Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

DIAMOND Communications

Инна Плотникова: Нет оснований полагать, что число абонентов мобильной связи будет расти с той же скоростью

Инна ПлотниковаНа вопросы CNews.ru ответила Инна Плотникова, президент компании DIAMOND Communications.

CNews.ru: Какие события вы бы назвали главными на ИТ-рынке в 2003 году? Какие из них оказали наибольшее влияние на бизнес Diamond Communications?

Инна Плотникова: Я не стала бы выделять какие-либо разовые события. Весь 2003 год прошел под знаком очень стабильного роста телекоммуникационной отрасли. Я полагаю, что он сохранится и в ближайшем будущем. Изменения, давно ожидаемые нами, произошли в менталитете наших заказчиков. Постепенно и незаметно лицо рынка изменилось — заказчики как корпоративные, так и государственные, во главу угла стали ставить вопросы экономической эффективности, времени возврата инвестиций и т. д. Поэтому резко возросло значение консалтинговой составляющей системных интеграторов, и целый ряд компаний, наша в том числе, стали бизнес-интеграторами.

CNews.ru: В 2003 году отечественные телекоммуникации перешагнули важный порог: число мобильных абонентов превысило число стационарных. Некоторые говорят о том, что годы стационарной связи сочтены. Насколько оправданы такие прогнозы? Как быстро будет снижаться доля доходов операторов от услуг проводной связи, на ваш взгляд?

Инна Плотникова: Давайте не путать «праздник с праздником». Некоторые аналитики ссылаются на пример Японии, где семейные расходы на проводную связь с 2002 года меньше расходов на мобильную связь. Правда, при этом не учитываются расходы той же семьи на широкополосный доступ в сеть по той же проводной связи. А это существенно меняет дело. Имея, допустим, развитую сеть окончаний ADSL люди предпочитают в большинстве случаев использовать IP-телефонию, что подчас дешевле обычного телефона. Но у нас не Япония. И пока широкополосный доступ не станет массовым, нам такая ситуация не грозит. Второе, существенное снижение стоимости сотовой связи образовало новую нишу пользователей, и она заполнилась очень быстро. В настоящее время нет оснований полагать, что и в дальнейшем рост абонентов мобильной связи будет расти с той же скоростью. Пока же проводная связь остается основным вариантом связи для большинства населения, и никто не собирается от нее отказываться. Например, у «ЦентрТелеком» наблюдается увеличение доли доходов от местной телефонной связи. Другое дело, что в ближайшем будущем операторам фиксированной связи необходимо внедрять новые услуги, чтобы в последствии не оказаться у разбитого корыта.

CNews.ru: Какие отраслевые рынки, на ваш взгляд, имеют наилучший потенциал роста в потреблении телекоммуникационных решений в ближайшие годы?

Инна Плотникова: В области телекоммуникаций крупнейшим игроком являются государственные структуры и динамика этого рынка в значительной степени определяется централизованным финансированием, цифры которого на 2004 год уже известны. Так что данный сегмент рынка выглядит очень перспективным. Я не буду перечислять задачи, которые здесь стоят перед заказчиками и исполнителями — они хорошо известны. Второй сегмент рынка, который наполнен созидательной энергией, это мобильная связь. Произошло резкое увеличение числа абонентов и это требует внедрения современных технических решений для их качественного обслуживания и внедрения новых услуг.

Следующая перспективная область — это проводная связь. По насыщенности телефонными наша страна существенно отстает от других стран Европы, что сильно тормозит деловую и социальную активность людей, развитие бизнеса и совершенствование властных структур. Мне думается, что в ближайший год-два в этом секторе следует ожидать значительного увеличения числа телекоммуникационных проектов.

Наконец (в порядке перечисления, а не по значимости), следует указать корпоративные проекты предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности, особенно, если предприятие является территориально распределенным. Отдельно стоят телекоммуникационные сети банковских и финансовых структур. Чувствуется, что в этой сфере есть огромный потенциал и острая потребность, но как это будет реализовываться, сейчас мне сказать сложно.

CNews.ru: В 2003 году на рынке крупных ИТ-проектов стало уже не так свободно как еще несколько лет назад и интеграторы всерьез занялись проектами в сегменте среднего бизнеса. Как вы оцениваете перспективы рынка средних проектов в ближайшие годы? Смогут ли совокупные доходы от средних проектов приблизится к доходам от крупных ИТ-проектов или пока об этом говорить рано?

Инна Плотникова: Да, число фирм, анонсирующих такие услуги, увеличилось. Но вот насчет тесноты на рынке — это вряд ли. Сделать крупный современный проект, подогнанный под инфраструктуру и бизнес-процессы заказчика, — задача не из легких, и она под силу только компаниям, имеющим большой опыт в создании телекоммуникационных структур разного уровня. Увеличение числа проектов в среднем бизнесе обусловлено не «выдавливанием» компаний с сегмента крупных проектов, а ростом и взрослением самого среднего бизнеса. И здесь, учитывая масштабы нашей страны и приоритеты государственной политики, перспективы просто огромные. Сейчас этот сектор пока не набрал своеобразной «критической массы», но думается, что через пару лет здесь будет ажиотаж.

CNews.ru: В последнее время многие компании-интеграторы двигаются в сторону диверсификации бизнеса, некоторые планируют оказывать услуги в сфере телекоммуникаций и т.п. Какова в этом вопросе стратегия Diamond Communications?

Инна Плотникова: Мы не планируем предоставлять телекоммуникационные услуги. Как говорится, богу — богово, кесарю — кесарево. Я не думаю, что системный интегратор имеет какое-то конкурентное преимущество в качестве поставщика телекоммуникационных услуг. Это другой бизнес. А вот движение в сторону расширения номенклатуры услуг (но не диверсификации) — это уже реальность для нашей компании.

CNews.ru: Какие изменения произошли в бизнесе компании в 2003 году? Каковы финансовые показатели деятельности по итогам года? Как изменилась структура доходов и какая их часть приходится на услуги?

Инна Плотникова: В прошедшем году компания достигла рекордного для нас оборота — более миллиарда рублей. Штат увеличился более чем в полтора раза. Появился целый ряд новых направлений работы, а уже существующие услуги значительно расширены. Примером последнего является наша служба техподдержки. Мы не только усилили наши службы, работающие в круглосуточном режиме, но и структурировали номенклатуру услуг, сделали ее адресной. С этой же целью мы успешно развиваем новую форму техподдержки — сервис-контракты для обслуживания сетевой инфраструктуры.

CNews.ru: Какие наиболее интересные проекты были реализованы Diamond Communications в 2003 году?

Инна Плотникова: Из последних проектов мне хотелось бы отметить серию работ по созданию региональных сетей Пенсионного фонда России. Созданные в различных регионах, в совершенно разной телекоммуникационной инфраструктуре, эти сети, тем не менее, отвечают единым требованиям и готовы для включения в единую централизованную информационную систему ПФР.

Совершенно другим направлением мы занимаемся для ряда силовых структур и других конечных заказчиков — это «электронные здания», которые являются материальной базой для интеллектуального здания. На базе СКС в электронном здании объединены все системы — от пожарной сигнализации и контроля доступа в помещения до локальной сети. Для реализации таких проектов мы, в DIAMOND Communications, разработали специальное решение diamACS, которое обеспечивает обмен информацией между интегрированными в нее системами. Аналогичные проекты мы выполняем и для других заказчиков, например для ПФР.

Мы продолжаем выполнять проекты по беспроводным сетям, работаем на легендарной Магнитке. В общем, работа кипит, и каждый новый проект требует от всех наших специалистов решения объемных профессиональных и творческих задач.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед компанией на 2004 год? Какие направления являются приоритетными в вашей стратегии развития?

Инна Плотникова: Приоритетом в нашей деятельности будет бизнес-интеграция. За прошедший год компания сильно разрослась, увеличились ее обороты. Структура компании оказалась настолько удачной, что она практически не менялась с момента создания. Однако в связи с новыми направлениями, связанными с бизнес-интеграцией, необходимо несколько перестроить работу. Вряд ли это можно назвать кардинальной реорганизацией, но серьезные переделки нам предстоят. Кроме того, в компанию пришли много молодых и энергичных людей с очень перспективными идеями, которые хотелось бы реализовать.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS