[an error occurred while processing this directive]

ИТ — залог доступности услуг

ИТ – залог доступности услугВ настоящий момент никто не обладает достоверной информацией о реальном состоянии жилищно-коммунального хозяйства страны, поскольку не существует автоматизированных систем сбора и обработки необходимой информации. Тем не менее, широкое использование информационных технологий, сбор, обработка и анализ информации в жилищном хозяйстве просто необходимы.

Доступность услуг ЖКХ напрямую зависит от эффективности реформирования отрасли. Реформирование — всегда сложный и долгий процесс, связанный с решением множества накопившихся проблем. Проблемы в сфере ЖКХ касаются всех: потребителей услуг,  эксплуатирующих организаций и органов федеральной власти. Для их решения  требуется комплексный подход к организации управления, внедрение новых технологий, пересмотр нормативной базы.

Существующая ситуация

В настоящее время реально оценить положение дел в российском жилищно-коммунальном хозяйстве не представляется возможным, поскольку отсутствуют системы сбора данных в этой сфере. Отрасль неэффективна как с управленческой, так и с инженерной точек зрения: убыточность составляет 2%, а степень износа объектов коммунального хозяйства по отдельным муниципальным образованиям достигает 70-80%. При этом ЖКХ потребляет 25% энергоресурсов, производимых в РФ, из них 40% составляют потери.

Повышению эффективности работы ЖКХ могли бы способствовать инновации в отрасли. Однако в настоящее время никто из участников рынка ЖКХ не заинтересован в их развитии. Существующим МУПам и ГУПам экономия ресурсов просто не выгодна, поскольку экономия текущем году приведет к уменьшению бюджетного финансирования в следующем году. Конечные пользователи коммунальных услуг — граждане России — тоже не готовы к изменениям: мы не привыкли экономить тепло, воду и электроэнергию, а тем более платить за услуги ЖКХ по реальным ценам. Граждане противятся переходу ЖКХ на рыночные «рельсы», опасаясь роста цен на коммунальные услуги частных компаний.

Между тем, снижение потерь и более рациональное использование ресурсов может способствовать даже снижению стоимости услуг. К сожалению, пока это никому не нужно — поставщики получают деньги за отпущенные, а не за реально поступившие потребителю энергоресурсы, граждане не могут самостоятельно регулировать расход тепла в собственных квартирах, а управляющие организации не могут получить ни копейки от экономии ресурсов, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Очевидно, что ситуацию нужно менять. И в первую очередь это касается подхода к управлению отраслью. В современном мире эффективные механизмы управления предприятием трудно представить без использования информационных систем, поскольку доступ к достоверной и качественной информации о положении дел — ключевой момент принятия грамотных управленческих решений.

Информационные технологии нужны всем

Внедрение автоматизированных систем сбора и анализа информации помогает объединить всех участников процесса в единое информационное пространство. А это, в свою очередь, позволяет превратить информацию в ценный ресурс, позволяющий решать различные задачи, как государственным органам, так и поставщикам и потребителям коммунальных услуг. При правильном построении механизмов управления информацией в ЖКХ информационным ресурсам можно всегда найти выгодное применение, используя информацию как товар.

Обладая качественной и достоверной информацией и внедряя современные методы сбора и обработки данных, можно решать большое число задач, в частности:

  • контроль потребления ресурсов с возможностью оптимизации затрат;
  • централизованный контроль над состоянием объектов с возможностью оперативно разрешать нештатные ситуации;
  • обеспечение взаимодействия между потребителями услуг и службами ЖКХ с возможностью экстренной связи;
  • получение доступа к услугам цифрового телевидения и Интернет;
  • обеспечение безопасности;
  • учет платежей за услуги ЖКХ и т.п.

Автоматизированные системы сбора и анализа информации необходимы всем категориям пользователей жилищно-коммунального  хозяйства.

Во-первых, государству для разработки новых нормативных актов и контроля над ситуацией.

На текущий момент информатизации как таковой в ЖКХ нет ввиду несовершенства нормативно-правовой базы. За реформу и управление ЖКХ отвечает много ведомств, но их действия практически не скоординированы и нет головной структуры, способной выступить генеральным заказчиком и задать единый вектор работ. Ситуация усугубляется тем, что действующая нормативно-правовая база тормозит информатизацию и технологическое переоснащение этой сферы. При этом для разработки новых нормативных актов необходимо хорошо представлять ситуацию в отрасли.

Внедрение информационных технологий в ЖКХ необходимо и муниципальным органам власти — госслужащим важно знать, что происходит в этой сфере. Кроме того, информационные системы позволяют государству быть в курсе проблем, возникающих у населения.

Во-вторых, бизнесу для оценки эффективности инвестиций в ЖКХ.

Бизнес в ЖКХ — это в первую очередь эксплуатация и управление объектами. Все понимают, что реформирование коммунальной сферы требует значительных инвестиций, для оценки которых также необходимо иметь подробную, объективную информацию о сегодняшнем состоянии отрасли. Для сбора и обработки такой информации требуется создание и внедрение информационных систем, которые позволят получить необходимые данные для расчетов. Нужно понимать, что именно необходимо реформировать, а это невозможно без описания существующей структуры.

Если совместно с бизнесом удастся создать системы сбора и анализа информации о сетях, генпланах, численности населения городов и т.п., то появится возможность эффективно развивать ЖКХ в стране. По словам заместителя начальника управления программ ЖКХ Федерального агентства по строительству и коммунальному хозяйству (Росстрой) Владимира Жданова, инвестор не придет в отрасль, пока до конца не узнает реальное положение дел, а если и придет, то на те объекты, которые уже являются окупаемыми, чтобы в течение 3-4 лет начать получать прибыль. А такие инвесторы государству не нужны: нормальный проект в сфере ЖКХ должен иметь срок окупаемости 12-15 лет.

В-третьих, рядовым гражданам - потребителям услуг ЖКХ.

Люди должны знать, за что они платят свои деньги. Внедрение автоматизированных систем позволит вести контроль над потребляемыми энергоресурсами и впоследствии создать технологическую базу, способною обеспечить возможность оптимизации их расходования. В свете перехода на 100% оплату услуг ЖКХ проблема учета и экономии энергоресурсов становится первостепенной для всех потребителей.

Лля эффективной реформы ЖКХ необходимо внедрить технологии, которые позволят пользователю не только учитывать расход ресурсов, но и регулировать собственное потребление. Нужно сделать максимально возможными автономные изменения образа жизни отдельного человека.

Конечно, только внедрением информационных технологий проблемы ЖКХ не решить. К вопросу реформирования нужно подходить системно. Использование различных автоматизированных систем позволит повысить качество предоставляемых сервисов и упростить систему расчетов за услуги ЖКХ. От этого выигрывают все.

Необходимость внедрения информационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве страны представляется очевидной. Сбор, обработка и анализ всевозможной информации необходимы и для разработки адекватной законодательной базы в этой области, и для привлечения инвесторов, и для обеспечения контроля со стороны государства, а впоследствии и для создания подлинно сервисной отрасли экономики, способной предоставить гражданам разнообразные услуги в условиях равноправной конкуренции.

Комплексный подход к ЖКХ позволит решить как проблемы потребителей услуг, так и инвесторов, эксплуатирующих организаций и органов федеральной власти. Эффект от их решения проявится во всех сферах государственной деятельности: экономической, социальной и политической.

Максим Никитин/CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS