[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Дмитрий Токар: За последние пять лет наметился явный всплеск интереса розничных сетей к инфраструктурным решениям

Дмитрий ТокарОб изменении подходов торговых компаний к обеспечению информационной безопасности, о наиболее востребованных ритейлерами технологиях построения интеллектуальных зданий в интервью CNews рассказал директор по работе с сетями розничной торговли компании «Крок» Дмитрий Токар.

CNews: Назовите сферу ИТ-решений, которыми на сегодняшний день в наибольшей степени насыщен торговый сектор. Чем было обусловлено это насыщение?

Дмитрий Токар: Отечественный рынок торговли весьма насыщен аппаратными решениями для фронт-офиса. Контрольно-кассовые машины, сканеры штрих-кодов и терминалы сбора данных — это та техника, без которой в принципе нельзя открыть торговую точку. Этим и обусловлено широкое присутствие подобных решений на рынке.

Аналогичная ситуация и с учетными системами. Но этот рынок очень неоднороден. Наряду с западными прикладными программами, автоматизирующими бухгалтерскую или финансовую деятельность, на рынке присутствует и масса отечественных разработок для автоматизации торгового учета — от самописных систем до решений, базирующихся на «1С». Эти системы обычно используются до того момента, пока розничная сеть их не «перерастает».

Растущие объемы бизнеса и обрабатываемых данных, необходимость предоставлять отчетность по международным стандартам и обеспечивать прозрачность финансовых потоков для инвесторов формируют спрос на внедрение ERP-систем, на услуги по интеграции различных бизнес-приложений. На сегодняшний день подобные проекты реализовали только самые крупные торговые сети, поэтому в плане «ERP-насыщенности» у российского ритейла еще все впереди.

CNews: Как за последние годы изменился спрос отечественных ритейлеров на услуги ИТ-компаний?

Дмитрий Токар: За последние пять лет наметился явный всплеск интереса розничных сетей к инфраструктурным решениям. Если раньше деньги на развитие ИТ-инфраструктуры выделялись чуть ли не в последнюю очередь, то сегодня уже практически все розничные сети понимают, что такие вложения — это инвестиции в дальнейший рост бизнеса. Чем лучше будет организована поддержка с точки зрения ИТ-инфраструктуры — тем быстрее и успешнее будет развиваться компания.

Кроме того, уверенно растет спрос на ERP-системы и системы автоматизации бизнес-процессов, продиктованный выходом многих компаний на IPO, реализацией их амбициозных планов развития и территориальной экспансии. По мере усиления рыночной конкуренции растет спрос на системы безопасности, повышается интерес к решениям, которые еще недавно для розницы казались экзотикой — системам бюджетирования, решениям BI и т.д.

Соответственно повышается и спрос на услуги: особенно востребованы услуги системных интеграторов в области сервиса и технической поддержки ИТ-систем. В условиях обширной географии присутствия федеральных сетей ритейлу приходится либо создавать собственные небольшие ИТ-компании для соответствующего обслуживания, либо исключить техподдержку из области деятельности ИТ-службы. И все большее число ритейлеров предпочитают перепрофилировать своих технических сотрудников в проектных менеджеров по управлению сервисными контрактами с привлеченными ИТ-компаниями.

CNews: В чем, на ваш взгляд, состоит основная сложность реализации инфраструктурных проектов в торговых компаниях — в отличие от других сегментов бизнеса?

Дмитрий Токар: Основная специфика, разумеется, касается фронт-офисного оборудования — очевидно, насколько оно отличается от аппаратного обеспечения организаций любых других секторов российской экономики.

До недавнего времени определенная специфика существовала и при автоматизации новых магазинов сети. Так, если открытие нового отделения банка — это процедура с жесткой стандартизацией технологий и оборудования, то розничные сети подобную скрупулезность начинают проявлять только сейчас. Еще год-два назад, открывая новый магазин, сеть зачастую одновременно объявляла тендеры на системы товарного учета, кассовое оборудование и т.д. В результате создавались региональные «ИТ-зоопарки», открытие каждого нового магазина увеличивало перечень используемых холдингом технологий.

Сейчас ситуация меняется. Практически все ведущие розничные игроки разрабатывают корпоративные стандарты или уже обладают ими. И в этом плане инфраструктурные проекты в рознице становятся сродни банковским. Поскольку, несмотря на определенную отраслевую специфику, основные системные фазы остаются стандартными — это оснащение обычными инженерными коммуникациями, установка вычислительного и телекоммуникационного оборудования, настройка операционных систем и т.п.

CNews: Как изменились за последние годы потребности торговых компаний в плане обеспечения безопасности, защиты от краж и т.п. На первый план здесь выходят программные или аппаратные решения?

Дмитрий Токар: Сегодня все больше розничных компаний задумывается о разработке полноценной стратегии развития в области информационной безопасности. Приходит понимание значимости роли системы внутренней безопасности: важности мер борьбы с утечкой информации, наделения разных групп сотрудников разными правами и уровнями доступа к корпоративным системам.

Мы ориентируемся на проектный подход к построению системы информационной безопасности: по итогам соответствующего аудита, выявляющего как физические, так и информационные угрозы, наши специалисты разрабатывают рекомендации по их минимизации, предлагают средства для их устранения, очередность реализации, при необходимости оценивают стоимость решения. Выбор конкретного аппаратного или программного решения происходит, исходя от задачи, которую в итоге будет необходимо решить.

CNews: Безопасность — это в том числе и степень защищенности инженерных систем зданий. Насколько востребованы технологии в области создания «интеллектуального здания» торговыми компаниями? Или пока этот сектор не уделяет должного внимания подобным проектам?

Дмитрий Токар: При построении новых торговых центров элементы интеллектуального здания закладываются как основа — это диктуется соображениями экономической целесообразности. В этом вопросе конкуренция обычно является двигателем перемен. Причем большинство ритейлеров уже достаточно давно использует те или иные технологии автоматизации инженерных систем своих помещений.

Простой пример: если у торговой компании нет системы гарантированного электропитания, то огромный холодильник в случае энергоаварии разморозится за несколько часов, и пропадет масса продуктов. Кстати, крупные розничные сети, обладающие современными системами гарантированного электропитания, ничуть не пострадали во время московского блэк-аута. Скажем, «Метро Групп» никакого неудобства в работе не ощутила, потому что в свое время просчитала, что порча товаров и потеря покупателей лишь в одном из ее многочисленных магазинов стоят гораздо больших денег, чем приобретение подобной системы. Так что розничные сети начали внедрять энергооборудование одними из первых. Практически все кассы сегодня либо зарезервированы на общем мощном источнике бесперебойного питания  и дизель-генераторе, либо к каждой из них подключен отдельно стоящий ИБП — чтобы в случае энергоаварии касса не теряла информацию о продажах.

Более того, заметной стала тенденция комплексного подхода к задаче безопасного функционирования инженерных систем. Серверные помещения, где установлено многомиллионное оборудование центров обработки данных, оснащаются по определенным стандартам. Работают системы подержания заданного уровня влажности и температуры, локализации протечек воды, системы контроля доступа. Все это также элементы интеллектуального здания.

Очевидно, что торговые залы магазинов  должны быть комфортны и безопасны для посетителей. А это диктует необходимость использования автоматизированных систем вентиляции и кондиционирования, пожаротушения и дымоудаления. Как правило, крупный торговый центр — это огромное количество арендаторов и большие энергозатраты, поэтому растет спрос ритейлеров на энергосберегающие технологии, а также системы обеспечения энергетической безопасности.

Активно внедряются и системы диспетчеризации, позволяющие нескольким сотрудникам централизованно управлять всеми инженерными системами торгового объекта. Это позволяет не только обеспечить безопасность за счет предупреждения или быстрой локализации нештатных ситуаций, но и сократить штат обслуживающего персонала.

CNews: Какова структура услуг «Крок» для торговой отрасли, какие направления здесь доминируют? Как эта структура изменилась за последние год-два?

Дмитрий Токар: За последние год-два изменилось очень многое. Структура услуг «Крок» для ритейла сегодня представляет собой практически завершенную пирамиду по созданию единой информационной платформы торговой системы. Сюда входит и уровень инфраструктуры, и уровень бизнес-приложений.

Инфраструктурная платформа —  это инженерные сети, ЛВС, телефония, средства групповой работы, корпоративная почтовая система, портал, центр обработки данных. К примеру, не так давно «Крок» полностью оборудовал новое офисное помещение «М.Видео» комплексом инженерных и информационных систем — от прокладки локальной вычислительной сети, модернизации телекоммуникационной инфраструктуры и телефонии до оборудования серверного помещения. При этом переезд ИТ-инфраструктуры центрального офиса этой компании в новое здание был организован без остановки бизнеса.

С этим же заказчиком в прошлом году был заключен пятилетний контракт по корпоративному лицензированию ПО Microsoft для серверов, рабочих и кассовых мест по программе Enterprise Agreement. Аналогичные контракты у нас действуют и с другими ритейлерами, но этот, самый долгосрочный, стал прецедентом в торговом секторе.

В последнее время заказчики торговой отрасли, доверяющие нам по итогам предыдущих совместных проектов, все активнее подвигают нас на развитие направления по внедрению бизнес-приложений — систем товарного учета, ERP- и CRM-решений, BI. Мы нарастили соответствующую экспертизу, усилили командный состав в этой области. Сегодня, к примеру, «Крок» продолжает  проект по развитию ERP-системы на базе Microsoft Dynamics в компании «Старик Хоттабыч, заканчивает внедрение системы бюджетирования на базе Cognos в «Элекскоре».

CNews: Какие задачи информатизации бизнеса будут стоять перед торговым сегментом в перспективе ближайших двух-трех лет?

Дмитрий Токар: Те же, что и сегодня: обеспечение достоверной информацией, оперативной аналитикой, вопросы обеспечения безопасности и непрерывности бизнеса. Все, что работает на главную цель — конкурентоспособность компании на рынке.

Усилится спрос на интеграцию разнородных ИТ-систем — розничная отрасль достаточно долго жила на лоскутной автоматизации. Более совершенными станут технологии обслуживания клиентов: получат развитие электронные киоски, начнется внедрение специализированных форм обслуживания покупателей. На Западе уже появились «магазины будущего», работающие без продавцов. Думаю, почти наверняка одна или несколько наших розничных сетей тоже осуществят подобные мечты, создав своеобразный «полигон» для отработки новых технологий.

Интересно будет наблюдать за развитием технологии RFID. Пока она применяется только на Западе, да и то лишь в среде оптовиков и крупных розничных сетей. В России распространение этой технологии пока сдерживает ее высокая стоимость.

При этом, несмотря на определенные риски внедрения передовых технологий, многие отечественные ритейлеры решаются их использовать. Прогрессивное мышление соседствует с необходимостью выдерживать конкуренцию с западными коллегами. Отсюда — использование лучших мировых практик вкупе с уникальным опытом, который был наработан розницей за десятилетие, проведенное ею в «самоинформатизации». Множество ноу-хау, реализованных в самописных решениях, сейчас обогащают западные ERP-системы. Это тот самый best practices, который использует каждый уважающий себя разработчик ERP-системы: решение «прирастает» знаниями огромного количества работающих с ним заказчиков.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS