Обзор подготовлен

версия для печати
Ритейл: аутсорсеры тянут ИТ на себя

Ритейл: аутсорсеры тянут ИТ на себя

Спрос на аутсорсинг ИТ со стороны розничных сетей растет, так как это позволяет сэкономить и сосредоточить усилия на профильном бизнесе. По мере созревания рынка появляются специальные системы, заточенные под управление ИТ-инфраструктурой в ритейле. Со временем розница может вообще отказаться от собственных департаментов по ИТ.

Передача второстепенных процессов на внешнее управление -  хороший способ сэкономить на издержках. Этот подход особенно актуален в рознице, где сохраняется высокая конкуренция, а топ-10 игроков контролируют менее половины рынка. Кризис также подталкивает ритейлеров к экспериментам с новыми технологиями. В теории розничные сети должны быть заинтересованы в передаче на аутсорсинг всех ИТ-функций, так как это направление не является профильным для их бизнеса. Однако наа практике этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Зачем рознице ИТ-аутсорсинг?

Зачастую определяющим фактором является размер торговых предприятий и сети: одним удобнее и выгоднее держать свой штат специалистов, другие из-за территориальной разнесенности объектов предпочитают аутсорсинг.

Еще один фактор - это развитие SaaS-решений. Сервисы из "облака" позволяют существенно сократить затраты на собственные службы поддержки, а также свести к минимуму количество ошибок. Генеральный директор "Корус Консалтинг СНГ" Леонид Якубовский приводит в пример таких сервисов услугу сдачи налоговой отчетности. При этом он обращает внимание на позитивный опыт других стран: "В Финляндии мы столкнулись с любопытным облачным сервисом – сторонний EDI-провайдер полностью ведет бумажный документооборот для крупных торговых сетей: распечатывает, упаковывает и отправляет почтой бумажные документы контрагентам и в государственные службы".

Наконец, необходимость постоянно модернизировать оборудование также подталкивает ритейлеров к использованию аутсорсинга. "В прошлом передача части услуг внутренним ИТ-службам торговых сетей была оправдана на коротком промежутке времени, например, в кризис. Но долгосрочный характер эта тенденция не имела, так как ИТ-сфера требует постоянного развития, что легче и дешевле осуществить посредством внешней компании", - рассказывает Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственных предприятий "1С-Рарус".

Спрос рождает предложение

Год от года спрос на аутсорсинг растет. Согласно исследованию Hfs Research, 18% ритейлеров планируют значительно увеличить свои траты на аутсорсинг в течение ближайших трех лет. Некоторые поставщики уже учли этот тренд. "Мы открыли направление аутсорсинга в 2000 г., и до 2005 г. основными заказчиками такого рода услуг, если говорить обо всех отраслях в целом, были зарубежные компании. Их культура ведения бизнеса была более восприимчивой к передаче непрофильных процессов на сторону", - рассказал в интервью СNews Борис Курепин, руководитель направления по работе с ключевыми заказчиками в индустрии розничной торговли и производителями ТНП "Ксерокс Россия"

Сейчас рынок меняется, и в руководство компаний-заказчиков приходят люди, которые учились или работали за рубежом. С каждым годом количество контрактов и объем бизнеса в части аутсорсинга увеличиваются в разы. "Мы пытаемся определить спрос у существующих заказчиков и предложить им новые аутсорсинговые продукты. Все чаще сами заказчики обращаются к нам с целью получить консультацию по вопросу аутсорсинга тех или иных процессов. Кроме того, у нас есть партнерская сеть, через которую мы долгое время продавали оборудование. Сегодня мы стараемся привлечь их внимание к тем изменениям, которые происходят на рынке, вовлекать их в активное продвижение услуг", - говорит Борис Курепин.

Планируете ли вы повышать расходы на ИТ-аутсорсинг в течение ближайших трех лет?

Источник: HfS Research, London School of Economics, 2012

Следует отметить, что ИТ-инфраструктуру можно условно разделить на обслуживание непосредственно программного обеспечения, автоматизирующего деятельность предприятия, и cвязи с внешним миром, локальной сети, входящих в нее компьютеров. По оценке продакт-менеджера по программному обеспечению "Атол" Ильи Карпейкина, в первом случае уже на текущий момент есть объекты, обслуживающиеся на аутсорсинге. Не исключено, что во втором случае произойдет то же самое, поскольку держать грамотных и опытных специалистов такого уровня в своем штате затратно, если большую часть времени они будут не загружены.

Что включает в себя ИТ-аутсорсинг ?

Источник:  Открытые технологии, 2011

Решения для управления ИТ-сферой ритейла уже появились на рынке. Например, у "1С-Рарус" есть технология мониторинга инфраструктуры розничного предприятия (МИРП), которая позволяет сократить затраты на обслуживание оборудования, уменьшить время его простоя и оптимизировать закупки. Мониторинг осуществляется удаленно из ситуационного центра. Кроме того, с помощью данной системы можно контролировать прохождение электронных документов. "Серьезное  развитие нашего инфраструктурного сервиса  МИРП дало нам возможность создать новую концепцию подхода к управлению - М2М (Machine-to-Machine), позволяющую в разы уменьшить нагрузку и на персонал, и на оборудование", - комментируют Сергей Горьков. Расширяется и спектр предприятий, использующих эту технологию: если раньше с ней работали только крупные ритейлеры, то недавно сервис стал доступен любым заказчикам.

Ритейл откажется от собственных ИТ?

Не вызывает сомнений, что со временем ритейлеры смогут полностью вывести вовне все ИТ-процессы, однако на рынке нет единства насчет того, когда именно это произойдет. "Уже сейчас есть проекты на аутсорсинге. А учитывая повышающийся интерес к "облакам", не стоит исключать вероятность того, что лет через 5 собственная ИТ-служба отпадет как класс, поскольку все будет храниться в облаке у провайдера, и обслуживание этого облака автоматически ляжет на плечи самого провайдера", - полагает Илья Карпейкин.

"Основной заказчик этих услуг – бизнес. И ему, по большому счету, безразлично, как ИТ-департамент решит проблему – собственными силами или силами аутсорсера. Главное обеспечить необходимое качество в рамках выделенного бюджета", - говорит Денис Макаревич, генеральный директор авторизованного сервисного центра "Никсдорф" компании "Сервис Плюс".

Другого мнения придерживается руководитель дирекции по работе со стратегическими рынками компании "АйТи" Константин Усаковский. "Российский рынок по-прежнему не готов к применению этой модели работы по ряду причин, в числе которых и незрелость управления, и мифы о том, что аутсоринг должен быть дешевле внутренних ресурсов, и многие другие факторы".

Полностью отказаться от содержания собственных ИТ-подразделений торговые предприятия в ближайшее время не смогут,- продолжает Сергей Ефремов, менеджер по продажам Центра решений для розницы "РДТех". - За ними по-прежнему остаются одни из самых важных задач - выбор поставщика ИТ-услуг и контроль выполнения SLA, а также функция развития ИКТ-систем, которую сложно передать третьей стороне как из соображений безопасности и сохранения конкурентных преимуществ, так и из-за того, что провайдер услуг не может выявить и удовлетворить потребности бизнес-подразделений каждой конкретной компании без знания их специфических особенностей

В любом случае, пока что полная передача ИТ на аутсорсинг - редкость. "Как правило, такие услуги требуются в рамках текущего проекта внедрения и в целях поддержки действующей информационной системы в случае дефицита квалифицированных специалистов в ИТ-штате заказчика", - констатирует руководитель практики розничных решений  Columbus Наталья Гурова.

Павел Лебедев / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS