и 1 коммутатора Cisco Catalyst 2940. Пользователи подключаются к сети по технологии FastEthernet, а серверы - по технологии GigabitEthernet. IP-телефонию обеспечивает ПО CallManager Express на базе маршрутизатора Cisco 3825, который также служит для подсоединения к телефонии общего пользования и головному офису компании. Для взаимодействия компонентов КСПД используется топология типа "иерархическая звезда". Надежность построенной системы обеспечивается созданием отказоустойчивого ядра ЛВС и дублированием каналов подключения коммутаторов уровня доступа к ядру. Таким образом, созданная корпоративная сеть передачи данных обеспечивает функционирование бизнес-приложений предприятия и офисной телефонной связи, дает возможность единого доступа к корпоративным информационным ресурсам. Благодаря своей "начинке" она позволяет организовать одновременную работу сотрудников разных подразделений с приложениями, базами данных и другими сервисами (обработка, систематизация и хранение внутрикорпоративной информации).

Дефицит внешних городских телефонных номеров и высокая стоимость международных и междугородних переговоров являются одними из основных драйверов внедрения IP-телефонии. Один из таких проектов реализован в компании "БДМ-Агро", которая специализируется на производстве дискаторов. Центр офисной корпоративной IP-телефонии реализован с использованием маршрутизатора Cisco 2821-V3PN/K9, поддерживающим работу с 48 IP-терминалами. Шесть дополнительных внешних городских телефонных линии предоставлены провайдером IP телефонии по выделенному ADSL каналу по технологии VoIP. Маршрутизацию голосового трафика и факсов в ТФоП и VoIP, между ними и внутри офиса, обеспечивает ПО маршрутизатора Cisco Call Manager Express (CCME). В результате реализации проекта сотрудники компании получили легкий и удобный интерфейс доступа к внутриофисным, местным, междугородним и международным линиям телефонной связи. Стоимость междугородних и международных переговоров сократилась более чем в 2,5 раза. Компания получила конкурентное преимущество в связи с увеличением числа телефонных линии, и как следствии возможности обслуживания большего числа клиентов.

Использование интернет-протокола в территориально распределенных мультисервисных сетях, особенно при передаче видеотрафика, требует специальных мер обеспечения качества. И это качество в значительной степени определяется эффективностью схем маршрутизации IP-трафика. Разработка таких схем и управление ими - достаточно сложный процесс, поскольку приходится учитывать и топологию сети, и параметры каналов связи, и существенные различия в обработке разных видов трафика. Нередко именно настройка системы маршрутизации определяет эффективность работы сети в целом. Ошибки в управлении маршрутизацией и сбои в управлении сетью нередко оборачиваются критичными для бизнеса нарушениями и серьезными финансовыми потерями. Первым внедрением системы Route Explorer в России, отвечающей за мониторинг и оптимальную маршрутизацию всех видов IP-трафика в телекоммуникационной сети, стал проект, завершенный в марте 2007 года. Предполагается, что на сети "Лукнет" эта система управления маршрутизацией станет частью интегрированной системы управления ИТ-инфраструктурой Группы "Лукойл". Использование системы Route Explorer упрощает управление телекоммуникационными сетями на базе протоколов TCP/IP, решая весь комплекс задач, связанных с управлением маршрутизацией. Среди них: разработка и оптимизация схем маршрутизации, верификация настройки маршрутизаторов, мониторинг, журналирование и визуализация маршрутных данных, оперативный и ретроспективный анализ этих данных с целью выявления сетевых проблем, моделирование влияния схем маршрутизации на работу сети, в том числе с использованием архива данных, и др.

Видеоконференцсвязь

Система ВКС высокой четкости (HD) была внедрена в декабре 2007 года в холдинге "ФосАгро". На базе оборудования Tandberg построена сеть ВКС HD, связывающая управляющую компанию в Москве с пяти предприятиями холдинга, расположенными по всей территории страны. Система создана на базе терминалов персональных Tandberg Centric 1700 MXP и терминалов ВКС для переговорных комнат Tandberg Edge 85 MXP оснащенных отдельными камерами и микрофонами. В холдинге надеются, что созданная система ВКС позволит ускорить принятие решений по ключевым вопросам, требующим присутствия всего руководящего состава, а также существенно сократит финансовые затраты на перемещение сотрудников. Помимо управленческих проблем, также решаются вопросы по совершенствованию ИТ-инфраструктуры - когда специалист головного офиса дает рекомендации инженерам на местах посредством видеосвязи.

В целом можно отметить, что в российской промышленности в ряде случаев используются самые современные телекоммуникационные решения. Однако говорить о масштабной реконструкции корпоративных сетей в этом секторе экономики, к сожалению, не приходится. Можно предполагать, что процесс инфраструктурной перестройки систем связи здесь займет, по крайней мере, несколько лет. К сдерживающим факторам относятся, прежде всего, консервативная позиция лиц, принимающих решения, и недостаточная осведомленность о выгодах от внедрения новых телекоммуникационных систем.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS