[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Олег Измайлов: С приходом западных сетей на российский рынок требования к ИТ-поставщикам постоянно возрастают

Олег ИзмайловНа вопросы CNews отвечает Олег Измайлов, руководитель отдела маркетинга компании «Пилот».

CNews: Как изменился рынок информатизации российской розницы в контексте консолидационных процессов и других изменений, происходящих в отрасли, по вашим наблюдениям?

Олег Измайлов: Рынок информатизации российской розницы существенно изменился именно в контексте консолидационных процессов, хотя в качестве дополнительного фактора, оказавшего влияние на его развитие, я бы упомянул бурный рост крупных российских и иностранных торговых сетей. Немаловажно то, что консолидация рынка происходит и в регионах. Делить розницу на центральную и региональную становится всё менее уместно. Многие региональные операторы выходят на столичный рынок и в результате процессов слияний-поглощений  становятся игроками значимого масштаба. Что, конечно же, накладывает свой отпечаток и на информатизацию компаний.

CNews: Какие ИТ-задачи в таком случае в первую очередь попадают в фокус торговых предприятий сегодня? Что для них сейчас является наиболее приоритетным?

Олег Измайлов: Я бы разделил эти задачи на три основные категории. Первая группа связана с обеспечением торгового процесса, его бесперебойности и созданием максимально удобных условий для покупателей. Вторая — это обеспечение эффективности работы предприятия, логистических схем, учетных систем и систем обмена данными. Кроме того,  все большее внимание уделяется консолидационным процессам в рознице. В сфере этих интересов на первый план выходят ERP решения, а также надстройки к системам управления масштаба предприятия, к примеру, BI и экспертные системы.

CNews: Пройдя этапы первичной и комплексной автоматизации, на какого рода высокотехнологичные решения ориентируются розничные сети в настоящий момент?

Олег Измайлов: Трудно сказать, что предприятия уже прошли этапы первичной комплексной автоматизации. Если бы крупные торговые предприятия были стабильны и закончили свое развитие, занимаясь в основном увеличением своей конкурентоспособности, наверное, такое заявление было бы уместно. Но в данный момент все крупнейшие торговые операторы пытаются захватить большую долю рынка, нацеливаясь на экстенсивное развитие. Поэтому перед ними, на самом деле, стоит все тот же круг задач: обеспечить запуск объектов и бесперебойную работу систем торгового предприятия для того, чтобы избежать потерь и сохранить прибыльность бизнеса.

CNews: В связи с этим как изменились, на ваш взгляд, требования, предъявляемые к поставщикам ИТ-решений на этом вертикальном рынке?

Олег Измайлов: Процессы, происходящие в рознице, безусловно, отражаются и на  системных интеграторах. В первую очередь на таких компаниях, как «Пилот». Как компания, работающая с крупными торговыми предприятиями, лидерами рынка, мы обязаны расширять  портфолио предоставляемых услуг и улучшать их  качество.  Требования торговых компаний постоянно возрастают, что во многом  связано с приходом западных сетей на российский рынок. Таким образом, мы должны поддерживать наши сервисы на уровне международных стандартов, если мы хотим работать с крупными иностранными заказчиками.

CNews: Вы работаете как с западными компаниями, так и с российскими. Есть какая-нибудь разница в тех требованиях, которые перед вами ставят заказчики?

Видеоролик1Олег Измайлов: Разница есть. Она связана с тем, что в западных компаниях бизнес-процессы четко определены, а стандарты описаны на уровне штаб-квартир и распространяются на все подразделения во всех странах, в том числе и в России. Они достаточно жесткие и являются непререкаемыми. Поэтому мы обязаны им следовать.  В этой связи мы взаимодействуем  с крупными иностранными компаниями, такими как Fujitsu Global Services и IBM для того, чтобы оказывать сервисные услуги заказчикам на том уровне, к которому они привыкли. В российских же компаниях требования к сервису и сервисным услугам только формируются. Для чего во многом они используют стандарты западных заказчиков, но, безусловно, с оглядкой на собственный опыт. Соответственно, требования являются пока не такими жесткими и определенными. Хотя, несомненно, можно отметить успехи крупных российских сетей в организации взаимодействия с сервисными провайдерами и то, с какой скоростью они нагоняют западных заказчиков.

CNews: Насколько увеличилась, из вашей практики, сервисная составляющая ИТ-проектов в торговле?

Олег Измайлов: Она существенно увеличивается в течение последних двух лет, что опять-таки во многом связано с приходом западных стандартов в нашу страну. Когда мы только начинали развивать наше сервисное направление на базе стандартов международного уровня, для интеграторов, работающих с торговыми компаниями,  это было достаточно новой темой, но сейчас она все больше популяризируется, и все больше компаний проявляет интерес к оказанию услуг высокого качества.

CNews: Как бы вы охарактеризовали структуру рынка ИТ-сервисов в российской торговле? Как соотносятся, в частности, затраты на консалтинг и на поддержку систем?

Олег Измайлов: Достаточно непросто соотнести затраты в проектах, потому что сложилось так, что консалтинговые и сервисные проекты в компании несколько разделены. Допустим, у нас консалтинг — это в первую очередь реинжиниринг и внедрение систем масштаба предприятия, таких как ERP решений SAP. Сервисная же составляющая в первую очередь направлена на обслуживание систем предприятия, которые непосредственно обеспечивают продажи. Это фронтальные и бэкофисные решения, мобильные приложения и так далее. Так как эти услуги в принципе разделены, то тяжело их соотнести вместе. Но, несомненно, и та, и другая составляющая в общем обороте компании непрерывно увеличивается.

CNews: Насколько выросла доля ИТ-аутсорсинга в вашем бизнесе? За счет чего вы ожидаете рост этого показателя в дальнейшем?

Видеоролик2Олег Измайлов: Доля ИТ аутсорсинга действительно растет.  В первую очередь это связано с тем, что у нас появилась возможность предоставлять новые виды услуг. В прошлом году мы открыли три сервисных представительства в различных регионах России, следуя за нашими крупными клиентами. В этом году мы открываем еще 4 сервисных представительства в других регионах. Соответственно у компании появляется крупная сеть, которая способна предоставлять сервисные и аутсорсинговые услуги для заказчиков в крупнейших городах страны. Задача заключается в необходимости обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг. Отсюда вытекает определенный набор  требований к персоналу, к его знаниям и компетентности. Решение этих задач позволяет обеспечить клиентам тот уровень сервиса, на который они рассчитывают. И, надо отметить,  за последний год мы получаем много интересных запросов как раз по поводу предоставления аутсорсинговых услуг. Сейчас у нас намечен ряд проектов именно в этом направлении.

CNews: Какие из своих проектов для торговых предприятий вы могли бы выделить как наиболее значимые за последний год? Какие масштабные проекты вы реализуете на этом рынке сегодня?

Олег Измайлов: В первую очередь я бы хотел отметить нашу работу с компанией «Ашан». За 2006 год «Ашан» удвоил свою сеть в два раза — с 7 до 14 гипермаркетов, значительная часть которых открылась в регионах. Для этого нами был осуществлён серьёзный менеджмент проекта, так как услуги оказывались одновременно в различных городах,  при соблюдении высокого качества и установленных сроков. В результате мы успешно справились с этим проектом, все гипермаркеты были открыты вовремя и  приступили к работе в штатном режиме. Дополнительно я могу сказать, об успешном внедрении нашей фронтальной системы «Профи-Т 5.0.» в сети супермаркетов «Aтак», входящих в группу компаний «Ашан». Примечателен тот факт, что иностранная сеть выбрала для работы фронтальную систему российской разработки, что является не таким частым событием на рынке. Соответственно, тот факт, что иностранные клиенты могут рассматривать российские разработки, не может не радовать. Говоря о проектах этого года, я бы хотел отметить полномасштабное внедрение ERP системы на базе SAP for Retail, которое мы осуществляем для одной рознично-оптовой компании. Само внедрение достаточно интересное, так как связано с полным реинженерингом бизнес-процессов предприятия и оказанием консалтинговых услуг. Также можно упомянуть  проект по IP-телефонии, внедряемый нами для одного из крупных иностранных заказчиков.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS