[an error occurred while processing this directive]

Дистанционное обучение: международный опыт

Дистанционное обучение: международный опытПотребность в непрерывном образовании, появление новых возможностей коммуникации и основанных на них технологий обучения способствуют быстрому развитию дистанционного обучения в мире и в России. Жизнь становится мобильнее, а средства коммуникаций все более развитыми. Это ведет к переходу от концепции мобильности обучаемых к концепции мобильности идей, знаний, образовательных систем.

Дистанционное обучение стало одной из самых бурно развивающихся технологий массового получения образования (в частности, высшего) во всем мире. Дистанционные образовательные бизнес-программы составляют значительную часть всех дистанционных образовательных программ в США. Такие компании как General Motors, J. C. Penny, Ford, Federal Express осуществляют повышение квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети. Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для дистанционного обучения корпорация IBM.

Общие характеристики дистанционного образования

Развитие дистанционного образования происходит под влиянием различных факторов, среди которых можно особо выделить политику широкого распространения высшего образования, появление средств дистанционного образования нового поколения, увеличение государственных ассигнований. Значительное влияние оказывает также изменение характера рынка труда: для улучшения карьерных возможностей люди стремятся получить второе образование либо повысить свою квалификацию. Очевидным выходом в сложившейся ситуации может стать дистанционное образование.

Относительно новым явлением становится вовлечение государства в активное планирование развития высшего образования. В стратегической перспективе образование рассматривается как фактор, повышающий экономический рост, способствующий дальнейшему развитию государства. Вплоть до середины XX века в большинстве развитых стран мира усилия были сосредоточены на всеобщем охвате населения средним образованием. К середине 60-х годов эта проблема в основном была решена. С этого времени развивается политика повышения доступности высшего образования для широких масс, расширения программ непрерывного образования, улучшения профессиональных навыков. Столь существенные задачи требовали новаторских решений и послужили импульсом для поисков новых, нетрадиционных форм организации работы высших учебных заведений.

История дистанционного образования наглядно демонстрирует наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное образование предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования и нацелено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей зрелого возраста. Круг преподаваемых дисциплин необычайно широк: от стенографии или горного дела до общего образования. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и в развивающихся странах, как в больших странах, так и в маленьких. Проблемы, социальные и исторические потрясения, повлекшие появление этих систем, различны: территориально рассредоточенное или перемещенное население, империализм и независимость, войны и революции, индустриализация. По мере развития информационного общества дистанционное образование станет играть все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.

Развитие дистанционного образования

Начиная с середины XIX века разветвленные железнодорожные системы и быстрые и экономичные государственные почтовые службы позволили осуществлять доставку учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников. Впервые возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда был основан Лондонский Университет (University of London). Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литературы и примерные вопросы, отобранные ведущими обучение по почте инструкторами. Изобретение радио в 20-е годы XX столетия привело к появлению радиокурсов, состоящих из серий бесед. Иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. В 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем.

Появление Открытого университета в Великобритании (Open University of the United Kingdom, UKOU) в 1969 году ознаменовало собой начало нового этапа. С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при доминирующем положении печатных материалов. В Открытом университете было разработано огромное количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее взаимодействие между преподавателями и учениками осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства. Данная модель отличалась высокой стоимостью на подготовительном этапе. Однако после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового студента уже не требовало больших затрат.

Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Дистанционное обучение требовало учебных планов, программ, учебно-методических пособий и образовательных технологий. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным. Открытый Университет Великобритании был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Поначалу в Университете принимали заявления на обучение только от граждан Соединенного Королевства. Впоследствии, накопив определенный опыт, начали принимать заявления на дистанционную форму обучения и от иностранцев.

Последнее поколение технологий дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном (видео- или аудиографические конференции), так и в асинхронном режиме с использованием электронной почты, интернета или телеконференций. Данные технологии могут применяться в качестве дополнения к курсам первого и второго поколения, либо использоваться самостоятельно. В обоих случаях они позволяют облегчить взаимодействие между преподавателем и учеником.

Мировые лидеры дистанционного обучения

Основание Открытого университета Великобритании оказало огромное влияние на систему дистанционного образования во всем мире. Учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии, появились в целом ряде стран преимущественно Европы и Азии. Среди них Universidad Nacional de Educacion a Distancia (UNED) в Испании (1972), Allama Iqbal Open University (AIOU) в Пакистане (1974), Sukhothai Thammathirat Open University (STOU) в Таиланде (1978), Корейский государственный открытый университет (Korea National Open University, KNOU) (1982), Universitas Terbuka (UT) в Индонезии (1984) и Государственный открытый университет им. Индиры Ганди (Indira Gandhi National Open University, IGNOU) в Индии (1985).

Дистанционное обучение в Европе - это, прежде всего, крупнейший Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона. Крупнейший французский национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. Центр предлагает более 2,5 тыс. учебных курсов, его филиалы можно найти в 120 странах мира, около 5 тыс. преподавателей участвуют в разработке учебных дистанционных курсов и образовательной деятельности. Технические средства, используемые в организации работы дистанционного обучения CEND, включают в себя спутниковое телевидение, видео- и аудиокассеты, электронную почту, интернет, а также традиционные литературные источники.

В 1989 г. в США идея дистанционного обучения воплотилась в системе публичного телевещания (PBS TV), которая представляет собой консорциум 1500 колледжей и телекомпании. PBS TV включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа дистанционного обучения PBS Adalt Learning Service, которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Одним из наиболее авторитетных в области дистанционного образования сегодня признается Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт использовался ЮНЕСКО при создании концепции виртуального университета.

В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 году была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов (Central Radio and TV University, CRTVU). Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов.

Развитие дистанционного образования в России

История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанным с образованием, и адаптируемости в самых разных условиях. В  России, благодаря эксперименту в области дистанционного образования, проводимого Министерством образования с 1997 года,  были заложены основы нормативно-правовой базы дистанционного обучения и в определенной степени отработаны инновационные технологии ведения учебного процесса.

Объективными проблемами, препятствующими реализации традиционных форм обучения в России, в настоящее время являются сокращение количества бюджетных мест в  высших учебных заведениях и контрактное получение второго высшего образования, высокие транспортные издержки и высокая стоимость  проживания в крупных городах РФ, низкая платежеспособность большинства населения, желание обучаться и работать одновременно,  стремление постоянно повышать свою квалификацию. В этом случае возрастает роль получения образования с применением дистанционных образовательных технологий, позволяющих решить большую часть вышеперечисленных проблем.

Идея массового образования, учащихся, дистанционно приобретающих знания исключительно с помощью инструкций вуза, без общения с педагогом, представляется малоэффективной. То или иное количество очных занятий желательно в любом курсе дистанционного обучения. Тем не менее, международный опыт в образовании показывает, что смешанные системы дистанционного обучения позволяют реализовать образовательные программы любого уровня. Создание единой информационно-образовательной среды с общими правилами, соглашениями, принципами, форматами на мега-портале образования с его региональными и специализированными микро-порталами не только определит одно из направлений систематизации и интеграции учебно-методических наработок в различных областях знаний, но и создаст условия для их трансферта в международную систему открытого образования.

Елена Баканова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS