CompanyMedia: рынку показали интерфейс СЭД от "Студии Лебедева"
Компания "Интертраст" привлекла представителей рынка СЭД к публичному обсуждению хода работ по созданию современной СЭД. В компании считают, что открытый диалог поможет учесть потребности рынка и подтолкнуть прогресс в области разработки систем электронного документооборота. Инициатива "CompanyMedia – строим открыто!" предусматривает проведение встреч с клиентами и экспертами, в том числе из конкурирующих компаний. Первый круглый стол был посвящен в основном новому интерфейсу анонсированной недавно СЭД CompanyMedia 4.
По словам Александра Савельева, главная особенность нового интерфейса – то, что он полностью реализован в браузере, но сохраняет функциональность и скорость работы специализированного приложения (толстого клиента). Решение отойти от толстых клиентов принято исходя из целого ряда соображений. Основные – это их зависимость от платформы, что противоречит идеологии новой системы, а также сложность техподдержки на рабочих местах и обеспечения совместимости с другими программами. Впрочем, при желании заказчики могут использовать для работы в 4-й версии CompanyMedia клиентское приложение Lotus Notes, интерфейс которого не претерпит значительных изменений.
У "Студии Лебедева" уже есть опыт разработки интерфейсов, но столь крупный проект в этой области компания реализовала впервые. "Наш подход заключался в том, чтобы на этапе проектирования забыть об ограничениях, которые накладывает браузер, постаравшись сделать все задуманное на этапе разработки, – говорит Владислав Пасечник. – Мы постарались взять максимум полезного у толстых клиентов и преодолеть технологические трудности".
Инновации на китах
ИнтерфейсCompanyMedia 4, как говорят разработчики, построен на нескольких "китах". Первый из них – независимость от платформы и браузера. Второй – настраиваемость в зависимости от роли пользователя в системе. Например, заместители начальников, секретари могут при необходимости загружать профили своих руководителей и выполнять соответствующие задачи.
Еще один "кит", по мнению Владимира Панова, главного архитектора компании, – система кейс-менеджмента (управление связанными одной задачей цепочками дел). И одной из самых интересных для пользователя особенностей интерфейса он назвал то, что теперь пользователь все время находится в контексте задачи, то есть, не покидает экран основного документа во время просмотра связанной с ним информации.
Александр Савельев, заместитель генерального директора компании "Интертраст": Главная особенность нового интерфейса – то, что он полностью реализован в браузере, но сохраняет функциональность и скорость работы специализированного приложения (толстого клиента)
Отдельная гордость разработчиков – удобный и лаконичный интерфейс мобильного рабочего места. Лаконичный потому, что рассчитан на руководителя высокого уровня, работающего на iPad. Для него главное – видеть входящие вопросы и принимать по ним решения, без разбирательств в деталях, актуальных для низовых звеньев.
После демонстрации работы системы участники круглого стола обменялись мнениями. В первую очередь они отметили высокую скорость работы нового интерфейса. Александр Савельев объяснил это тем, что разработка велась в технологии Google Web Toolkit, которая обеспечивает быстрое исполнение Java-скриптов.
Стильный интерфейс СЭД: "рюшечки" или необходимость?
Что бы ни говорили разработчики о технологических решениях, участники и зрители в первую очередь обратили внимание на красивый интерфейс и не могли не прокомментировать его.
Директор по развитию бизнеса ECM компании Terralink Александр Бейдер призвал не возлагать слишком больших надежд на красоту интерфейса при адаптации пользователей в системе, поскольку сопротивление сотрудников всему новому не преодолеть с его помощью: "Если вы им нарисуете простую карточку, они скажут, что мало средств управления, если сложную – что тяжело работать. Пользователь всегда найдет аргументы, которые ему самому объяснят, почему он может не начинать работать в этой системе".
Нежелание учиться и даже саботаж – это проблема. Но начальник управления делами компании "Газпром межрегионгаз" Сергей Иванов напомнил, что СЭД – решение для корпораций: "Желание пользователя работать в системе важно, но еще есть понятия целесообразности, необходимости, дисциплины, культуры работы с документами в организации. Красивым интерфейсом можно привлекать внимание в интернете, чтобы люди остались на том сайте, который им понравился".
Александр Бейдер, директор по развитию бизнеса компании Terralink: В СЭД главное не красота интерфейса, а удобство работы, скорость, корректность нахождения информации, безопасность, надежность, масштабируемость
По мнению Александра Бейдера, в СЭД главное не красота интерфейса, а удобство работы, скорость, корректность нахождения информации, безопасность, надежность, масштабируемость. Красивый интерфейс может являться косвенным признаком того, что разработчик серьезно относится к системе. А "скучному" интерфейсу ничто не мешает быть функциональным.
"Профессионал не работает с мышкой, вместо нее он использует клавишу табуляции, потому что ему надо сделать очень много работы. Функциональный интерфейс выигрывает у красивого интерфейса, рассчитанного на использование мыши", – считает Бейдер.
Однако подавляющее большинство участников мероприятия сошлось на том, что вопросы удобства работы в системе решаются в зависимости от того, на какие категории пользователей рассчитана СЭД. Если раньше системы были нужны в первую очередь делопроизводителям, документоведам, то сейчас круг пользователей расширяется. Следовательно, для них нужно не только функциональное, но и удобное, визуально привлекательное рабочее место.
А что будет с продажами?
Повлияет ли новый интерфейс на продажи системы? Большинство участников считает, что да, повлияет. В конкурсах заказчики в первую очередь обращают внимание на интерфейс. На то, чтобы вникать в технологические решения, тщательно анализировать особенности архитектуры, им обычно не хватает ни времени, ни специальных знаний.
Опыт Андрея Линева также говорит о значительном влиянии качества интерфейса и юзабилити на количество устанавливаемых рабочих мест. По его словам, бывали ситуации, когда весомая функциональность системы нивелировалась непривлекательным внешним видом, что приводило к срыву контракта.
"Так как CompanyMedia– это система, изначально рассчитанная на работу десятков тысяч пользователей, требования к массовому рабочему месту являются определяющими, – сказал он, отвечая на вопрос CNews. – С одной стороны, рабочее место должно быть максимально удобным для различных категорий персонала. С другой, большое значение имеют возможности индивидуализации и персонализации пользовательского интерфейса, а также доставляемого системой на это рабочее место контента".
Что касается окупаемости CompanyMedia 4-й и 5-й версий, то выход на нее генеральный директор прогнозирует не ранее чем через 2 года. Он связывает это с большими трудозатратами на проект, которые будут "отбиваться" дольше обычного.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2816