| 
 | 
 |  | 
 Рынок ИТ будет расти за счет ПО и аутсорсинга Основной рост мирового ИТ-рынка в 2005 году, по предположениям IDC, будет обусловлен увеличением оборота в секторах программного обеспечения (в том числе, информационной безопасности), карманных устройств, сетевого оборудования и аутсорсинговых услуг.
 Умеренный рост По данным IDC, объем расходов на ИТ в мире по итогам 2004 года, составил $965 млрд. В дальнейшем, вплоть до 2008 года, он будут увеличиваться со среднегодовым показателем роста (CAGR) 6% и достигнут $1,2 трлн. В 2005 году, по ожиданиям IDC, мировые расходы на ИТ вырастут на 6,1%. При составлении этого прогноза были учтены такие факторы, как небольшое снижение темпов роста мировой экономики, некоторое укрепление рынка Западной Европы, рост цен на нефть и в общем сохранение примерно сложившегося уровня нестабильности в мире.  Как подчеркивают аналитики, восстановлению ИТ-сектора в Европе может существенно помешать рост курса евро по отношению к доллару. В то же время, слабый доллар может способствовать тому, что темпы роста ИТ-сектора в США превзойдут существующие прогнозы. Негативно отразится на отрасли повышенный спрос на энергоносители, более высокие процентные ставки и хотя бы одно крупное непредсказуемое потрясение для рынка.  В целом на период с 2005 по 2008 год специалисты IDC прогнозируют умеренный рост ИТ-рынка. При подобном климате вендоры будут стремиться использовать стандартные массовые технологии для снижения своих затрат, но в то же время будут ориентировать продуктовые линейки на поддержку решений более высокого уровня.  Говоря об отдельных секторах ИТ-рынка, специалисты IDC прогнозируют наибольший рост в секторе программного обеспечения (в том числе, и для обеспечения информационной безопасности) и аутсорсинга. На протяжении 2005 года аналитики ожидают увеличения объемов продаж новых приложений, сетевого оборудования, а также спроса на услуги по управлению проектами. На 2005 год придется пик цикла очередной замены ПК и серверов, однако из-за ценовых войн рост объемов продаж в этом секторе будет относительно умеренным по сравнению с другими сегментами рынка ИТ. Ожидается, что в целом объем затрат на ПО в мире увеличится в 2005 году на 7% и составит $213 млрд. Максимальные расходы будут при этом приходиться на госсектор и отрасли услуг.  Лидеры отрасли, в свою очередь, постараются выявить самые быстрорастущие нишевые рынки и нацелить свою продукцию именно на них. Речь идет, в частности, о рынке малого и среднего бизнеса, особое внимание которому вендоры начали уделять около двух лет назад. Данный сектор уже заметно увеличил объем ИТ-расходов, в то время как крупные компании отнюдь не спешат тратиться на новые технологии. По мнению аналитиков, внимание к нуждам малых и средних компаний принесет неплохие дивиденды тем вендорам, которые появились здесь раньше других, - например, компаниям IBM, HP и Dell.  Оборот мирового рынка аппаратных средств, по прогнозам IDC, к 2008 году увеличится до $465 млрд. Рост рынка будет обеспечивать устойчивый спрос со стороны физических лиц, сектора телекоммуникаций и госсектора. Параллельно до $423.8 млрд. в 2005 году вырастет сектор ИТ-услуг, со среднегодовым показателем роста 5,7%. Активными потребителями здесь также выступят банки, промышленные предприятия и госсектор.  ИТ-приоритетыбизнеса в 2005 году Gartner, со своей стороны, прогнозирует увеличение ИТ-затрат в 2005 году до более чем $2,5 трлн.* При этом «львиная доля»  почти $1,5 трлн. пойдет на телекоммуникационные услуги. Около 25% от общего объема прогнозируемых расходов будет потрачена на ИТ-сервисы. Доля затрат на «железо» составит порядка 14%. Минимальный показатель  4%  составят затраты на ПО. Причем, по сравнению с 2004 годом, вырастет он всего на 8%.  Структура мировых затрат на ИТ (млрд. долл.) 
|   | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |  | Аппаратные средства  | 338,818 | 360,048 | 378,153 | 387,455 |  | Программное обеспечение  | 93,802 | 100,472 | 108,884 | 116,903 |  | ИТ-услуги | 568,904 | 608,108 | 639,189 | 676,633 |  | Телеком  | 1301,615 | 1399,039 | 1467,633 | 1535,237 |  | Всего затрат на ИТ | 2303,138 | 2467,666 | 2593,859 | 2716,228 |  Источник: Gartner Dataquest, 2004 В 2006 году, по прогнозам Gartner, объем затрат на ИТ в целом увеличится на 4%, по сравнению с показателями 2005 года. В структуре затрат сохранится сложившаяся «расстановка сил»  доминировать по потреблению инвестиций будет телеком, затем  со значительным отрывом ИТ-сервисы, далее «железо» и ПО.  По итогам опроса Gartner, проведенного в начале 2005 года (всего в исследование участвовало более 1300 респондентов-CIO из 30 стран, на долю которых приходится свыше $57 млрд., затрачиваемых на ИТ), в 2005 году следует ожидать увеличения ИТ-бюджетов в среднем на 2,5%. В фокусе подобных инвестиций будет находиться задача общего роста бизнеса. Ранее приоритетом было повышение внутренней эффективности компаний и осуществление контроля за расходами. Как комментируют аналитики Gartner, стимулировать рост бизнеса можно, обеспечив компании безопасные, высококачественные и ресурсосберегающие ИТ-сервисы.  Топ10 бизнес и технологических приоритетов в 2005 г. 
| Топ 10 бизнес приоритетов  | Top 10 технологических приоритетов  |  | Оптимизация бизнес-процессов  | Инструменты обеспечения безопасности |  | Гарантия от взломов и сбоев систем  | Приложения класса Business Intelligence |  | Централизованное управление расходами  | Обеспечение мобильной среды работы |  | Поддержка конкурентоспособности  | Управление документооборотом и интеграционные платформы  |  | Защита данных и обеспечение конфиденциальности  | Оптимизация (расширение) ERP |  | Увеличение оборота  | Управление системами хранения данных  |  | Использование «умных» продуктов и услуг  | Передача данных (включая голосовые) по IP |  | Внутренний контроль | CRM |  | Расширение бизнес-навыков | Инструменты интеграции бизнес-процессов |  | Ускорение цикла внедрения инноваций  | Виртуальные серверы  |  Источник: Gartner EXP, 2005 С точки зрения опрошенных CIO, затраты на продукты BI станут приоритетом ИТ-бюджетов, а также главным фактором роста бизнеса в период с 2005 по 2008 гг. Стратегические потребности предприятий уже не ограничиваются задачей работать дешевле и быстрее, но концентрируются уже вокруг параметра «качественнее».  Оптимизация бизнес-процессов уже 20 лет находится в фокусе топ-менеджмента. Новые ИТ-инструменты позволяют им сегодня интегрировать ранее автономные процессы и приложения, масштабировать их в рамках географически распределенной среды. Главная «головная боль» 2005 года, по оценкам опрошенных CIO, будет сконцентрирована в следующих аспектах:  
Взаимодействие CIO/CEO  2/3 респондентов высказывают опасения относительно оценки CEO результатов их работы. С тем, чтобы сделать эти результаты более очевидными, необходимо повысить и стабилизировать качество ИТ-услуг, а также определить методы демонстрации  каким образом они стимулируют в конечном итоге общий рост бизнеса. Сформулировать это необходимо в бизнес-терминах, которыми оперируют CEO.Навыки персонала  только 39% CIO считают, что располагают достаточным штатом сотрудников, профессиональные навыки которых соответствуют бизнес-потребностям предприятия. 20% CIO уверены, что поставщики ИТ-услуг достаточно квалифицированы, чтобы соответствовать их нуждам. 51% респондентов отмечают сложности в привлечении новых квалифицированных сотрудников. Изменение роли ИТ  большее вовлечение ИТ в бизнес-процессы будет формировать новый ИТ-облик организаций.  Более 1300 респондентов, привлеченных Gartner, представляют 21% CIO из промышленной отрасли, 19%  финансового сектора, 18%  госсектора, 9%  сектора товаров народного потребления, 5% отрасли ИТ и телекоммуникаций, 4%  фармацевтики и здравоохранения, 4%  образования и др. Мария Попова / CNews Analytics 
 Борис Бобровников: Западные компании вряд ли будут играть существенную роль на российском рынке интеграции На вопросы CNews отвечает Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК.
 CNews: Как вы оцениваете итоги 2004 года для российской ИТ-отрасли? Можно ли говорить о том, что этот год был менее успешным, чем предыдущий? 
 Борис Бобровников: Я думаю, что 2004 год был в целом столь же успешным, как и 2003. При этом в нашей отрасли произошел ряд знаковых событий. В первую очередь, я говорю о явном повышении внимания государства и президента страны к информационным технологиям. С моей точки зрения, это стимулирует дальнейшее развитие и рост отрасли. Говоря о других сегментах экономики, хочу отметить, что в 2004 году укрупнились и усложнились задачи, выдвигаемые перед ИТ-компаниями финансовым сектором  и банками, и страховыми компаниями. Кроме того, промышленная сфера продолжала проявлять интерес к комплексным ИТ-решениям.
 CNews: Какие негативные тенденции или риски, на ваш взгляд, несут наибольшую угрозу развитию ИТ-отрасли в России в ближайшее время? 
 Борис Бобровников: Я считаю, что каких-то специфических рисков у нас нет. Более того, ИТ-отрасль в несколько меньшей степени подвержена рискам, нежели, например, отрасли, связанные с добывающей промышленностью. 
 Полный текст интервью 
 *Отличия в оценках IDC и Gartner обусловлены различными методиками подсчета. Так, например, IDC не относит сферу телекома к ИТ. | 
 |