[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Сценарии развития спроса на ИТ в секторе розничной торговли: продавая, производя и эстетствуя

Сценарии развития спроса на ИТ в секторе розничной торговли: продавая, производя и эстетствуяВ перспективе развития ИТ в торговле определяющими являются усредненные среднесрочные темпы роста. На основании их можно судить о преобладании либо тенденций сокращения спроса на ИТ, либо, напротив, о доминировании тенденций роста, когда после очередного «выброса» ИТ-затрат уровень спроса продолжает расти, сохраняется на том же уровне или падает незначительно.

Спрос на ИТ в секторе розничной торговли определяет комплекс противодействующих друг другу факторов, с одной стороны, связанных со спецификой торгового бизнеса, с другой стороны, с особенностями фазы развития розницы в России. В первую очередь, следует отметить специфический для капитало- и ресурсоемких отраслей в целом и для торговли, в частности, характер развития спроса на высокие технологии — развитие через «провалы» потребления. Спрос характеризуется периодическими подъемами и спадами ИТ-расходов. Поэтому определяющими являются усредненные среднесрочные темпы роста, на основе которых можно судить о преобладании либо тенденций на сокращение спроса на ИТ (стагнационный сценарий), либо, напротив, о доминировании тенденций на рост спроса, когда после очередного «выброса» ИТ-затрат уровень спроса продолжает расти, сохраняется на том же уровне или падает незначительно (сценарий нормального роста).

Последняя ситуация, например, имела место в 2004-2005 гг., когда после двоекратного роста ИТ-затрат в 2004 году их объем сократился в 2005 году всего на два с небольшим процента, что фактически означало, что взятый уровень ИТ-расходов был сохранен и в целом можно говорить о том, что рынок вышел на очередной новый уровень.

Факторы, управляющие спросом на ИТ в секторе розничной торговли

Факторы, управляющие спросом на ИТ в секторе розничной торговли


Без форсажа

Наконец, как уже не раз отмечалось, «бум» спроса на ИТ, т.е. быстрорастущие на протяжении долгого времени ИТ-затраты (форсированный сценарий) в рознице невозможен, во-первых, из-за капитало- и ресурсоемкого характера торгового бизнеса, во-вторых, из-за произошедшего насыщения первичных базовых потребностей в ИТ основных игроков рынка (крупнейших торговых сетей).

Два отмеченных фактора являются основными в числе де-стимулирующих ИТ-активность предприятий розничной торговли. Мы уже отмечали, что для предприятий розницы ИТ имеют важное, но не определяющее значение в процессах конкуренции. Такие простые вещи, как географическое положение, значат во сто крат больше с точки зрения конкурентоспособности, чем дорогостоящая ИС. К тому же, все без исключения российские розничные сети уже создали минимально необходимую ИТ-инфраструктуру, и даже выдержали основной этап конкуренции с западными сетями, чей активный вход на российский рынок, вероятно, на какое-то время завершен. Оба этих фактора играют не только против форсированного сценария, но и против сценария устойчивого роста вообще.

При этом есть ещё и третий фактор, связанный с отсутствием в секторе розницы сколько-нибудь заметного числа потенциальных ИТ-заказчиков, кроме самих торговых сетей. До достижения порога физического насыщения их потребностей, темпы роста ИТ-затрат могут быть сколь угодно большими — всё будет зависеть от того, как много предприятий и как быстро удастся вовлечь в процессы ИТ-потребления, но превышение этого порога делает невозможным дальнейшее экстенсивное развитие.

Именно такая картина характеризует текущий этап развития российской розницы. Сектор розничной торговли отличается резким разрывом между «ядром» (крупнейших сетей, которые «могут всё») и «периферией» (всех прочих средних и малых предприятий, которые «не могут ничего»). Напомним, что в российской рознице 11,4% крупных предприятий контролируют 39,4% всего оборота розничной торговли, а если считать не «магазинами», а «сетями», то показатели концентрации будут ещё выше ($3-4 млрд.руб. оборота на одну сеть).

Стимулы постепенного роста

Факторы, стимулирующие рост спроса на ИТ более локальны, но зато их существенно больше. Действительно, на фоне насыщения базовых потребностей в ИТ, у розничных сетей возникает множество «рабочих» задач, которые заставляют продолжать активную ИТ-политику. В первую очередь, следует отметить набирающий силу рост товарооборота розницы, опирающийся на устойчивый рост реальных доходов населения. Обороты розницы в реальном выражении растут на 13-14% в год, и созданных некогда мощностей магазинов начинает не хватать. Это становится заметно даже на простом бытовом уровне — резкий рост очередей в отделах и к кассам, с получасовым и более ожиданием. Кассы работают, что называется, раскаляясь до бела, учащаются сбои в системах, зависания, отказ систем электронных платежей, становится заметной невозможность обеспечить работу всех касс магазина одновременно и т.д. Это приводит к необходимости переоборудования торговых залов, закупок дополнительного АО, модернизации ПО и системы энергообеспечения.

Не меньший вклад в продолжающийся рост расходов на ИТ дают продолжающиеся процессы реструктуризации розничных сетей, что связано с новыми слияниями и поглощениями, а также с расширением присутствия торговых сетей в регионах. Только за 2006 год можно отметить как минимум 10-12 сделок по слияниям и поглощениям с расходной частью в несколько сотен млн. долларов каждая. Что касается роста присутствия сетей в регионах, то на протяжении уже 2-3 лет темпы в роста розничного оборота в регионах в среднем на 10-20% выше, чем в Москве. Реструктуризация — второй важный стимул новых вложений в ИТ, поскольку требует новой отстройки бизнес-процессов, коррекции ИТ-концепции, соответствующих изменений в ИТ-инфраструктуре.

Дополнительные ИТ-затраты могут быть вызваны появлением новых составляющих розничного бизнеса — в частности, широко практикующихся в последнее время заказов на производство продукции под брендами торговых сетей (от газированных напитков, соусов и сахара до домашних тапок, постельного белья и корзин для мусора). Высокая диверсифицированость заказываемой продукции приводит к необходимости устанавливать постоянные и хорошо налаженные связи с множеством самых разных производителей, среди которых и швейные фабрики, и производители игрушек, и пищевые комбинаты и проч.

Такого рода усложнение бизнеса приводит к необходимости отстройки и автоматизации новых связей — уже не с оптовыми фирмами, а непосредственно с производителями, что, в свою очередь, влечет за собой значительное расширение требований к CRM и SCM-системам.

Фактор эстетизации

Длительная экономическая стабильность и, как следствие, рост предпринимательской уверенности в розничной торговле (с 2002 по 2006 год индекс предпринимательской уверенности вырос с 3 до 11%) является ещё одним немаловажным фактором, способствующим росту расходов на технологические новинки. Постепенно крупный бизнес внешне «утончается», становится более «культурным», появляются заботы не просто об «уровне продаж сегодня, завтра и, может, послезавтра», но ещё и о качестве обслуживания, о своего рода «технологической эстетике».

Но такого рода эстетизация, отнюдь не результат лишь роста цивилизованности торгового бизнеса. Не последнюю, а может быть и главную роль, здесь играет один из самых мощных внешних технологических стимулов — перспектива ВТО, которая повлечет за собой очередной этап либерализации рынка и усиление конкуренции до предела — торговля здесь не исключение.

Вступление в ВТО заставит российские розничные сети обеспечить мировой уровень стандартов обслуживания и технологической оснащенности бизнеса. Уже сейчас вызванная этим фактором волна ИТ-расходов поднялась. В торговых залах растет число телекоммуникационных устройств, транслирующих залах видеоинформацию рекламного или развлекательного характера. На очереди — установка в павильонах терминалов с выходом в интернет, которыми мог бы пользоваться покупатель, изучая характеристики товара, цены на него в разных торговых точках и т.д. и т. п.

Появление всех этих устройств всё больше превращает процесс посещения магазина и совершения покупки из обычного функционального акта в своеобразное досугово-развлекательное действо, и даже некий элемент культурного потребления — так, как это принято на Западе.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS