Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

10 главных тенденций автоматизации в банках

10 главных тенденций автоматизации в банкахОтносительная стабилизация отечественной экономики в 2003 году обеспечивала в свою очередь стабильный рост сектора банковской автоматизации. По мере обострения конкуренции на рынке банки вынуждены диверсифицировать свою деятельность, расширять спектр предлагаемых услуг, а значит инвестировать в соответствующие ИТ-решения, которые позволят повысить эффективность работы. В соответствии с меняющимися тенденциями бизнес-среды компании-разработчики достаточно оперативно выступают с предложениями новых программных продуктов для этого сегмента. Одновременно российские банки готовятся к переходу на МСФО — в связи с чем активизируют процессы модернизации эксплуатируемых АБС или внедрения новых решений, что стимулирует постоянное увеличение объемов рынка банковской автоматизации.

По различным экспертным оценкам, отечественный рынок банковского ПО растет в среднем на 25-30% в год. На IX Форуме разработчиков интегрированных банковских систем оборот отрасли в 2002 году оценили в 58 млн. долл. Учитывая, что в 2003 году темпы роста предположительно могли составить 30-40% (оценки компании «Диасофт»), оборот рынка, соответственно, увеличился как минимум до 75 млн. долл.

Превышение средних показателей роста эксперты объясняют «укрупнением» контрактов — так, в 2003 году банки объявляли тендеры на системы стоимостью до 10-15 млн. долл. Само укрупнение банковского бизнеса в России способствовало приходу на этот рынок западных поставщиков с масштабными и дорогостоящими решениями (mySAP Banking, T24 от Temenos, OFSA от Oracle и др.).

В целом за последние три года рынок продаж финансового ПО вырос в два раза — в основном за счет 200-300 крупных, активно развивающихся банковских учреждений, которые постоянно усложняют свои задачи в области автоматизации. Бюджеты, выделяемые ими на ИТ, по оценкам «Диасофт», превышают уровень 1998 г. в некоторых случаях до 10 раз.

10 главных тенденций

Эксперты и ведущие игроки сходятся во мнении, что отечественный рынок банковской автоматизации в 2003 году характеризовался достаточной стабильностью, позволившей компаниям-игрокам внести необходимые изменения в свои продуктовые линейки в соответствии с меняющимися запросами бизнес-среды.

1. Рост рынка

Развитие банковских технологий отражает те процессы, которые происходят в целом на рынке кредитных организаций. На фоне относительной стабилизации российского финансового сектора с одной стороны увеличивается потребность в банковском обслуживании, а с другой стороны укрупняются банки, конкуренция между ними растет, начинается экспансия столичных компаний в регионы, а также диверсифицируется банковская деятельность. Исходя из этого, банки осуществляют переход на промышленные платформы, развивают интернет-банкинг, подключают к централизованной АБС иногородние филиалы — а значит, объем рынка банковской автоматизации в денежном выражении постоянно увеличивается. Одновременно отечественные банковские институты готовятся к сближению с мировым финансовым сообществом и к переходу на МСФО. Ожидание этого события в значительной степени стимулирует ИТ-компании на разработку нового ПО и модернизацию эксплуатируемых в банках АБС.

2. Переход на новые АБС

В 2003 году банки ускорили темпы замены своего ПО, установленного в конце 90-х гг. — подстегиваемые скорым переходом на международные стандарты работы. По данным «Диасофт», в среднем каждый банк раз в пять лет либо меняет АБС (примерно треть финансовых учреждений), либо переходит на новую версию. Ежегодно подобные акции осуществляет порядка 20-30% банковских структур. Так, в 2002 году около 170 банков перешли на более современные АБС, а на вопрос о намерении заменить систему в 2003 г. положительно ответили свыше 300 банков. Данный процесс стимулируют, во-первых, объективные причины (совершенствование технологий или появление новых видов бизнеса), а во-вторых, выявление просчетов разработчиков в выборе стратегии.

3. Расширение функциональности АБС

По мере укрупнения бизнеса и роста сложности решаемых задач банки повышают требования к функциональности АБС — в частности, с точки зрения производительности, быстродействию и комплексности решения. Одновременно с изменением технологического и инструментального подхода к автоматизации банковской деятельности, улучшается и само качество автоматизированных систем, предлагаемых на рынке.

4. Интегрированные решения

Постепенно возрастают требования рынка к интегрированности решений, эксплуатируемых в банках. Подход к интеграции продуктов от различных производителей, автоматизирующих отдельные направления банковской деятельности, считается сейчас более перспективным, чем использование решения одного поставщика. Разработчики банковского ПО начинают учитывать этот фактор в своих новых продуктах, что обуславливает переход от жесткой конкуренции к сотрудничеству игроков. Рыночная доля услуг по интеграции различных информационных решений, соответственно, увеличивается.

5. Решения для розничного бизнеса

Интерес банков к специализированным ИТ-решениям стимулировали такие обозначившиеся в 2003 году тенденции, как развитие розничного бизнеса, ипотечного и потребительского кредитования. Как следствие, по-прежнему уделяется много внимания решениям класса CRM или интернет-технологиям доступа к сервисам банка. Одновременно активизируются работы по развитию интеграционных платформ с различными терминалами для обслуживания физических лиц.

Специфика технологий розничного бизнеса состоит в повышении эффективности работы с клиентами за счет:

  • продаж банковских продуктов и услуг стандартными пакетами;
  • организации «сквозного обслуживания» и обслуживания по принципу «одного окна»;
  • расширение спектра каналов доставки услуг;
  • адресной продажи банковских продуктов;
  • удобного доступа клиента к информации;
  • использования специальных решений для анализа, планирования и мониторинга розничных продаж (CRM).

Ориентация банков на розничный бизнес получила оперативный отклик со стороны разработчиков и способствовала появлению на рынке новых программных продуктов, призванных автоматизировать эту сферу банковской деятельности. Значимым событием в 2003 году стал, в частности, проект «Альфа Банк Экспресс», системы интернет и телефон-банкинга которого позволяют предоставить клиентам (в том числе и удаленно) свыше 50 различных банковских продуктов. В 2003 году на рынке появился целый ряд новых специализированных решений этого направления — например, IQ Retail от CSBI, RETAIL от «Диасофт» и др. При этом «Диасофт» отмечает рост доходов от реализации продуктов и услуг в розничном сегменте автоматизации банковской деятельности на 44% по сравнению с 2002 годом.

6. Управленческие решения

Сохранение курса ЦБ РФ на перевод подготовки отчетности в соответствие с международными стандартами активизирует разработку решений, ориентированных на ведение нескольких плоскостей учета, а также различных аналитических и прогнозных систем. Как уже говорилось, переход на МСФО может послужить одним из определяющих на ближайшее время факторов развития банковских ИТ. В частности, по итогам 2003 года отмечается увеличение числа запросов на построение в банках систем консолидации и финансового управления на базе хранилищ — ранее не значившихся в списке банковских ИТ-приоритетов. Сейчас их актуальность возрастает, поскольку подготовка отчетности по стандартам МСФО требует консолидация информации из разнородных источников. По данным Intersoft Lab, число обращений банков по вопросам построения ИАС в прошлом году возросло почти в 5 раз, число проектов по постановке и внедрению различных управленческих технологий — в 2,5 раза. Новые решения в данной области в 2003 году также представили «ПрограмБанк», R-Style, «Диасофт», CSBI и «Заказные ИнформСистемы» и другие.

На базе хранилища под МСФО возможна дальнейшая реализация таких проектов, как создание информационно-аналитических систем, управленческого учета, управление рисками, бюджетирование и планирование и т.д. В новых условиях рынка изменяется и сам подход банков к выбору системы автоматизации — которая изначально должна поддерживать управленческие методики и адаптироваться под индивидуальные требования банка. Некоторые эксперты рынка отмечают постепенное нарастание конкуренции в этом сегменте между отечественными и западными поставщиками.

По итогам анкетирования российских банков, проведенного Intersoft Lab в рамках маркетинговой программы «Бюджетирование для банков» летом 2003 года, 85% опрошенных отметили, что используемые ими в данный момент «самодельные» решения для бюджетирования не соответствуют реальным потребностям бизнеса, и сейчас они выбирают адекватные промышленные решения для автоматизации финансового планирования и бюджетирования.

Внедрение бюджетного планирования

Внедрение бюджетного планирования

Источник: Intersoft Lab, 2003

7. Приоритет тиражируемых решений

Большинство банков начинает делать выбор в пользу готовых тиражируемых решений, адаптируемых под специфику каждого конкретного банка. Постепенно уменьшается число банков, использующих собственные продукты. По мере ужесточения требований к функционалу и расширения возможностей систем, возрастают стоимость и сложность их разработки и сопровождения, что в итоге приводит к экономической нецелесообразности создания и эксплуатации ИТ-решений силами банковских специалистов.

8. Организация дистанционного обслуживания клиентов

В 2003 году значительно увеличилось число приверженцев интернет-банкинга, как среди банков, так и среди населения — по итогам года удвоилось и число пользователей, и объемы операций. Активно развиваются мобильные платежи и SMS-банкинг. Новой услугой 2003 год стало развитие SMS-сервиса для владельцев пластиковых карт, в частности, мониторинг карточных операций с помощью SMS-сообщений на мобильные телефоны (включая сообщения об остатке средств на карте, зачислении и списании сумм). Подобное сервисное направление, считается, повышает безопасность карточных операций, особенно в решениях, где комбинируются каналы сотовой связи с интернетом: например, услуга заказывается на сайте с подтверждением по мобильному телефону.

9. Рост инвестиций в консалтинг

На рынке банковской автоматизации постепенно увеличивается роль и доля участия консалтинговых компаний. Теперь не только крупные, но и средние банки при выборе информационного решения привлекают консалтинговые компании, в частности, прибегая к их услугам для упорядочения внутренней учетной политики — что в целом свидетельствует о большей «цивилизованности» рынка.

10. Развитие интернет-представительств

Отечественные банки все больше стремятся обозначить свое присутствие в сети, в полной мере оценивая маркетинговый потенциал интернет-ресурса. По оценкам «Газпромбанка», на рынке существует тенденция к обновлению банками дизайна своих сайтов в среднем раз в два-три года. За это время несколько меняются web-технологии, расширяются возможности разработчиков, а также корректируется направленность работы самого кредитного учреждения. Главной задачей для развития интернет-представительства, как известно, является информационное наполнение. По мнению специалистов, поддержкой качественного сайта в структуре банка должно заниматься не менее 4-5 человек, в рамках специального отдела, аккумулирующего информацию из различных банковских подразделений.

Большую роль в повышении банковской активности онлайн играет, во-первых, внимание, которое уделяет Банк России использованию интернет-технологий подконтрольными структурами. Во-вторых, развитие рынка банковских услуг и обострение конкурентной борьбы заставляет задействовать новые маркетинговые каналы, а также более современные способы обслуживания. В-третьих, банковский исход в интернет коррелирует с общим курсом на повышение прозрачности финансовой деятельности, с дальнейшим прицелом на западные рынки.

Классификация управленческих задач и средств автоматизации в банковском секторе

Задача Инструменты автоматизации Специализированные программные продуктыи поставщики
1. Теоретический приоритет
ABC (Activity Based Costing) — Функционально стоимостной анализ Специализированные системы ARIS ABC (Scheer AG) VIP-Costing (VIP-Anatech) и др.
BSC (Balance Scorecard) -Управление на основе ключевых показателей эффективности — KPI (key performance indicators) Специализированные системы Специализированные модули в составе BI-пакетов MS Excel Hyperion Performance Scorecard (Hyperion) Oracle Scorecard (ORACLE) Balanced Scorecard (Open Ratings) OROS Scorecard (ABC Technologies, недавно приобретена SAS) Crystal Decisions Balanced Scorecard (Crystal Decisions) и др.
Управление рисками Специализированные системы Специализированные системы на основе Хранилища данных Специализированные модули в составе АБС MS Excel Прогноз. Риск-менеджмент (Прогноз) Банковский менеджмент. Управление рисками (Кворум) Oracle Risk Manager в составе Oracle Financial Services Applications (ORACLE) и др.
Трансфертное управление ресурсами (оптимизация расчетов внутри банка) Специализированные системы на основе Хранилища данных Oracle Transfer Pricing в составе Oracle Financial Services Applications (ORACLE) Контур Корпорация.Финансовое управление (Intersoft Lab) и др.
2. Практические приоритеты
Управление ресурсами (активами и пассивами) Специализированные системы Специализированные модули в составе АБС Специализированные системы на основе Хранилища данных Resourse NAVIGATOR (SoftWell) АБС Фонд (Инверсия) Контур Корпорация. Финансовое управление (Intersoft Lab) и др.
Анализ кредитного портфеля Хранилище данных Datagy (Diasoft) Контур Корпорация (Intersoft Lab) и др.
CRM (Customer Relationship Management) -управление взаимоотношениями с клиентами Специализированные системы Специализированные модули в составе АБС Хранилище данных MS Excel Siebel eFinance (Siebel Systems) SalesLogix CRM (Sage CRM Solutions Inc.) Oncontact Client Management Software (Oncontact Software) WorkFloweCRM (Diasoft) Datagy (Diasoft) и др.
3. Автоматизация
Бюджетное планирование Специализированные системы Специализированные системы на основе Хранилища данных MS Excel Comshare MPC (Geac) Hyperion Pillar, Hyperion Planning (Hyperion) Контур Корпорация. Бюджет банка (Intersoft Lab) и др.
Управленческий учет АБС Специализированные системы на основе Хранилища данных MS Excel Equation (MISYS) Ва-Банк XL (Форс) Контур Корпорация.Финансовое управление (Intersoft Lab) и др.
Управленческая отчетность Генераторы отчетов OLAP-инструменты MS Excel Oracle Discoverer (ORACLE) BusinessObjects (Business Objects) Аналитическая платформа Контур (Intersoft Lab) и др.
Контроль и управление филиалами Централизованная АБС Специализированные системы на основе Хранилища данных Новая Афина (Новая Афина) Ba-Банк ST (Форс) Контур Корпорация.Управление филиалами (Intersoft Lab) и др.
Оценка финансового состояния банка Специализированные системы Специализированные системы на основе Хранилища данных Специализированные модули на базе OLAP-инструментов MS Excel Audit-Expert (Про-Инвест) Альт-финансы (Альт) АБФИ (Вестона) Аналитик, АФСП, АДП (Инэк) RS-Datahouse (R-Style Softlab) АПК Нострадамус (Програмбанк) и др.
Анализ контрагентов (частный случай оценки финансового состояния) MS Excel Авторские методики, реализуемые банковскими аналитиками в MS Excel

Источник: Intersoft Lab, 2003

Перспективы 2004 года

В 2004 году участники рынка ожидают сохранения и дальнейшего развития наметившихся тенденций — и прежде всего, стабильного роста спроса на комплексные решения для автоматизации финансового управления.

Прогнозируемые тенденции на 2004 год:

  • Дальнейшее укрупнение банков и рост интереса к централизованным АБС,
  • Увеличение спроса на ИАС на основе хранилищ данных,
  • Развитие розничного бизнеса и соответствующих ИТ-решений,
  • Увеличение интереса к технологиям риск-менеджмента и средствам его автоматизации,
  • Расширение сети филиалов столичных банков и увеличение инвестиций в ИТ для поддержки новой инфраструктуры,
  • Внедрение технологий удаленного обслуживания клиентов (онлайновые платежи, платежи при помощи мобильных телефонов),
  • Технологическое обеспечение непрерывной работы банка,
  • Увеличение активности западных компаний,
  • Массовая смена ИС и связанный с этим передел рынка.

Геннадий Заманский, директор департамента банковских технологий «ФОРС-Холдинг», анализируя десятилетнюю перспективу задач банковской автоматизации, выделяет несколько направлений дальнейшего развития:

  • Для мелких банков (до 100 человек) работающих на грани выживаемости, главная задача автоматизации будет сводиться к тому, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование и надежное сопровождение комплексной АБС (мультивалютный операционный день, кредиты, депозиты, отчетность). Побочной целью станет стремление удержаться на уровне современных компьютерных технологий.
  • Для средних банков (100-1000 человек) главная задача автоматизации заключается в том, чтобы навести порядок в «разросшемся» хозяйстве — и здесь они делают ставку на внедрение интегрированной АБС, покрывающей все сферы деятельности банка и обеспечивающей единую сквозную технологию работы.
  • Для крупных банков (свыше 1000 человек) главная задача автоматизации состоит в создании единой корпоративной среды, объединяющей данные многочисленных филиалов, отделений и дочерних структур.

Потенциальные требования банков к АБС в ближайшие 10 лет:

Требования Подразделения банка Архитектура Технологии Анализ
ИТ-подразделения Интеграция разнородных приложений средствами API Передовые средства разработки: RDBMS, GUI, Internet, Java. Технологии хранилищ данных (DWH)
Бизнес-подразделения Территориально-распределенный бизнес Быстрая разработка и вывод на рынок новых продуктов Клиенто-ориентированность, CRM
Учетно-аналитические Поддержка множественности учетов, включая учет по международным стандартам Автоматическая генерация учетных записей (транзакций) Многокритериальный управленческий учет и гибкий генератор отчетов
Руководство Изменение организации бизнеса под влиянием интернет Технологии бюджетирования и контроля исполнения планов Анализ эффективности бизнеса подразделений

Источник: ФОРС-Холдинг, 2003

Конкуренция среди разработчиков будет продолжать увеличиваться, при этом укрепятся позиции компаний-поставщиков узких специализированных решений. Одновременно ожидается активизация поставщиков решений, поддерживающих новые форматы в разрабатываемых продуктах (все тот же МСФО). Поскольку новый намечаемый банками спектр управленческих задач содержит меньше российской специфики, вероятно, увеличится доля западных решений в этом секторе.

Как комментируют специалисты, важным событием для банков и разработчиков станет планируемое ЦБ РФ введение единого XML-формата платежных документов. Параллельно, в рамках Некоммерческого партнерства «Стандарты электронного обмена информацией» будет продолжена разработка стандартов протоколов обмена информацией между системами различных поставщиков.

Мария Попова / CNews Analytics

Александр Глазков: Пик развития рынка банковской автоматизации придется на 2005–2007 годы

Александр ГлазковИнтервью CNews.ru дал Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт».

CNews.ru: Каким стал 2003 год для отечественного рынка банковской автоматизации? Какие тенденции определяли его развитие?

Александр Глазков: Характер развития рынка банковской автоматизации напрямую зависит от тенденций роста российского банковского рынка. 2003 год я бы назвал переломным этапом в ходе развития российской банковской системы. Сегодня наметились две очевидные тенденции, которые, на мой взгляд, будут определять продвижение финансовых институтов в ближайшие несколько лет: с одной стороны, это усложнение банковских продуктов с акцентом на розницу, с другой стороны, общая тенденция укрупнения бизнеса.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS