[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Сценарии развития спроса на ИТ в секторе оптовой торговли: от складов — к компаниям

Сценарии развития спроса на ИТ в секторе оптовой торговли: от складов - к компаниямСреди факторов, определяющих темпы информатизации оптовых компаний в России безусловный перевес имеют положительные, способствующие росту ИТ-затрат. Один из главных стимулов — пока ещё не насыщенные базовые потребности оптовых компаний, в частности, в области автоматизации складов. Ожидается, что это будет обеспечивать устойчивый рост ИТ-затрат на уровне 25-30% в ближайшие 5 лет.

Среди факторов, определяющих темпы информатизации оптовых компаний безусловный перевес имеют факторы положительные, способствующие росту ИТ-затрат. Один из главных факторов — это пока ещё не достигшие своего насыщения базовые потребности оптовых компаний. Превращение традиционных советских складов в полноценные современные компании стало процессом сравнительно недавним и основные задачи по отрасли в целом здесь ещё не решены. Это означает, что среднесрочное развитие будет происходить на фоне довольно высоких темпов экстенсивной информатизации, с вовлечением в игру всё новых и новых «экс-складов». На это указывают сравнительно устойчивая динамика информатизация опта в России — в среднем 30-40% в год.

Из трёх возможных сценариев — форсированного роста, нормального роста и стагнационного развития — наиболее вероятным выглядит промежуточный, с устойчивыми годовыми темпами не ниже 25-30% в год в течение ближайших 3-5 лет.

Факторы, управляющие спросом на ИТ в секторе оптовой торговли

Факторы, управляющие спросом на ИТ в секторе оптовой торговли


Бума не будет

Несмотря на массу факторов, которые в настоящее время и в ближайшем будущем будут стимулировать рост ИТ-затрат в секторе оптовой торговли, на сценарий «ИТ-бума» (с двое- и троекратными ростом расходов) рассчитывать не стоит. Во-первых, потому что не стоит сбрасывать со счетов традиционную для торговли  ресурсо- и капиталоемкость бизнеса, в котором высокие технологии играют хоть и заметную, но второстепенную роль.

Во-вторых, оптовый бизнес не критичен к автоматизации эстетической стороны услуг. В отличие от различных видов розничной торговли, непосредственно сталкивающейся лицом к лицу с массовым потребителем, которого нужно как можно дольше задержать в торговой зоне (будь то супермаркет, ресторан или автосалон), на оптовый склад заказчик приходит с готовым запросом, который нужно лишь правильно обработать. Поэтому внедрение всякого рода «умных тележек», с которыми можно было бы ходить по складским помещениям, развешанных в складах телевизоров или терминалов с выходом в интернет, в оптовом складе бессмысленно и абсурдно. Соответствующие расходы, составляющие довольно значительную долю сфере услуг, здесь можно смело вычеркивать.

В-третьих, ещё в большей мере, чем в рознице, сектор оптовой торговли отличается высокой степенью концентрации (5,3% крупных предприятий контролируют 45,8%). С одной стороны, это свидетельствует, что существует ядро компаний со значительными финансовыми ресурсами, что позволяет им запускать крупные проекты по высокотехнологичной модернизации. Но с другой стороны, указывает на то, что таких предприятий очень не много и возможности экстенсивной информатизации будут исчерпаны довольно быстро. И намного быстрее, чем в рознице — заметим, что доля крупных предприятий в оптовой торговле примерно в 2 раза ниже.

Стагнация не грозит

Исключая, по вышеуказанным причинам, форсированный сценарий, вслед за ним следует исключить и стагнационный. Причин для последнего довольно много, что позволяет оптимистично расценивать ИТ-будущее российского опта. Выделим три основные из них.

В первую очередь, ясно, что сектор оптовой торговли в своем развитии является «ведомым» розницей, неизбежно реагирующим на развитие последней. Набирающий силу в рознице товарооборот невозможен без соответствующего прироста оптового товарооборота (реальный рост оптового оборота — те же 13-14% в год). Это приводит к интенсификации взаимодействия с заказчиком, росту разнообразия его запросов и т.д., что создает необходимость в наращивании «интеллекта» автоматизированного склада, т.е. — дополнительных ИТ-затрат. Например, в условиях роста числа внешних сношений, возрастают потребности в системах автоматического планирования работы с  клиентом, которые позволяют задавать регламент и режим отгрузки товаров (по дням недели и часам с автоматическим созданием заданий на отгрузку по заявкам клиентов на данный день и час). Наряду с этим расширяются требования к CRM и SCM-системам и т.д.

Второй фактор — фактор «московской приписки» оптовых компаний (40% оборота российских оптовых компаний создается в Москве). Данный фактор пока не работает — Москва по-прежнему прирастает оптом быстрее, чем регионы, однако это указывает на огромный потенциал отложенного будущего спроса на ИТ, в связи с неизбежным (рано или поздно последующим по стопам розницы) развитием региональной оптовой сети, что также приведет к значительному дополнительному росту ИТ-затрат.

Наконец, третий фактор, как водится, связан со вступлением в ВТО. Это не приведет к как таковому приходу на российский рынок западных оптовиков, что довольно абсурдно как предположение. Однако возникнет новая основа конкуренции между оптовыми компаниями за преимущество обслуживания западных торговых сетей, преимущественно специализирующихся на торговле непродовольственными товарами и продукцией технического назначения, которые в значительной мере будут импортного происхождения. Откроется дополнительная ниша возможностей, связанная с резко выросшим необходимым объемом работ с импортёрами и, собственно, импортом.

Возможности вход в эту нишу, а также прочная адаптация на ней будут непосредственно зависеть от степени близости уровня технологической оснащенности российских оптовых компаний к мировой планке стандартов. Не исключено, что при выборе оптового поставщика иностранные торговые сети будут ориентироваться не только на уровень и качество ИС компании-предполагаемого партнёра (это уж само собой), но и на «брендовость» его технологического оснащения. Не даром же все российские предприятия, так или иначе связанные с экспортом-импортом, внедряют все только западное и, по возможности, подороже. Переоснащение российских оптовиков «по западным меркам» может стать одним из самых значительных вкладов в рост будущего спроса на ИТ в этом секторе.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS