Обзор подготовлен

версия для печати
Рынок SaaS в России разгоняется и нагревается

Рынок SaaS в России разгоняется и нагревается

Интернет-сервисы становятся все более популярными, и все большее число компаний начинает интересоваться программным обеспечением, предоставляемым по модели SaaS. Постепенно этот рынок приобретает в России более конкретные очертания и демонстрирует пока сверхскоростные темпы роста.

Рынок интернет-проектов, в том числе связанных с предоставлением SaaS, сейчас перегрет. По мнению Дмитрия Репина, генерального директора центра новых технологий и технологического предпринимательства Digital October, это проявляется, например, в том, что внимание слишком многих инвесторов сконцентрировано сейчас именно на этом сегменте - соответственно, инвестиции становятся слишком доступными и, как следствие, часто не возвращаются венчурным фондам. В свою очередь, большинство компаний - старт-апов SaaS стремятся  в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами набрать как можно пользователей и многвенно выйти если не на супер-прибыльный уровень, то хотя бы на самоокупаемость, что удается далеко не всегда. Однако в 2011 году российский рынок SaaS начинает приобретать более конкретные очертания.

По данным опроса 40 российских поставшиков SaaS-услуг, проведенного СNews Analytics, рост выручки от предоставления такого рода услуг превышает 100%, а у отдельных игроков - даже 200%. Астрономических показателей достигла, в частности, московская SoftLine, показав рост 800%. Прошедший год был также очень успешным для "СВТ Медиа" (+300%), «Мегаплан» и «МойСклад» (+200%). Заметим, что все эти компании не совсем новички в данном сектора - а, собственно, как раз и начинали его формировать в России несколько лет назад.  

Быструю динамику объясняет относительно недавнее появление компаний в этом секторе. Как отмечает Владимир Щербаков, директор по маркетингу Webils, «Сейчас проявляется эффект маленькой базы: если рынок вырос с рубля до двух, то это значит, что рынок вырос в два раза, но в то же время это всего лишь рубль».

Выручка Топ20 компаний по направлению SaaS, 2010/2009

Источник: CNewsAnalytics , 2011

По словам Виктора Кузьмина, советника президента компании «Ай-Теко», «Рынок SaaS в России все еще формируется, и формируют его не только и не столько производители программного обеспечения, предоставляемого по этой модели, сколько сами потребители. Именно потребитель делает окончательный выбор и отдает свой голос за конкретную услугу. Те компании, которые смогут верно распознать интересы, предвидеть и подготовить пул приложений, которые будут востребованы на российском рынке, учесть отечественную специфику и обойти все «подводные камни» на пути к SaaS (в том числе плохие каналы, боязнь утечки данных, сопротивление со стороны внутренних «ИТ-паразитов»), - однозначно вырвутся вперед».

Со своей стороны, Юлия Евенко, менеджер по маркетингу и бизнес-коммуникациям «Гарант-Парк-Интернет» также отмечает, что в 2010 году рынок SaaS в России демонстрировал значительный рост - как по объему потребления, так и по количеству новых сервисов. "Клиенты все с большим интересом относятся к идее использования SaaS и активнее заносят в стратегию развития ИТ элементы аутсорсинга и потребления SaaS сервисов, заменяя ими построение собственной инфраструктуры и покупки ПО. По некоторым оценкам, российский рынок SaaS увеличится в этом году до 400-500 млн рублей, т.е. рост составит порядка 300% по сравнению с 2010 годом», - резюмировала она.

Первые среди догоняющих

Среди Топ20 компаний-участниц рейтинга крупнейших SaaS-поставщиков CNews, заметно серьезное расслоение. Далеко впереди от всех ушел лидер - «СКБ Контур», показавший выручку 2,29 млрд руб. Ниже, с большим отрывом и от него, и от остальных - "Манго Телеком", "Корус Консалтинг", "БАРС Груп" и "СофтЛайн". Для формирующегося рынка эта ситуация в общем нормальна. Алексей Федосеев, директор компании 1CAir и генеральный директор группы компаний "Инталев" подтверждает: «Российский рынок SaaS-услуг сейчас находится в зачаточном состоянии. Есть 2-3 более-менее заметных игрока, но проследить четкой и стройной стратегии развития пока не представляется возможным. Зачастую компании начинают развивать направление SaaS с прицелом на будущее, потому что это направление перспективно».

Достаточно много игроков только начинают выходить на этот рынок - в 2010 и в 2011 гг. В числе, например - QSoft, "ДАО Групп" (Seesoft), Webils, "Софтлоджик Рус", "РосБизнесСофт CRM" или Devprom. Некоторые еще не реализовали свою схему монетизации и предоставляют сервисы бесплатно - как, например, "ИнтерМайнд", "Экспертные Системы" и "Хайвекс Технолоджи". Эти компании пока просто физически не могут попасть в рейтинг - нет показателей, которые можно было бы заявить.

Растущая платежеспособность

Интересно отметить соотношение коммерческих и некоммерческих пользователей SaaS-систем. Хотя на российском рынке модель Freemium становится все более популярной, большинству поставщиков удается наращивать базу коммерческих пользователей своих систем. Этому процессу помогает рост не столько лояльности, сколько осведомленности. Как отмечает Алексей Фитискин,  коммерческий директор  «АСофт»: «Раньше приходилось долго рассказывать о модели SaaS, о ее преимуществах и безопасности, теперь же пользователи самостоятельно определяются и просто выбирают необходимый сервис. Наша практика показывает, что выбор SaaS-сервиса, оплата тарифа и получение доступа к нему теперь имеет минимальный временной параметр – 1 день, а 2 года назад мы тратили на SaaS-клиента столько же времени, сколько на внедряющего. Можно сказать, что в 2010 году из рынка SaaS делают супермаркет SaaS».

Более серьезно стали подходить к предоставлению SaaS-услуг и крупные компании. Они ориентированы на такие преимущества этой модели, как сокращение времени выполнения рутинных операций и общее повышение эффективности работы.

Количество пользователей SaaS у компаний Топ20: общее и %коммерческих

Источник: CNewsAnalytics , 2011

Как рассказала CNews Юлия Евенко («Гарант-Парк-Интернет»), «Сейчас существуют два перспективных направления развития SaaS. Первое - бесплатные или почти бесплатные массовые сервисы, которые удовлетворяют потребности 90% частных клиентов, к примеру, гео-социальные сети, сервисы личных финансов, сервисы скидочных купонов, которые монетизируются на рекламе и «продаже» аудитории тем или иным способом. Второе направление – сервисы, направленные на упрощение типовых процессов компании, например складского учета, сдачи налоговой отчетности, создания корпоративных порталов или обмена информацией. Такие сервисы являются достаточно привлекательными по цене и при этом позволяют быстро автоматизировать ту или иную функцию в компании».

Чего боятся SaaS-провайдеры

Павел Катайкин, ведущий программист компании БОАС, считает, что для дальнейшего развития российского рынка SaaS обстоятельства не самые благоприятные - наша страна отличается высоким уровнем пиратства. "Люди еще не готовы к таким решениям, им проще купить диск на рынке или скачать систему с трекеров в интернете" - комментирует он.

Другой важный сдерживающий фактор, по словам Алексея Орапа, генерального директора YouScan - консерватизм и опасения в отношение безопасности: «На рынке появляются новые проекты, но корпоративные клиенты пока не спешат внедрять эти решения, опасаясь за сохранность данных и не желая экспериментировать с новыми технологиями». Также препятствует использованию SaaS-сервисов недоверие к надежности ИТ-инфраструктур, что  особенно критично для территориально распределенных компаний. Впрочем, как можно заметить, в целом по России эта ситуация улучшается довольно быстрыми темпами.

Если же говорить о прибыльности российских SaaS-бизнесов, то, по мнению Андрея Шабанова, вице-президент по корпоративным услугам и технологиям UCMS Group в регионе EMEA, «Даже на западном рынке статистика упрямо говорит, что из 10 крупнейших компаний SaaS-сектора, только 3 являются прибыльными в настоящий момент, хотя и имеют высокую капитализацию. В России вряд ли эта статистика будет лучше. Для многих секторов SaaS по умолчанию будет продолжать оставаться убыточным, хотя и перспективным бизнесом».

Владимир Щербаков (Webils), считает, что в 2011 году большого прорыва на фронте SaaS не будет, но люди привыкнут постепенно к самому факту наличия такого услуг - и потому в 2012 году может последовать взрыв. "В результате рынок может легко вырасти и на 1000%", - считает он.  

Мария Попова, Любовь Байдалина

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS