[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Биллинговые системы мобильных операторов в России

История развития систем тарификации переговоров и неголосовых услуг (биллинговых систем) в России начиналась со «спонтанных» отечественных разработок. Для решений зарубежных поставщиков рынок был долгое время «закрыт» по ряду причин организационного и экономического характера. Затем сформировался сектор развитых отечественных продуктов, в целом удовлетворяющих требованиям местных операторов. Сейчас же на заметно «повзрослевший» российский рынок все активнее проникают иностранные поставщики.

Самое общее определение биллинговой системы (БС) — это система учета трафика и его тарификации. Правда, на сегодняшний день БС решают далеко не только эти задачи. В целом, этот программный продукт фактически «превращает» услуги связи в реальные деньги и является центральным звеном во взаимодействии между компанией и клиентом, а также в работе информационной системы оператора.

История развития биллинговых систем для операторов мобильной связи в России начинается собственно с появлением в стране этого вида телекоммуникаций. На рынок вышли пионеры — «Дельта Телеком» в Санкт-Петербурге и почти одновременно «МСС» («Московская Сотовая Связь») — в Москве. Становление абсолютно нового для России бизнеса было процессом «итерационным», т.е. рынок сам выдвигал требования к новым компаниям, а компании, соответственно, реагировали на эти изменения, кто лучше, кто хуже. Выбирать же в тот момент биллинговую систему — «сердце» операторского бизнеса — фактически было не из чего. Решения отечественного производства практически отсутствовали, а с зарубежными возникали серьезные сложности. Не только из-за их ощутимой дороговизны — просто западный биллинг «не подходил» российским операторам по массе причин, начиная с нелокализованного интерфейса и заканчивая отсутствием адаптации под существующие требования со стороны финансовых и налоговых органов. Западные программные продукты поддерживали устоявшиеся годами стандарты и правила ведения финансовой отчетности, которые тогда не «вписывались» в отечественные реалии.

По сути, не оставалось иного пути, как разрабатывать биллинговые системы самим. Тем более, что в то время к собственным разработчикам относились более благосклонно — лишь впоследствии обнаружился негативный опыт, с точки зрения поддержки и сопровождения продукта. В итоге, «Дельта Телеком» начала работать на системе собственной разработки. «МСС», некоторое время поэкспериментировав с системой RPM (1993-1995), разработчика «Биллинг Сервис ЭМКА», также перешла на собственной решение. Подобным же образом поступили затем. МТС («Мобильные телесистемы») и «Вымпелком» («Билайн»).

Начало начал

История развития биллинговых систем российского производства начинается примерно в 1992 году, но активно выходить на этот рынок разработчики начали только в 1995. К этому моменту мобильные операторы начали «плодиться», как грибы после дождя. На рынке было представлено несколько основных поставщиков: «Телекоминвест» (в дальнейшем «Петерсервис»), «Софтпро» (в дальнейшем «CBOSS»), «EMKAH Billing Systems» («Биллинг Сервис ЭМКА»), и чуть позже к ним присоединился «Flagship TeleSystems».

Каждая из компаний реализовывала свои подходы в разработке и свое видение развития биллинговых систем. Например, компания CBOSS пошла по пути предложения комплексных и достаточно «массивных» решений. В качестве серверов использовались RISC-машины, которые поставлялись «as is» (т.е. заказчик не мог выбирать, какие аппаратные средства использовать под биллинг). Из-за этого продукт был дорогим, но комплексным и надежным.

В свою очередь, «EMKAH Billing Systems» предлагали относительно недорогие решения, поставляя лишь программное обеспечение. Система устанавливалась на Intel-совместимые машины, и заказчик был свободен в выборе при приобретении сервера — мог купить где угодно и что угодно по подходящей для него цене.

При выборе БС оператор практически всегда учитывал следующие факторы и критерии. «Ядром» БС является база данных и модуль тарификации, который дает возможность создавать различные тарифные планы — тут важным является число тарифных планов и их гибкость. Под гибкостью подразумеваются интервалы тарификации, предоставление скидок в определенное время/дни, возможность тарификации по направлениям, местоположению и т.д.

Важно было иметь модуль кредитного контроля с обратной связью с технологической базой данных, чтобы при достижении определенного порога отключить тот или иной тип услуги (попросту говоря, отключить связь). Кроме того, необходимо было наличие модулей интеграции с бухгалтерскими системами учета, а также модулей генерации отчетов. Эти модули также должны были быть гибкими с точки зрения настроек. Например, модуль отчетности должен генерировать различные отчеты, а не только те, которые были изначально заложены поставщиком.

Точка перелома

Бум на рынке сотовой связи наступает примерно в 1996 году — операторы осознают необходимость борьбы за клиентов, конкуренция ужесточается. Основными критериями при выборе поставщика услуг связи для потребителя становятся (и по сей день являются) качество связи (т.е. зона покрытия и процент блокировок — или сбоев) и цена этой связи, (т.е. тарифы). Сегодня к этому еще добавляется наличие той или иной дополнительной услуги (если в свое время кроме голосовой связи ничего не предлагалось, то сейчас трудно представить сотовую компанию, не предоставляющей услуги SMS, голосовой почты, передачи данных и т.д.).

С точки зрения качества предоставляемой связи все более-менее понятно — для операторов это стандартные плановые расширения зоны покрытия, оптимизации трафика, меры по улучшению надежности оборудования и т.д. Конечно, от выбора поставщика оборудования тоже много зависит, но тут как раз особых проблем не было и нет — как правило, операторы выбирали и выбирают известных западных производителей (Alcatel, Nokia, Ericsson и т.д.), которые предоставляют практически одинаковые по качеству решения. А вот с точки зрения цены этой связи были проблемы, которые сказывались, в основном, на внутренней работе компании. Здесь краеугольным камнем были как раз биллинговые системы, которые «опаздывали» с решениями для операторов. Видение стратегии и тактики ведения бизнеса у каждого оператора было свое, внутренняя организация компаний также была разной. Последний критерий был наиболее уязвимой частью всех биллинговых систем и упирался в проблему интеграции систем.

Кроме простой тарификации к БС предъявлялись уже дополнительные требования. Основными дополнительными подсистемами/модулями практически любого решения становятся: интерфейс оператора при общении с абонентом (т.е. зародыш CRM), подсистема интеграции с бухгалтерскими и финансовыми системами, модуль поддержки различных дополнительных сервисных платформ (SMS, USSD, IVR, GPRS и т.д.). Кроме того, у операторов мобильной связи появляется возможность выбора провайдера для пропуска междугороднего и международного трафика (инфраструктура телекома в целом также меняется), поэтому появляется необходимость в модуле, обеспечивающем проведение взаиморасчетов за передачу/окончание трафика сразу с несколькими провайдерами (модуль Interconnect).

В связи с развитием дополнительных услуг и сотового бизнеса в целом расширяются требования к дополнительным модулям. Например, появляется необходимость в подсистеме UMD (universal mediation device), делающей биллинг независимым от типа сетевых устройств (от коммутаторов мобильной связи вплоть до устройств, фиксирующих количество переданного трафика). Вводится модуль, обеспечивающий управление выполнением команд на коммутаторе мобильной связи (подсистема Provisioning), а также модуль единой платежной системы, поддерживающий все виды оплаты для всех типов абонентов (PrePaid и PostPaid).

В самом начале становления сотовой связи и в помине не было дилерских сетей, но со временем они стали фактически неотъемлемым атрибутом рынка. Соответственно, появляется необходимость в модуле, обеспечивающем работу дилерской сети в режиме on-line и произведение взаиморасчетов с ним (DOL, DC). В то же время появляется термин «конвергентный биллинг», имевший, правда, тогда совсем другое значение, чем сейчас. Под «конвергентностью» в то время подразумевалась интеграция дополнительных модулей и различных систем предприятия с «собственно» биллинговой системой.

Модульность системы позволяет теперь собирать БС, как «конструктор из кубиков», причем «кубики» могут быть произведены различными разработчиками. Зачастую эти модули операторы продолжают разрабатывать собственными силами. Выигрыш в данной ситуации налицо, так как получается глубоко продуманное, многофункциональное и законченное промышленное решение. При этом от производителя требуется предоставить функциональный и хорошо документированный набор функций API (application programming interface) для оригинальной системы.

«Взросление»: с равнением на Запад

По мере того как идет значительный прирост абонентской базы операторов, начинает сказываться количественный переход в качественный. Решения, изначально не ориентированные на обработку больших объемов информации, уже попросту не справляются со своей задачей. В любой информационной системе, направленной на обработку информации, в основе которой лежит реляционная СУБД, наступает момент «бутылочного горлышка» — при условии, что система изначально не была рассчитана на масштабируемость. При этом наращивание мощности аппаратных средств уже не помогает. Надо заметить, что это было характерно не только для биллинговых систем, но и для очень многих других продуктов отечественной разработки. Общим бичом было отсутствие поддержки и обработки больших объемов данных, а также слабая поддержка и сопровождение продуктов.

В тоже время экономическая жизнь России претерпевает значительные изменения –унифицируются принципы бухгалтерской отчетности, идет процесс внедрения западных стандартов. И вновь на сцене появляются иностранные производители, решения которых теперь уже подходят под нужды российских игроков с одной стороны, а с другой, до них «дозревает» и сам отечественный рынок.

В итоге, «Билайн» относительно недавно переходит на БС «Аmdocs» — одного из крупнейшеих западных поставщиков. «МТС» принимает решение заменить свой биллинг от «CBOSS» (несмотря на то, что «CBOSS» изначально старался быть направленным на масштабируемые решения) на чешский продукт Strom. Из «большой тройки» на сегодняшний день только «Мегафон» продолжает использовать продукт отечественного производителя — «Петер-Сервис», с которым их связывают партнерские отношения. В принципе, это выгодно в долгосрочной перспективе, чтобы не выводить средства за пределы компании. «Петер-Сервис» поставляет «Мегафону» систему не просто традиционного, а конвергентного биллинга. Вместе с тем, оператор использует и некоторые подсистемы иностранного производства — например, CRM «Amdocs».

Удержавшиеся на плаву отечественные разработчики БС расширяют свой бизнес уже не только в России. Так, «CBOSS» достаточно активно продвигает свои решения в странах Ближнего Востока. Отечественными программными продуктами продолжают пользоваться региональные операторы. Причем некоторые из них только-только отходят от «самописных» систем. Впрочем, по большей части регионы уже поделены тремя основными игроками («МТС», «Билайн» и «Мегафон»), у которых центры обработки данных находятся в Москве.

Сегодняшняя реальность: конвергентность

Сегодня буквально на глазах происходит «тихая» революция в сфере объединения технологий. Пример — объединение сетей, компьютерных, мобильных, фиксированных,  кабельных, спутниковых и т.д. Каждая из них позволяет предоставлять, как правило, только одну услугу (single-service network). Объединив их, можно организовать единую мультисервисную сеть (multi-service network). Запуск GPRS мобильными операторами можно рассматривать как яркий пример конвергентности — абонент получает возможность не только говорить, но и одновременно передавать/принимать данные с неплохой скоростью.

Нужно отметить, что одним из ключевых факторов конвергентности является применение протокола IP (internet protocol, межсетевой протокол). Никого уже не удивляет термин Voice over IP (VoIP), что тоже является ярким примером конвергентности — интернет-технологий и стандартных телекоммуникаций. Подобные тенденции оказывают в конечном счете влияние и на развитие биллинговых систем, как отечественных, так и иностранных, стимулируя разработчиков к переходу на конвергентный биллинг. Последний будет «подходить» уже не только мобильным операторам (самым «придирчивым» по требованиям), но и любым провайдерам передачи данных и операторам, предоставляющим услуги фиксированной голосовой связи.

Галина Машкова, Казис Лаврентьев / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS