[an error occurred while processing this directive]

Владимир Городецкий: Выделяемые бюджетные средства с трудом покрывают около 70% стоимости лечения

Владимир ГородецкийОсвещение результатов реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» не может быть объективным без учета мнения его непосредственных участников — представителей медицинских учреждений. На вопросы CNews ответил Владимир Городецкий, профессор, д.м.н., чл-корр. РАМН, научный руководитель Отделения анестезиологии и реаниматологии, директор НИИ переливания крови ГНЦ РАМН.

CNews: Прошло больше года с того момента, когда Президент России объявил о начале реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Как вы оцениваете изменения в структуре и объемах финансирования Гематологического научного центра РАМН, произошедшие за это время?

Владимир Городецкий: Структура финансирования ГНЦ РАМН не претерпела существенных изменений, объём финансирования несколько вырос (приблизительно на 20% за счёт увеличения размера финансирования квот). Однако остаётся громадным разрыв между фактической стоимостью лечения одного больного с онкогематологической патологией в ГНЦ РАМН и той суммой, которая выделяется государством на это лечение (тратится в 3-4 раза больше).

CNews: Насколько, по вашему мнению, укомплектован ГНЦ РАМН необходимым современным оборудованием? Достаточно ли средств, выделяемых государством, в частности, в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», на закупку высокотехнологичного оборудования? Удовлетворены ли вы качеством поставляемого в рамках приоритетного национального проекта оборудования?

Владимир Городецкий: Насколько мне известно, в рамках национального проекта «Здоровье» ГНЦ РАМН не получает оборудования. Укомлектованность современным оборудованием нашего учреждения составляет не более 60%. Не хватает автоматического оборудования для проведения полимеразной цепной реакции на вирусоносительство у доноров, для инактивации патогенов в компонентах крови, для длительного хранения компонентов крови, для масштабирования производства факторов свёртывания крови, иммуноглобулинов, для изучения молекулярных основ биологической природы диссеминированного внутрисосудистого свёртывания. Нет планового, примерно каждые 5-7 лет, обновления научного и клинического набора приборов.

CNews: В начале 2007 года было создано Федеральное  агентство по высокотехнологичной медицинской помощи (Росмедтехнологии). Какие надежды вы связываете с созданием этого ведомства? Каких результатов ожидаете от него в ближайшее время?

Владимир Городецкий: Создание очередного Федерального агенства в рамках Минздравсоцразвития по высокотехнологичной помощи — ненужная бюрократическая затея, заведомо обречённая на неудачу. Развитием и координацией высокотехнологичных методов медицинской помощи в стране занимались преимущественно учреждения РАМН и НИИ соответствующего профиля Минздравсоцразвития.

Создавать ещё одну бюрократическую структуру — типичный образец «распила» финансирования и симуляции кипучей деятельности вместо увеличения финансирования существующих учреждений и получения необходимого результата  (а контролирующих организаций за целевым расходованием бюджетных средств в стране достаточно).

CNews: Каков вклад — в процентном соотношении — по разным источникам финансирования Гематологического научного центра ГНЦ РАМН, и какие это источники? Это средства федерального бюджета, бюджета города и т.п.?

Владимир Городецкий: ГНЦ РАМН — государственное бюджетное учреждение, финансируемое по основной деятельности (бюджет), дорогостоящим видам лечения (бюджет). Других государственных источников финансирования ГНЦ РАМН не имеет.

Эти два источника с трудом покрывают около 70% стоимости лечения, их абсолютно недостаточно для покупки и обновления оборудования и необходимого повышения заработной платы (инфляция, противоречие интересов федеральных учреждений и муниципальных). Необходимые 30% ГНЦ РАМН  вынуждено зарабатывать платными мед.услугами, что в целом противоречит и Конституции РФ, и моральным правилам поведения (в цивилизованном государстве любая терапия онкологических заболеваний должна быть полностью бесплатной).

CNews:  Насколько свободен директор ГНЦ РАМН распоряжаться имеющимися средствами? Существует ли у Центра возможность создания внебюджетного фонда?

Владимир Городецкий: Директор ГНЦ РАМН  в своей работе руководствуется правилами целевого использования бюджетных средств, действующим в стране. Средства, получаемые от предоставления платных услуг, также распределяются в соответствии с этими правилами.

CNews: С 2006 года вступил в силу ФЗ № 94 «О госзакупках». Насколько новая процедура закупок способна противодействовать распространению злоупотреблений в этой сфере?

Владимир Городецкий: Новая процедура закупок, усложнив процесс, ни на иоту  не снижает возможность всем известных злоупотреблений.

CNews: Прием пациентов Гематологическим центром производится бесплатно по специальному направлению - «квоте» - из департамента здравоохранения Москвы, Московской области и других субъектов Российской Федерации. Остальные граждане России оплачивают лечение. Насколько число «квотируемых» мест соответствует реальной потребности пациентов? Как долго больным приходится ждать своей очереди?

Владимир Городецкий: Реальная потребность существенно выше предоставляемых «квот». Только организация соответствующего лечения в центрах регионов позволит снизить нагрузку на федеральные Центры. Региональные центры высоких технологий лишь в единичных случаях должны строиться на голом месте, заново. В большинстве случаев они могут быть созданы на базе существующих и уже работающих в этой области учреждений в виде филиалов федеральных (академических) структур при условии целевого увеличения финансирования, переобучения и необходимой реконструкции.

CNews: В какой степени пациенты ГНЦ РАМН обеспечены необходимыми лекарственными препаратами в процессе лечения? Если не полностью, то с чем это связано? Что необходимо предпринять для изменения ситуации в этой области?

Владимир Городецкий: Лекарственное обеспечение пациентов ГНЦ РАМН с каждым годом медленно, но постоянно, улучшается, при этом оставаясь недостаточным. Никакого парадокса здесь нет. Просто степень недостаточности медикаментозного обеспечения была столь велика, что пока полного удовлетворения потребности не достигнуто.

Предпринять нужно одно — банальное решение — увеличить финансирование, при этом зная, что денег всегда будет не хватать. Весь вопрос — на что. На медикаменты (прежде всего цитостатики, антибиотики, трансфузионные среды) должно быть достаточно.

CNews: Программа ДЛО была направлена на совершенствование лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Тем не менее, до настоящего времени граждане испытывают сложности с приобретением лекарств по льготным рецептам. В отношении больных, наблюдающихся в вашей клинике, отсутствие препаратов может стоить пациенту жизни. Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в существующей системе распределения фармпрепаратов? Какие новые механизмы (технологические) контроля следует ввести?

Владимир Городецкий: Я не имею разумного ответа на этот вопрос, так как не понимаю в силу своего врачебного образования (гуманистического и альтруистического), что такое льготное обеспечение лекарствами. Они должны быть для всех равно доступны, а для онкологических больных — бесплатны и доступны на всех этапах  лечения.

CNews: В рамках национального проекта «Здоровья» были увеличены оклады медработников. Тем не менее, значительное число медучреждений выплачивает своим сотрудникам еще и надбавку. Имеет ли возможность Центр устанавливать такие надбавки для своих сотрудников? Каков реальный уровень дохода специалистов различного уровня вашего центра?

Владимир Городецкий: Увеличение окладов некоторым группам (первичному звену) медработников в рамках проекта «Здоровье» не произошло — это журналистский миф — им введены надбавки к окладу, а не повышение оклада. Это решение не коснулось федеральных учреждений и вызвало вполне прогнозируемый переток квалифицированного сестринского персонала за большей зарплатой, что очень обострило организацию высокотехнологичного лечения в федеральных учреждениях.

ГНЦ РАМН — не типичное учреждение. У нас очень высок % квотируемых по ДВЛ больных, поэтому специалисты нашего Центра реально получают до 20 тыс. рублей/месяц, квалифицированные мед.сёстры — до 15 тыс/мес, младший мед персонал — до 7тыс. рублей/мес.

CNews: Какие основные проблемы здравоохранения необходимо решить в ближайшее время? Какие современные технологии можно было бы внедрить в российскую практику в ближайшие два-три года и это принесло бы ощутимые результаты? Какие информационно-технологические системы в сфере здравоохранения и формы работы с активным применением ИТ могут найти свое место в России? Какие необходимо развивать в первую очередь и сегодня?

Владимир Городецкий: Если бы я был министром, то вот уж какое внедренческое учреждение создал — бы, то это Департамент развития и внедрения информационных технологий в медицину.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS