[an error occurred while processing this directive]

ИКТ в образовании — российский и международный опыт

ИКТ в образовании - российский и международный опытИКТ в образовательных учреждениях призваны решать задачи интеграции ИТ-систем и ресурсов для автоматизации управленческой и административной деятельности, обеспечивать интеграцию электронных образовательных ресурсов, улучшать учебный процесс. Однако это требует постоянного повышения квалификации в области информационных технологий, причем, это касается не только ИТ-кадров, спрос на которые в разных странах только увеличивается, но и рядовых сотрудников сферы образования.

Образовательные инициативы зарубежных компаний

Среди зарубежных организаций, весьма активно инвестирующих в образование, в первую очередь можно выделить такие ИТ-компании, как Intel, Microsoft, IBM.  Например, Intel направляет на поддержку образования во всем мире около $1 млрд ежегодно. Подразделения этих компаний даже ведут глобальные научно-исследовательские работы, в которых, к примеру, изучаются фундаментальные вопросы развития экономики в будущем, взаимосвязь между глобализацией и конкуренцией и т.п.

Безусловно, цифровые технологии и Интернет сокращают расстояния, но с другой стороны их использование требует заниматься повышением квалификации в сфере ИТ — это касается не только технически «подкованных» специалистов, но и, например, преподавателей гуманитарных дисциплин. Образовательная программа «Обучение для будущего» компании Intel нацелена на то, чтобы обучить компьютерным технологиям преподавателей всех специальностей. На данный момент в ней приняло участие свыше 300 тыс. чел. в России и Украине. Проект «Учимся с Intel» предполагает создание курсов компьютерного обучения для различных категорий пользователей в регионах. Наконец, с 1998 г. устраиваются ежегодные смотры технического творчества молодежи ISEF (International Science and Engineering Fair), которые компания Intel спонсирует в рамках программы «Новаторство в образовании». На этот конкурс, финал которого прошел в мае этого года в США, принимаются различные исследовательские проекты в области точных наук.

Подразделение по образовательным программам Intel всерьез занялось и вопросами микрообучения, приняв участие в июне 2007 года в конференции в Инсбруке, посвященной проблемам более широкого внедрения ИТ-средств в смешанном обучении, обучении в интерактивном режиме и микрообучении. Микрообучение — это погружение учащегося в современные цифровые среды с высокой степенью фрагментации. Такая форма предполагает обмен текстовыми сообщениями при помощи электронной почты и мобильного телефона, поиск информации в Сети, ведение блогов и вики (сайтов с обновляемым содержимым), а также поддержка RSS-агрегаторов для распространения новостей, анонсов статей и прочей информации.

Кроме того, с июня 2007 г. стартовала инициатива Intel World Ahead (в т.ч. и в России), направленная на увеличение количества пользователей, имеющих свободный доступ к ПК и Интернету, как минимум еще на 1 миллиард человек во всем мире, а также посвященная подготовке по программе использования компьютерных технологий в учебном процессе 10 миллионов преподавателей. В ходе этой программы предполагается не только переподготовка, но и оснащение образовательных учреждений средствами вычислительной техники.

Такие же масштабные программы поддерживает и Microsoft — проект этой компании «Партнерство в образовании», который хотя и не приносит ощутимой прибыли (по оценкам специалистов, не более 1%), на самом деле выгоден и образовательным учреждениям, и Microsoft, поскольку не только позволяет улучшать качество преподавания за счет поддержки сообщества преподавателей для обмена опытом и инновационными методиками, но и внедрять профильное образование, а также помогать развиваться талантливой молодежи.

ИТ-системы для образования

Крупнейшие компании не только инвестируют средства во всевозможные конкурсы и международные образовательные программы, они участвуют и в создании технологических решений (ПО, оборудования) для образования. Многие свои продукты образовательным учреждениям и в России, и в мире поставляет Microsoft.

Например, одно из решений, созданных в соответствии с американским федеральным законом «Ни один ребенок не должен отставать» (No child left behind), позволяет анализировать успеваемость школьников в штате Оклахома. Решение базируется на ПО, в котором производится анализ данных об успеваемости с целью совершенствования процесса обучения. В этом проекте продукты Microsoft интегрированы с управляемой системой обучения компании Intel и используются в школах Оклахомы в рамках проекта VISION, предназначенного для обучения школьников через Интернет.

Другое решение в сфере делопроизводства и документооборота (2001-2003 г.) позволило снизить затраты на переписку студентов и профессорско-преподавательского коллектива, персоналом и студентами общих и технических колледжей Кентукки. При его внедрении централизованным почтовым сообщением было охвачено боле 84,5 тыс. человек в 16 колледжах и 65 кампусах. Новая система электронной почты не только снизила затраты на рассылку учебных материалов, но и повысила безопасность связи.

Разработку ИТ-системы для учета успеваемости учащихся ведет и IBM — новая технология для департамента образования штата Нью-Йорк получила название Achievement Reporting and Innovation System (ARIS). Она позволяет учителям совершенствовать и индивидуализировать учебный процесс в соответствии с потребностями конкретного ученика, выявленными на протяжении учебного года. В отличие от решений Microsoft, система ARIS — это сравнительно молодая система. Ее запуск в эксплуатацию для директоров и учителей намечен на осень 2007 г., а онлайновый доступ к системе появится в сентябре 2008 г.

Обобщая эти примеры, можно сделать следующий вывод — школы, лицеи, ВУЗы и прочие образовательные учреждения нуждаются в самых разных бизнес приложениях — сюда входят и некоторое подобие ERP-систем, и системы документооборота, и аналитические продукты, предназначенные для анализа успеваемости и оптимизации учебных планов, и специализированные образовательные программные среды для проведения тестов, зачетов, экзаменов в электронной форме и т.п.

Подобные разработки, к слову, ведутся и в России. Скажем, компания  Helios IT-Operator с 2001 г. проектирует макеты учительских будущего с автоматизированными рабочими местами учителей-предметников, завуча и секретаря, системы проведения виртуальных лабораторных занятий, системы тестирования знаний учащихся и студентов с использованием ИТ-решений, а также системы сбора и обработки различных видов отчетности. Впрочем, пока под информатизацией российского образование понимается зачастую оснащение школ компьютерами и их интернетизация.

Информатизация российского образования

Информатизация российского образования остается непаханным полем для компаний-поставщиков как коммуникационного и компьютерного оборудования, так и интеграторов, внедряющих решения для автоматизации школ, ВУЗов и других учреждений сферы образования. Специфика здесь чисто российская: неравномерность в развитии ИТ в различных регионах. Если предприятия сферы образования в Америке и Европе уже оснащены необходимой инфокоммуникационной инфраструктурой, то в России, скажем, сельские школы значительно отстают от городских — они порой даже сталкиваются с проблемами сбоев в электропитании.

Все это позволяет оценивать уровень информатизации отечественного образования в целом как весьма невысокий: наряду с техническими и организационными, существуют финансовые и кадровые проблемы. По этим причинам приоритетными направлениями расходования федеральных средств на данном этапе реализации национального проекта «Образование» являются  проведение капитального ремонта базовых школ и ресурсных центров, приобретение мебели, транспорта, учебного оборудования, а также повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров.

Что касается ИКТ, то поскольку, по данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, свыше 70% подключаемых школ расположены в труднодоступной для наземных коммуникаций сельской местности, в рамках реализации приоритетного проекта «Образования» используются спутниковые технологии VSAT. Их внедрением занимаются «РТКомм», Synterra, Натекс, Helios IT-Operator и др. компании.

До конца 2007 г. планируется подключение всех российских школ к интернету с предоставлением неограниченного доступа как минимум на 2 года по каналам 128 кбит/с с возможностью увеличения пропускной способности до 512 кбит/с (увеличение планируется не раньше 2008 г. после завершения проекта интернетизации школ). При этом, однако, далеко не все школьные ПК соответствуют спецификации, подготовленными Мининформсвязи и Минобразования, и не позволяют подключаться к Интернет. 

На подключение российских школ к сети Интернет в 2006 и 2007 гг. было выделено соответственно 1 и 2 млрд. рублей. Его целями является увеличение доли учащихся, которые обучаются с использованием информационных технологий с 60% в 2005 г. до 90% к 2010 г. Информатизация предполагает не только модернизацию систем федеральных образовательных порталов, но и открытие специального центра — библиотеки образовательных ИТ-ресурсов.

Реформы образования охватили и высшую школу. По словам Дмитрия Медведева, первого вице-премьера, в 2007 г. гранты получил 41 вуз, в прошлом — 17, в дополнение к этому финансируются 58 вузов (они получили от 200 до 800 млн рублей) на переоснащение лабораторий, аудиторий и выплату вознаграждений за внедрение инновационных разработок. Кроме того, во многих ВУЗах развертываются портальные решения на базе продуктов Microsoft, IBM.

Сергей Лосев / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS