[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Российские автодилеры — на волне автомобилизации

Российские автодилеры - на волне автомобилизацииВ условиях уже достаточно длительной стабильности экономики, Россия становится все более привлекательным автомобильным рынком на мировой арене. В первую очередь в связи с его все еще малой здесь насыщенностью. В результате российские автоторговые предприятия сегодня развиваются более стремительно, чем предприятия прочих секторов торговли. Перспективы развития авторынка в России ограничиваются лишь одним макрофактором — ростом доходов россиян, других факторов, которые сдерживали бы его развитие, пока не предвидится.

Автомобильный рынок в России (на котором, безусловно, доминирует сектор продаж легковых автомобилей — 70-80%) в последние 5 лет претерпел радикальные изменения и в количественном, и в качественном отношении. Если до 2002 года развитие этого рынка было очень умеренным по темпам в среднем, а от года к году характеризовалось нестабильностью продаж, то с 2002 года всё изменилось. Сыграло свою роль наложение на общую тенденцию роста доходов населения и «бума» кредитования двух факторов — с одной стороны, увеличение импорта подержанных автомобилей, с другой — рост внутреннего производства, причем качественно иного свойства — от производства отечественных автомобилей сектор автомобилестроения почти всецело перешел на выпуск западных моделей. По мнению экспертов, развитие рынка легковых автомобилей в значительной мере поддерживается ростом цен на жилье, в результате которого обесцениваются средства, изначально предназначавшиеся на покупку квартир, и россияне активно вкладывают их в приобретение автомобилей. Сегодня оборот в секторе автомобильной торговли (включая выручку от торговли запчастями, моторным топливом, а также доходов от техобслуживания автомобилей) оценивается в размере 1,5 млрд руб.

В условиях уже достаточно длительной стабильности экономики, Россия становится все более привлекательным на мировой арене автомобильным рынком, что связано с тем, что автомобильный рынок в России до сих пор малонасыщен, по крайней мере в сравнении со странами Запада и США, где по 2-3 автомобиля имеются даже у хронических безработных.

Динамика продаж легковых автомобилей в России
Динамика продаж автомобильной техники в мире


Источник: РБК, 2007
Источник: РБК, 2007

Всё это стимулирует развитие производство и торговли в первую очередь легковыми автомобилями. В России возрастает число автодилеров, расширяется их филиальная сеть, усложняется система услуг, когда фактически потребителю предлагается фактически самому «собрать» свой автомобиль, заказав определенную комплектацию, с различными дополнительными опциями. Всё это ложится на плечи автодилеров, которые из простых автоторговцев стремительно превращаются в торговые предприятия со сложной системой связей с производителями и широчайшей палитрой клиентских услуг.

По данным РБК, значительно увеличились продажи иномарок российской сборки: их доля выросла с 8,7% в 2005 г. до 13,4% в 2006 г. При этом объем продаж новых иномарок российской сборки вырос на 85,2% по сравнению с 2005 г. По мнению большинства экспертов, иномарки российской сборки представляют собой самый перспективный сегмент российского автомобильного рынка, что связано и с анонсированными планами крупнейших мировых автоконцернов по строительству заводов в России, и с политикой государства, явно благоприятствующей строительству в России сборочных предприятий зарубежных компаний. При этом в 2006 г. лидерами по объему и росту продаж, по оценкам РБК, стали автомобили промышленной сборки предприятий «Форд Всеволжск» (прирост за год — 88,9% — с 33 до 62,4 тыс.шт.), «Автофрамос» (прирост 370,2% до 48,5 тыс. автомобилей), «Иж-Авто» (прирост составил 698,7% — до 24,2 тыс. автомобилей). Всё это на фоне весьма скромного роста насыщенных мировых авторынков — по предварительным данным объем мирового производства легковых автомобилей в 2006 г. увеличился только на 1,5% по сравнению с 2005 г.

Структура выручки в секторе торговли автотранспортными средствами

Структура выручки в секторе торговли автотранспортными средствами

Источник: CNews Analytics, 2007, по данным Росстата

В общей структуре рынка, охватывающего всю цепочку добавленной стоимости «продажа автомобилей — их обслуживание и ремонт — продажа автозапчастей и автомобильного топлива», собственно сектор торговли автомобилями составил бы 56,8%, выручка от продажи моторного топлива — 20,9%, торговля автозапчастями — 14,9%, техническое обслуживание и ремонт — 7,4%.

Показатель /
Сектор
Прибыльность предприятий Степень концентрации
(доля крупных и средних предприятий)
Коммерческие и управленческие расходы в отношении к…
Отношение валовой прибыли к обороту предприятий, % 1 Отношение нераспределенной прибыли к обороту, % 2 В количестве предприятий, % В обороте предприятий, % Превышение удельного оборота крупного предприятия над удельным оборотом среднестатистического предприятия, раз 4 ..валовой прибыли, % ..обороту предприятий, %
Торговля автотранспортными средствами 6,3 1,8 6,0 49,2 8,2 63,9 4,0
Оптовая торговля 14,2 4,8 5,3 45,8 8,6 60,8 8,6
Розничная торговля 8,4 1,0 11,4 39,4 3,4 81,9 6,9
Общественное питание3 30,4 9,1 29,9 56,4 1,9 85,4 25,9

На фоне стремительного развития автомобильного рынка в России рост цен на бензин и техобслуживание, прибыльность сектора остаётся невысокой — по сравнению с другими секторами торговли. Так, валовая прибыль в секторе автомобильной торговли составляет 6,3% от оборота предприятий сектора — среди прочих секторов торговли это самый низкий показатель. По показателю чистой прибыли (за вычетом расходов по всем хозяйственным операциям), автодилеры на третьем месте (1,8% от оборота).

Концентрация в секторе довольно высока — 6% предприятий контролируют 50% оборота, при этом в среднем одного крупного предприятия примерно в 8 раз выше оборота усредненного предприятия отрасли. Предприятия сектора автоторговли отличаются самыми низкими из всех отраслей показателями коммерческих и управленческих расходов — в обороте они составляют всего 4%, что в 2-6 раз ниже, чем по другим секторам торговли.

Предприятия автоторговли по понятным причинам имеют довольно высокие расходы по закупке продукции для реализации (около 20% в структуре расходов на производство и реализацию продукции). Расходы на оплату труда составляют также порядка 20% (для сравнения в рознице — 31%, в оптовой торговле 7%).

Содержание и оборудование автосалонов приводит также к относительно высоким затратам на потребление энергии и аренду (3,5% и 5,7% соответственно), по тем же причинам столь же высокими эти статьи расходов являются только у предприятий розничной торговли (5% и 12% соответственно).

В целом российские автоторговые предприятия сегодня развиваются более стремительно, чем предприятия прочих секторов торговли и, тем более, развитие этого сектора выделяется на фоне всей экономики, включающей много кризисных и малоприбыльных отраслей. Перспективы же развития авторынка в России ограничиваются пока лишь одним макрофактором — ростом доходов россиян, других факторов, которые сдерживали бы его развитие, пока не предвидится.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS