[an error occurred while processing this directive]

Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Acer

Российский рынок ноутбуков вырос вдвое

По оценкам западных аналитиков, за 2004 год российский рынок ноутбуков вырос вдвое. Ожидается, что темпы роста этого рынка будут ускоряться, а объем продаж вырастет в 2005 году до миллиона штук. Определенные надежды здесь связывают с распространением мобильной платформы Sonoma от Intel.

По данным исследовательской компании Dataquest, рост продаж мобильных ПК в России составил в 2004 году 100%. Объем этого рынка увеличился, соответственно, с 300 тыс. до 600 тыс. штук. При этом если в 2003 году на ноутбуки приходилось всего 7,6% в общих продажах ПК, то к концу 2004 г. их доля выросла до 13,7%.

В 2005 году, по оценкам западных экспертов, темпы роста рынка мобильных систем, видимо, сохранятся. А объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 млн. штук. Более скромные прогнозы делают J’son&Partners, обещая рост рынка до 1,78 млн. устройств к 2008 году.

Лидерами поставок мобильных ПК в России, по итогам 2004 г., Gartner называет Asus, Rover и iRU. Тот факт, что впервые тройку лидеров возглавила иностранная компания, стал для рынка знаковым. Тенденция к усилению позиций мировых брендов сохраняется здесь и в 2005 г.

Российский рынок мобильных ПК, 2004

Российский рынок мобильных ПК, 2004

Источник: Gartner, 2005

Взгляд заинтересованной стороны

Российские поставщики по-разному относятся к западным оценкам сложившейся ситуации. Например, в Rover Computers прогнозы Dataquest находят несколько завышенными. По представлениям экспертов недавнего лидера рынка, реальный объем продаж ноутбуков в России за 2004 год не превышал 500 тыс. штук, а рост сектора составил максимум 50%. Сдерживающим фактором в Rover называют низкую покупательную активность населения, сказавшуюся на всех секторах отечественного потребительского рынка. При этом на долю собственной торговой марки RoverBook в компании отводят около 20%. На 2005 г. этот поставщик прогнозирует рост сектора до 700 тыс. устройств.

В iRU же согласны с оценками Dataquest, и также ожидают роста российского рынка ноутбуков в 2005 г. до 1 млн. шт. Собственную же долю в этом секторе компания, покинувшая ныне тройку лидеров, планировала увеличить до 16%. В 2004 году объем продаж ноутбуков iRU вырос на 240%, а рыночная доля составила около 15%.

Динамика продаж ноутбуков в России

Динамика продаж ноутбуков в России

Источник: iRU, 2005

Centrino как гарант роста

Доля ноутбуков на базе архитектуры Intel, по данным Dataquest, на конец 2004 г. составляла в России около 92%. Причем каждый третий ноутбук, проданный здесь в прошлом году, был произведен на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК. Это один из самых высоких показателей по всему региону EMEA. Несколько задержавшееся появление технологии Centrino нового поколения — под кодовым наименованием Sonoma — по прогнозам аналитиков, приведет к увеличению спроса на мобильные ПК и дальнейшему росту этого сектора.

По данным J’son & Partners, сегодня в России в 8 раз больше, чем в 2002 г., продается ноутбуков с поддержкой технологии беспроводной связи Wi-Fi. В свою очередь, распространение технологии Intel Centrino для мобильных ПК, а также появление интегрированных возможностей беспроводной связи стимулирует развитие инфраструктуры общественных точек беспроводного доступа (хот-спотов). На конец 2004 г. в России официально было развернуто свыше 200 хот-спотов, а к 2008 г. этот показатель может вырасти до 1250-1500 точек, пользоваться которыми на регулярной основе будут 25-30 тыс. человек, из которых 55% составят бизнес-пользователи (данные J’son & Partners). По тем же прогнозам, хот-споты, основным местоположением которых до сих пор являлись рестораны и кафе (68% на конец 2004 г.), к 2008 г. получат широкое распространение в отелях (до 30%), аэропортах (5%), магазинах (10%) и прочих, «необщепитовских» заведениях.

Диктат пользователя

В 2004 г. уровень «образования» отечественного пользователя в вопросах мобильных технологий заметно «продвинулся». Сегодня потребитель, по оценкам игроков рынка, достаточно четко формулирует свои требования к ноутбуку и тем функциям, которые должна поддерживать система. Так, в iRU в конце прошлого года отмечали, что при выборе ноутбука собственным мнением руководствуется уже более 11% покупателей (на начало 2004 г. этот показатель составлял лишь 2%). По данным же торговой сети «Белый ветер», своим знаниям в этой области доверяют при совершении покупки 67,2% клиентов. К рекомендации консультанта магазина готовы прислушаться 15,9% опрошенных. Авторитетным для респондентов может оказаться и мнение друга, уже совершившего аналогичную покупку (12,8%).

Тенденция к замене мобильным ПК настольного компьютера на отечественном рынке выражена пока менее ярко, чем в Европе. Тем не менее, в Москве ее отмечают как в корпоративном, так и в потребительском секторе. В ближайшие годы, ожидается, что прирост этого рынка в большей степени начнут обеспечивать регионы. Одновременно увеличится доля продаж мобильных ПК через розничные сети бытовой техники.

Вместе с тем, спрос растет в первую очередь на решения класса «тонкие и легкие». Сегмент ноутбуков категории «замена настольного ПК» пока менее привлекателен для основной массы потребителей. Самыми популярными, по статистике продаж «Белого ветра», в 1 и 2 кв. 2005 были модели с матрицей 15 дюймов — ноутбуки с подобными параметрами выбирают свыше 70% покупателей.

В ценовом диапазоне предпочтения определяются ростом продаж недорогих моделей — менее $1 тыс. за ноутбук. Продажи в этом сегменте растут, по данным сети «Белый ветер», наиболее динамично. Рост спроса на недорогие и простые с точки зрения функциональности и технических характеристик ноутбуки свидетельствует о переходе ноутбуков в категорию «массовых», доступных товаров.

Параллельно растет спрос на ноутбуки высшего ценового сегмента — эти модели воспринимаются как неотъемлемая часть стиля и имиджа своих владельцев. Все большей популярностью, по данным продаж «Белого ветра», пользуются широкоформатные экраны, позволяющие использовать ноутбуки как полноценные мультимедийные центры с возможностью воспроизведения DVD, Audio, CD, MP3; подключения к внешнему телевизору, аудиосистеме и т.д. Неслучайно многие производители в 2005 году представили на рынке специальные пульты дистанционного управления для своих устройств, подкрепив их продвижение масштабными рекламными кампаниями.

CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS