[an error occurred while processing this directive]

«Скорая» работает по расписанию

'Скорая' работает по расписаниюАвтоматизация неотложной помощи позволяет не только оптимизировать движение машин с учетом всевозможных транспортных проблем, но и сократить время между вызовом и прибытием кареты скорой помощи к больному. Подобные ИТ-системы используются во многих крупных городах, включая Москву, Санкт-Петербург и др.

На каждые 8,6 тыс. обращений в московскую службу скорой помощи  приходится  7,5 тыс. выездов, и примерно в половине случаев больные и пострадавшие госпитализируются. Причинами столь частых обращений за оказанием экстренной медицинской помощи являются увеличение населения города за счет миграции, старение населения, а также динамика социальных явлений. Поэтому нагрузка на диспетчерские подразделения службы неотложной медицинской помощи столицы год от года растет.

15-минутная транспортая доступность

Медицинское предприятие г. Москвы, которому принадлежат станции скорой и неотложной помощи, работает по принципу централизованного управления. При этом в его структуру входят 9 региональных объединений, состоящих из 53 территориальных подстанций. Каждая такая подстанция работает по принципу 15-минутной транспортной доступности для оказания экстренной медицинской помощи. Для обслуживания населения в Москве ежесуточно задействовано в среднем 850 выездных бригад, дислоцирующихся на подстанциях и классифированных по типам в зависимости от назначения и объема оказываемых медицинских услуг.

Команды на выезд подаются из центральной диспетчерской службы и от диспетчеров региональных и территориальных подстанций. Наиболее ответственным звеном этих служб является оперативный отдел, в функции которого входят непосредственной прием обращений от населения и медучреждений города, регистрация и передача вызовов для исполнения на подстанции или профильным подразделениям службы. Они же управляют работой выездных бригад, ведут первичную документацию по обслуживанию больных и пострадавших, а также выдают справочную информации населению, медучреждениям и правоохранительным органам.

Московская служба «03» за 10 лет

Комплексная автоматизированная система управления деятельности службы скорой и неотложной медицинской помощи введена в эксплуатацию в 1998 году. Она обеспечивала согласованную работу центральной диспетчерской службы в части приема, выполняла регистрацию, классификацию и учет вызовов. На тот период практиковался дискретный метод управления выездными бригадами, который оказался недостаточно эффективным, поскольку поиск ресурсов для обслуживания вызовов выполнялся в определенных точках месторасположения выездных бригад, что на 30-40% увеличивало пробег машин «скорой». Соответственно удлинялось и время их прибытия к месту вызова.

Принцип взаимодействия навигационной и комплексной систем управления диспетчерской службы «03»

Принцип взаимодействия навигационной и комплексной систем управления диспетчерской службы '03'

Источник: Управление информатизации Правительства Москвы

Быстрому прибытию на место для оказания помощи не способствовал и рост количества транспортных средств на улицах Москвы и возникающие пробки. Так что на смену дискретному методу пришла компьютерно-навигационная система управления работой выездных бригад. Ее разработка велась на протяжении почти 3-х лет — в 2003-2004 годах был создан опытный образец и средствами связи оснащены 15 выездных бригад, в 2005 году система введена в промышленную эксплуатацию и оборудован центральный диспетчерский центр на 30 рабочих мест, а с июля 2006 года в рамках  ГЦП «Электронная Москва» начала функционировать автоматизированная навигационно-диспетчерская система. Ее роль — выработка оптимальных решений по обслуживанию экстренных медицинских вызовов бригадами службы «03» на основе непрерывного слежения за их перемещением по территории города, определения их местоположения и статуса в текущий момент времени. Кроме того, автоматизированная система позволяет передавать информацию о вызове непосредственно бригаде на борт автомобиля и обеспечивает двусторонний обмен формализованными сообщениями и голосовой обмен между выездными бригадами и диспетчерским персоналом в процессе обслуживания вызовов.

Автоматизированная система на практике

Автоматизированная навигационно-диспетчерская система функционирует следующим образом. Каждый вызов в службу «03» фиксируется диспетчером. На экране его компьютера формируется электронная карта города с обозначениями места вызова, реального местоположения и состояния выездных бригад определенных медицинских профилей, а также зона транспортной доступности.

Отображение реального местоположения экипажа «скорой» в текущий момент времени на рабочих местах диспетчеров

Отображение реального местоположения экипажа 'скорой' в текущий момент времени на рабочих местах диспетчеров

Источник: Управление информатизации Правительства Москвы

Бригада получает от диспетчера карту вызова непосредственно на экран абонентского комплекта, в качестве которого используется карманный персональный компьютер.

Абонентский комплект выездной бригады службы «03»

Абонентский комплект выездной бригады службы '03'

Источник: Управление информатизации Правительства Москвы

Диспетчер фиксирует подтверждения о вызове, выезде, прибытии к больному, окончании оказания помощи, а также отметку о госпитализации больного. Формализованные сообщения содержат в себе всю необходимую адресную информацию, данные о больном и временные параметры. Диспетчер и выезная бригада могут связываться между собой по голосовой связи. Абонентский комплект выездной бригады и АНДСУ обеспечивают регистрацию начала работ на дежурстве и снятия с него, формирование оперативных и отчетных данных, ведение архивов вызовов и пройденных маршрутов, работу с архивами, аудит информационного обмена и голосовых соединений. Кроме того, он играет и навигационную роль, упрощая позиционирование бригады и прокладку маршрута к месту вызова.

Позиционирование бригад на маршруте следования к месту вызова

Позиционирование бригад на маршруте следования к месту вызова

Источник: Управление информатизации Правительства Москвы

По данным за 2006 год, после внедрения в эксплуатацию новой системы не только увеличилось число вызовов, на которые бригады прибыли менее чем за 20 минут,  но и сократился период времени  выполнения вызова без госпитализации больного на 8 минут, а с госпитализацией — на 10 минут. Это позволило на 10-15% повысить оперативность работы бригад. Благодаря этому навигационно-диспетчерская система получила позитивную оценку на выездном совещании под руководством мэра Москвы Юрия Лужкова.

«Скорая помощь» в регионах

Реструктуризация диспетчерских служб «Скорой помощи» в крупных российских городах происходила примерно в то же время, что и в Москве — 2003-2005 гг. Они сталкивались с теми же проблемами, что и Москва: эффективное управление выездными бригадами, отсутствие средств оперативного контроля, рост пробега машин скорой помощи и увеличение времени прибытия к месту вызова.

В 2004-2005 годах «Скорая помощь» была автоматизирована в Дубне (Московская обл.). В рамках этого проекта две диспетчерские службы станций скорой медицинской помощи были подключены к единой информационной оптико-волоконной сети города с целью объединения информационных систем диспетчерских служб и обеспечения их доступа к информационным базам города. Кроме того, поставлены и смонтированы автоматизированные рабочие места диспетчерских служб.

ИТ-решение, подобное московскому, было внедрено в Петрозаводске. Здесь автоматизированная система приема и обработки вызовов появилась в 2005 г. Это позволило каждый вызов, поступающий на пульт дежурного, фиксировать с помощью компьютера. При этом информация обо всех обращавшихся в службу «03» заносится  в базу данных, и врач, выезжая на вызов, в большинстве случаев уже имеет представление о заболевании и состоянии пациента. Кроме того, создана и централизованная база данных пациентов городских поликлиник.

В Барнауле реализация программы по совершенствованию оказания скорой и неотложной медицинской помощи жителям города началась с 2003 г. При этом были развернуты более 60 выездных бригад, которые осуществляют до 290 тыс. выездов в год. Структура городской станции скорой помощи объединяет 9 территориальных подстанций, рассредоточенных во всех районах города, координация их работы осуществляется централизованно, с пульта оперативного отдела. При этом построена телекоммуникационная сеть между всеми станциями, а автомобили скорой помощи оснащены средствами связи, работающими на специальных частотах. Городская станция скорой помощи Барнаула автоматизирована системами регистрации разговоров «Дозор» и управления выездными бригадами «МИСС-скорая помощь».

Аналогичная столичной система управления скорой помощью внедрена на городской станции скорой медицинской помощи Калининграда. Система управляет центральной и четырьмя удаленными подстанциями, расположенными в разных районах города. В городе Ноябрьске та же система на станции скорой помощи работает с ноября 2003 г. При этом с ее помощью было значительно сокращено время ожидания помощи пациентам — до 15 минут в пределах города и не более 25 минут для сельских районов. Аналогичные технологии применяются в Якутске, Казани, Новокуйбышевске, Мытищах, Воскресенске, Иркутске и т.п.

Сергей Лосев / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS