experium.ru

Обзор подготовлен

версия для печати
Константин Юнов

Константин Юнов:

Эффективный HRM способен дать значительные преимущества

На вопросы CNews ответил Константин Юнов, директор по информационным технологиям компании «МегаФон».

CNews: Насколько российскими компаниями, связанными с телекомом, востребованы HRM-системы? Чьи решения, на ваш взгляд, лучше удовлетворяют их потребности - российских или зарубежных компаний?

Константин Юнов: Крупные российские компании определенно заинтересованы в HRM-системах. Программно-аппаратные комплексы такого рода призваны обеспечить поддержку всех процессов деятельности сотрудников и менеджеров компании: от привлечения, адаптации и оперативного управления персоналом до постоянного развития, продвижения и повышения эффективности деятельности. Кроме того, HRM-системы также включают инструменты обеспечения сотрудничества и коммуникаций, планирования и аналитики, интеграцию с основными процессами компании.

Если говорить о сфере телекоммуникаций, то требования к системе управления персоналом в ней весьма высоки. На рынке связи существует жёсткая конкуренция, а эффективный HRM способен предоставить своему обладателю значительные преимущества. Ведь работа в нашей сфере напрямую связана с клиентами, и качество их обслуживания обеспечивают наши сотрудники. Поэтому и HRM-система должна гарантировать максимальное удобство не только для технических специалистов, но и для менеджеров и рядовых сотрудников. При выборе HRM-решения для нашей компании мы ориентировались, прежде всего, на эти требования.

Что касается того, чем зарубежные решения отличаются от отечественных, то среди систем, обеспечивающих процессы управления HRM в едином информационном пространстве, однозначное преимущество принадлежит зарубежным вендорам. Российские системы больше ориентированы на автоматизацию учетно-расчетных функций и не предоставляют необходимого объема расширенных функций и сервисов самообслуживания для менеджеров и обычных сотрудников.

CNews: Как вы относитесь к использованию HRM-систем по модели SaaS в телекоме?

Константин Юнов: Внутрикорпоративные требования практически всех крупных российских и западных компаний пока не позволяют использовать такие  системы по модели SaaS. Последняя пока не вполне соответствует и российской законодательной базе. На самом деле, эта технология подходит в большей степени среднему и малому бизнесу, нежели крупному.

Кроме того, в настоящее время нет до конца сформированного представления о возможности использования SAP HCM по модели SaaS, т.к. внедрение этой системы (как, впрочем, и любой другой системы управления предприятием) предполагает достаточно высокий (а порой и очень глубокий) уровень кастомизации.

С другой стороны, если говорить о так называемом clouding computing, использование данной технологии является, на мой взгляд, очень перспективным. К примеру, внедрение централизованной HRM-системы на инфраструктуре телеком-оператора с использованием  мощностей вычислительных центров обработки данных (ЦОДов) и собственными магистральными каналами связи позволяет говорить об использовании внутренней модели IaaS оказания услуг HR. Ведь в данной конфигурации рабочие места распределяются в зависимости от потребностей оптимизации реализуемых функций. Такая топология системы в частности используется в «МегаФоне».

CNews: Чем было вызвано внедрение системы SAP ERP HCM в «МегаФоне»?

Константин Юнов: «МегаФон» - современная высокотехнологичная компания, использующая наиболее инновационные решения в своей деятельности. В этом смысле не является исключением и система управления персоналом. Сотрудники компании – это ее основа. От того, как эффективно управляется персонал, зависит и эффективность предприятия в целом.  

Лозунг «МегаФона» – «Будущее зависит от тебя» - в полной мере относится к построению HR -процессов в нашей компании.  Мы реализуем современный подход к технологиям управления персоналом, что предполагает существенное снижение доли рутинных учетных операций в объеме работ HR-специалиста и за счет этого  увеличение времени на реализацию функций бизнес-планирования и консультирование менеджмента в вопросах персонала. А это означает, что система должна обеспечить доступ менеджеров и рядовых сотрудников во всех процессы при соблюдении корпоративных стандартов и правил.

Реализация этих принципов требует серьезного подхода к информатизации и выбору платформы. Определяя  HRM-систему на базе SAP HCM, «МегаФон» ставил себе задачи повышения эффективности бизнес-процессов управления персоналом и расчета заработной платы  и прежде всего унификации  всех процедур в рамках предприятия. С точки зрения ИТ мы преследовали цель оптимизации расходов на эксплуатацию системы и интеграции ее в основные бизнес-процессы (SAP ERP), включая синергию с SAP HR порталом.

CNews: Как повлияло на ИТ-архитектуру «МегаФона» в целом внедрение HRM-системы? Какие системы были затронуты при интеграции?

Константин Юнов: Внедрение SAP HCM было начато в «МегаФоне» ещё до начала объединения дочерних компаний в единую структуру. На тот момент мы столкнулись с целым рядом серьезных проблем. Во-первых, это отсутствие единой системы управления человеческим капиталом в рамках всей компании (отсутствие прозрачной и консистентной информации в режиме реального времени). Во-вторых, потребность в эффективной системе, позволяющей нарастить и развить конкурентное преимущество компании за счёт привлечения качественного персонала и повышения эффективности работы сотрудников. В-третьих, низкая производительность систем 1С, расходы на содержание разных информационных систем, требования бизнеса по автоматизации бизнес-процессов.

К моменту принятия решения о внедрении SAP HCM у нас в компании использовалось несколько систем 1С (7 баз данных различных версий), SCALA, Босс-кадровик и другие локальные системы. Между системами расчета заработной платы и финансовой системой на ежемесячной основе осуществлялся сложный процесс передачи данных, требовавших значительных усилий на выверку информации.

Переход на единую централизованную платформу позволил упростить эксплуатацию и обеспечить бесшовную интеграцию с финансовой системой SAP ERP, а также предоставить доступ всех сотрудников компании к своим данным посредством портала SAP HR. В конечном итоге благодаря этим мерам удалось обеспечить создание единого информационного пространства.

На сегодняшний день в единой централизованной системе осуществляется расчет заработной платы для всех сотрудников «МегаФон». А это 7 филиалов, включая Головной офис и ЗАО «Ин-тон», общей численностью более 20 тысяч сотрудников. С 1 октября планируется  запуск продуктивного расчета зарплат и управления командировками в нашей дочерней компании – «МегаФон-Ритейл» общей численностью сотрудников порядка 10 тысяч.

CNews: Каким образом внедрение SAP ERP HCM> повысило эффективность ИТ-затрат вашей компании? Как вы рассчитываете такие показатели?

Константин Юнов: Ни для кого не секрет, что унификация программного обеспечения приводит к сокращению затрат  на эксплуатацию и интеграцию. В результате снижается совокупная стоимость владения. Поэтому включение HR процессов в единое информационное пространство стало важным шагом в этом направлении.

При старте проекта всегда рассчитывается бизнес-кейс, включающий в себя обоснование экономической эффективности. Внедрение единой централизованной системы расчёта заработной платы и управления командировками позволило сократить расходы на поддержку исторически разрозненных систем и оптимизировать локальные группы ИТ-специалистов. В то же время унификация и автоматизация бизнес-процессов позволили значительно улучшить KPI работы сотрудников Управления по учету и отчётности и Управления по персоналу. К примеру, наш основной KPI – количество сотрудников на 1 бухгалтера по расчету заработной платы - был улучшен в ходе проекта в 2 раза. В настоящее время, по нашей оценке, он является одним из лучших в отрасли, составляя 1250 человек на 1 бухгалтера. 

Помимо прямой экономии операционных затрат, мы добились оптимизации рабочего времени сотрудников за счет использования сервисов самообслуживания. Среди них - доступ к персональным данным, получение требуемой информации – справок и пр. без участия сотрудников бухгалтерии и HR. Кроме того, значительно упростился и ускорился процесс согласования командировок. Сегодня он проводится в электронном виде. А это ни много ни мало более 15 тысяч заявок на направление в командировку за период менее года. Уверен, данные цифры уже сами по себе демонстрируют эффект от внедренных инициатив. 

Подводя итог, можно сказать, что в целом в результате реализации данного проекта нами достигнуты важные  бизнес-преимущества. Качественно повысилась эффективность бизнес-процессов, учетных операций  и работа расчетной службы. Принципиально расширились возможности и улучшилось качество бизнес-аналитики за счет интеграции HR-информации и данных финансового учета (ERP-системы). Реализован полноценный процесс управления командировками в рамках единого интегрированного процесса: от первоначальной заявки на поездку работником до формирования отчета и возмещения командировочных расходов. Созданы технические и бизнес-условия для развития кадрового актива компании.

CNews: Чем руководство «МегаФона» руководствовалось при выборе HRM-системы? Какие были выдвинуты специфические требования?

Константин Юнов: Масштабы компании, поддержка современных HR процессов от найма персонала, администрирования и расчета заработной платы до управления талантами, интеграция с существующими системами управления компанией… И всё это на высокотехнологичной основе – вот наши основные критерии выбора HRM системы.

Перед стартом проекта нами был выдвинут целый ряд приоритетных требований. Это создание единой системы для всей компании (единого ИТ-ландшафта), возможность полного покрытия процессов управления персоналом одной системой, поддержка большого количества пользователей в разных географических районах, надежность и производительность системы, «бесшовная» интеграция с основной ERP-системой SAP.

Возможности системы позволили выйти на уровень кросс-функционального взаимодействия, что в значительной степени способствует повышению эффективности бизнеса. Гибкость и широкая функциональность нашего решения позволяют своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, сохраняя при этом качество услуг и предоставляемой информации всем заинтересованным пользователям. А сокращение процесса рутинных операций превращает сложную, кропотливую работу специалистов в творческую аналитическую деятельность.

CNews: Каким образом, по вашему мнению, будет развиваться российский рынок HRM-систем?

Константин Юнов: Любое информационное решение должно обеспечить поддержку  всего многообразия процессов деятельности  организации. Как мы с вами уже говорили в начале беседы, для HRM-систем это все HR-процессы - привлечение, адаптация, оперативное управление персоналом, развитие, оценка, удержание сотрудников, формирование и развитие кадрового потенциала, управление эффективностью деятельности сотрудников и пр. Важным направлением развития в данном контексте становится совершенствование инструментов обеспечения сотрудничества и коммуникаций. Причем последние сейчас все больше выходят за пределы компании, и в них все больше вовлекаются внешние лица – кандидаты, клиенты и т.д.  

На мой взгляд, HRM-системы будут развиваться по сценарию, который диктуется современными требованиями заказчиков. Их успешность определяют гибкость и своевременное предложение новых сервисов. Как для нас главным является наш клиент, так и для вендоров HRM-систем основным является предложение новых услуг для своих потребителей. Развитие аналитических возможностей, мобильные приложения, повышение бизнес-составляющей в ИТ-решениях  - вот основные тренды современного развития.

Что касается российского рынка, на мой взгляд, 1C будет доминировать в малом и среднем бизнесе, а SAP - в крупном бизнесе и некоторой части среднего бизнеса, все больше отвоёвывая его у 1С.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS