[an error occurred while processing this directive]

Обзор Рынок беспроводных технологий 2006 подготовлен

CNewsAnalytics

Российская беспроводная связь становится более регулируемой

Российская беспроводная связь становится более регулируемой

Постепенно российское регулирование в области беспроводной связи начинает приобретать цивилизованные черты. Однако до идеала здесь еще очень далеко.

Получение частот: терпение, еще раз терпение

В настоящее время получение номиналов частот на российской территории проходит в несколько этапов. Конкретные шаги зависят целого ряда факторов — от типа оборудования и используемого им частотного диапазона, от размеров самой сети и географического места ее использования.

Первый этап предполагает обращение в Госкомиссию по радиочастотам (ГКРЧ), которая выдает общие и частные разрешения на использование диапазона частот. Общие разрешения, на основании которых осуществляется импорт и сертификация оборудования, получают производители или их авторизованные представители в России, а частные нужно получать на каждую беспроводную сеть вне зависимости от страны производства оборудования (частные разрешения ГКРЧ не требуются для диапазона частот 2400-2483,5 МГц). Срок получения разрешений — 2-4 месяца.

Далее, на втором этапе, необходимо провести экспертизу для конкретных частотных номиналов в конкретной местности для конкретной организации в Главной радиочастотной службе (ГРЧС). Она выдает соответствующее заключение о возможности использования радиоэлектронных средств (РЭС) и об их электромагнитной совместимости (ЭМС) с гражданскими РЭС, которое служит основанием для получения частотных присвоений в Мининформсвязи. Кроме работ по расчету ЭМС с гражданскими РЭС, работа, проводимая в рамках экспертизы, включает расчет норм частотно-территориального разноса (ЧТР) с Минобороны. А если беспроводные средства будут покрывать 150-ти километровую зону от госграницы  — еще и международные согласования. В последнем случае сроки выполнения экспертизы затягиваются с максимальных 2-х месяцев на неопределенное время.

Однако двухмесячный срок увеличивается еще и в том большинстве случаев, когда в заявки включены частоты, попадающие в полосы частот совместного использования с РЭС другого назначения. В этом случае экспертиза заметно усложняется и состоит из нескольких этапов. Дополнительно информация о частотах направляется на согласование в заинтересованные радиочастотные органы (РЧО), например, в РЧО Минобороны РФ. Сроки рассмотрения заявок здесь очень немалые — до 75 суток без учета времени на пересылку документов. В итоге набегает срок около 4-х месяцев. Но и он не является окончательным. При необходимости проведения натурных испытаний (по условиям согласования с другими РЧО) или проведения международной координации и регистрации частотных назначений сроки рассмотрения заявок увеличиваются на время проведения этих работ.

Наконец, на последнем третьем этапе с решением РКРЧ и заключением экспертизы ГРЧС заявитель обращается в Россвязь (Федеральное агентство связи, ФАС), которое и назначает частоты. Срок оформления документов в ФАС не лимитирован и может составлять от 2 до 6-7 месяцев.

Весь цикл оформления разрешения на радиочастоты в настоящее время занимает от 1 года до полутора лет, а иногда и больше — огромный по современным меркам срок, за который могут измениться на только рыночные, но и технологические условия (появляются новые технологии, оборудование и пр.). Очевидно, что такое положение дел не устраивает участников рынка беспроводной связи, и существующее законодательство в области частотного регулирования должно быть изменено.

Порядок не для всех

Указанный выше порядок получения радиочастот в ряде случаев имеет специфические особенности. Например, выделение и присвоение (назначение) радиочастот для РЭС фиксированного беспроводного доступа (в определенных полосах частот — диапазоны 2400-2483,5 МГц, 3400-3450 МГц, 3500-3550 МГц, 5150-5350 МГц и 5650-6425 МГц) должно осуществляться при условии, что заявляемые параметры радиооборудования соответствуют утвержденным ГКРЧ тактико-техническим характеристикам. К ним относятся максимальная мощность передатчика базовой и абонентской станций, максимальный радиус зоны обслуживания БС и др. Все эти параметры, кроме того, различаются в зависимости от диапазонов частот и населенных пунктов (в зависимости от численности населения).

В ноябре 2005 года регулятор еще раз заставил операторов сетей фиксированного беспроводного доступа серьезно поволноваться. ГКРЧ утвердила правила использования полос радиочастот, ужесточившие требования к мощности и радиусу охвата базовых станций. Например, в наиболее доступном диапазоне 2,4 ГГц радиус действия БС в городах с населением свыше 1 млн человек сокращен до 500 метров (ранее он составлял 10-15 км). Таким образом, те операторы в крупных городах, срок действия разрешений у которых на использование частот истечет, будут вынуждены дооборудовать сети согласно новым нормативам, докупать новые базовые станции и пр. Это ощутимо увеличит расходы операторов.

На бизнес операторов и компаний, развернувших хот-споты, данное ограничение, по-видимому, заметно не повлияет. Ведь для их задач радиуса действия больше 500 м, как правило, и не требуется. А для беспроводных сетей диапазона 2,4 ГГц, разворачиваемых внутри помещений, получение частот сводится к отправке документов в ГРЧЦ, который в течение месяца выдает разрешение. Другими словами, требуется лишь зарегистрировать такую сеть. Но при этом оборудование, используемое для построения внутриофисной сети, должно быть включено в соответствующий перечень РЭС, разрешенных для эксплуатации без оформления радиочастот (Об использовании полосы радиочастот 2400-2483,5 МГц для внутриофисных систем передачи данных, решение ГКРЧ № 04-03-04-003).

С другой стороны, в крупных городах частоты 2,4 ГГц используются очень активно (в том числе и «радиопиратами»), поэтому в условиях перегруженного спектра и помех операторы мигрируют в другие частотные диапазоны, прежде всего — в диапазон 5 ГГц. Здесь ограничения по радиусу действия менее суровые — от 3 км для городов-«миллионеров» до 8-20 км (в зависимости от численности населения и частотного диапазона) для средних и малых населенных пунктов. Но серьезных затрат при переходе на другие частоты операторам все равно не избежать: оборудование в более высоких частотных диапазонах стоит дороже, его нужно больше (затухание сигнала с ростом частоты увеличивается) и заменять его нужно полностью. Кроме того, как считают эксперты, ограничения по мощности оборудования, могут привести и к значительному снижению реальной пропускной способности сетей.

Свое решение об ограничении характеристик оборудования для построения беспроводных фиксированных сетей регулятор объясняет попыткой поддержать конкуренцию между компаниями — чтобы в одном регионе на одних частотах могло работать как можно больше операторов. На практике же получается, что многообещающий стандарт WiMax сведен до уровня локальных сетей.

Вполне можно предположить, что данное решение регулятора пролоббировали производители оборудования беспроводной связи, заинтересованные в увеличении поставок, и крупные операторы, которым выгоден уход с рынка мелких провайдеров, не способных на серьезные инвестиции. 

Сотовых операторов послали на конкурс

Недавно изменились правила игры и для сотовой связи в стандарте GSM. В начале 2007 года стало известно, что ГКРЧ будет выделять сотовым операторам частоты для работы в стандарте GSM в диапазонах 900 МГц и 1800 МГц только по результатам конкурсов. Таким образом, комиссия заявила о невозможности выделения этих частот своим решением на основании рассмотрения заявления оператора. Практически сразу после этого решения ГКРЧ объявила о том, что по итогам согласования с Минобороны объявит конкурс в нескольких регионах, включая Дальний Восток. Речь идет, в частности, о тех регионах, для которых ГКРЧ ранее отказала в получении полос радиочастот «ВымпелКому» и ее дальневосточной «дочке» — «Восток-Запад Телеком».

«ВымпелКом» оспорил эти решения в суде, который в ноябре 2006 г обязал ГКРЧ отменить их и рассмотреть вопрос о выделении частот для «ВымпелКома» в указанных регионах на основе действующего законодательства. Но по данным РБК daily ГКРЧ сможет выставить на конкурс радиочастоты не раньше февраля. К этому сроку военные должны согласовать план госкомиссии по радиочастотам о выделении частот в диапазонах 900 и 1800 МГц. В «Вымпел­Коме» считают, что ГКРЧ неполностью выполнила предписания ФАС — вместо того, чтобы рассмотреть заявки на ближайшем заседании комиссии комиссия вынесла частоты, на которые претендует оператор, на конкурс. Таким образом, оператор, претендовавший на частоты на старых условиях (по заявке), теперь должен подчиняться новым правилам игры, которые работают против него — компании теперь придется раскошелиться за участие в конкурсе.

Тем временем начался прием конкурсных заявок на право получения лицензии на услуги подвижной связи третьего поколения (3G). Согласно условиям конкурсов, результаты которых станут известны 20 апреля, размер лицензионного сбора составит 2,64 млн руб. Наиболее вероятными победителями в борьбе за три заветные лицензии выглядят операторы «большой тройки», хотя не исключена победа союза региональных операторов, в который входят, в частности, СМАРТС, Tele2 и НТК.

Что касается выделения частот под 3G, то здесь пока много неясностей. В соответствии с международной практикой для «третьего поколения» используется диапазон 1900-2200 ГГц. В России, в указанном диапазоне, по данным Россвязи, планируется использовать так называемые корневые полосы. Надеяться на то, что вся эта полоса частот будет освобождена под гражданские нужды, нельзя — в ней активно работают системы, обеспечивающие безопасность страны, и вероятность того, что их переведут на другие частоты, близка к нулю.

Тенденции и перспективы

В целом можно говорить о том, что ситуация с выделением частот в России постепенно улучшается, хотя остается еще очень много нерешенных проблем. Примерно год назад российское правительство утвердило "Правила проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи". Новый порядок призван изменить существующую ранее практику, при которой получить положительное решение ГКРЧ для операторской деятельности с использованием радиочастотного спектра фактически можно было только в случае признания ГКРЧ наличия неограниченного частотного ресурса на предполагаемой лицензируемой территории для применения заявляемой радиотехнологии. Теперь торги возможны при наличии доступного для оказания услуг связи радиочастотного спектра и признания ГКРЧ своим решением этого ресурса ограниченным (им может пользоваться ограниченное число операторов).

Понемногу стала проясняться судьба некоторых частотных диапазонов. Так, в сентябре 2006 года ГКРЧ приняла решение о возможности использования в гражданских целях радиочастот в диапазоне 2,5-2,7 ГГц. Скорее всего, российская администрация связи при определении предназначения этого частотного диапазона будет ориентироваться на Международный союз электросвязи (МСЭ), на его решение о международном распределении этих частот. Данный вопрос МСЭ должен рассмотреть на конференции в октябре этого года. Возможно, будет принято решение использовать часть этого диапазона для сотовой связи IMT-2000 (CDMA-2000), часть — для систем беспроводного широкополосного доступа WiMAX.

Кроме того, в конце прошлого года ГКРЧ приняла решение выделить полосы радиочастот 450 МГц для радиосвязи гражданского назначения стандарта TETRA. Правда и здесь не обошлось без ограничений. В частности, запрещается выделение полос радиочастот 412-417 МГц и 422-427 МГц в пределах зоны радиусом 350 км от центра Москвы.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS