версия для печати

Олег Баранов

Олег Баранов:

Бизнес оценивает ИТ-ландшафт по тому, насколько легко он позволяет решать задачи развития

На вопросы CNews ответил управляющий партнер компании «Неофлекс» Олег Баранов.

CNews: Как изменились задачи информатизации банков в течение последнего года в связи с изменением экономической ситуации?

Олег Баранов: Кризис, скорее всего, приведет к переделу рынка, и те, кто намерен  увеличить свою долю рынка, активно развивают ИТ-инфраструктуру. Со стороны госбанков мы наблюдаем всплеск активности. Многие из них активизировали ИТ-проекты, связанные с построением инфраструктуры для выдачи и обслуживания массовых кредитных продуктов. Это вполне объяснимо: ведь сейчас большинство частных банков и иностранные игроки сократили объемы кредитования, а госбанки, не испытывающие сложностей с финансированием, пытаются захватить эту нишу.

На иностранные банки, по нашим оценкам, кризис повлиял мало. Как и раньше, они вкладывают средства в развитие инфраструктуры, рассматривая ее как важную составляющую конкурентных преимуществ на российском рынке. Они не активизировались, но и не ослабили интенсивности своих ИТ-проектов. Хотя в сравнении с госбанками они скорее занимают выжидательную позицию.

Что касается коммерческих банков, то, по моим ощущениям, около 30% коммерческих банков, входящих в топ-100, существенно урезали бюджеты на ИТ. Другая их часть сохранила прежние бюджеты на проекты развития, но при этом сосредоточилась на завершении уже начатых проектов.

CNews: Какие требования сегодня предъявляют финансовые организации к построению и развитию ИТ-ландшафтов?

Олег Баранов: Главная задача бизнеса – это развитие. Бизнес, как правило, оценивает  ИТ-ландшафт по тому, насколько легко он позволяет решать задачи развития. «Хороший» ИТ-ландшафт быстро и с минимальными затратами подстраивается под изменяемые требования бизнеса и рынка, позволяет быстро выводить на рынок новые продукты, легко менять их параметры, быстро подключать новые точки продаж, повышать качество обслуживания клиентов, экономить затраты. Все это обеспечивает ИТ-ландшафт организации, построенный в парадигме сервисно-ориентированной архитектуры (СОА).

В аналитическом блоке ИТ-ландшафта ключевым мотивом является изменение не бизнес-процессов, а подходов, алгоритмов и методов анализа информации. Ведь они тоже не постоянны, соответственно, банку  нужно иметь такие аналитические ИТ-системы, которые позволят быстро собирать и обрабатывать информацию, необходимую для принятия решений. И это при больших объемах бизнеса хорошо делают решения, реализованные в технологии хранилищ данных.

CNews: Выдвигает ли процесс слияний  и поглощений влияние какие-то особые требования к ИТ-ландшафту? 

Этот процесс имеет прямое отношение к ИТ-ландшафту банка. Если принимается решение, что приобретенный банк будет действовать в рамках банковской группы как самостоятельная единица, у банка возникает задача формирования консолидированной управленческой отчетности, и это вопрос создания или развития аналитического блока в ИТ-ландшафте. Если же решается вопрос об объединении операционной  деятельности двух банков, то здесь возникают серьезные задачи по объединению ИТ-систем и/или их интеграции.

Для нашей компании как для поставщика профессиональных услуг для финансовых организаций процессы слияний и поглощений выливаются в проекты по интеграции информационных систем банков, созданию портальных решений или построению систем отчетности в технологии хранилищ данных.

CNews: Некоторое время назад на банковском рынке наблюдался интерес к замене отечественных автоматизированных банковских систем решениями зарубежных вендоров. Оправдался ли он, на ваш взгляд?

Олег Баранов: Известны российские банки, которые решились поменять отечественные АБС на зарубежные, но, как стало ясно по прошествии времени, успешных проектов по такой замене совсем немного. В то же время очень многие зарубежные банки, пришедшие в Россию, смогли внедрить АБС, поддерживающие западные стандарты учета. Примеры успешных проектов в этой нише есть, более того – у нашей компании их несколько.

Секрет успеха здесь достаточно прост. Существуют два подхода. Первый заключается в попытке реализовать в иностранной АБС все особенности российского учета, отчетности и законодательства. Такие проекты, к сожалению, в большинстве случаев «захлебываются». Второй путь – минимизировать доработку иностранной АБС, решив вопросы локализации в стороннем программном обеспечении, обычно российского производства. Такой подход более успешен, и это признают многие.

Каждая банковская система имеет «ядро», которое что-то умеет делать, а чего-то не умеет. Чтобы реализовать российскую специфику в иностранной АБС полностью, нужно переделать ее ядро. Попытка «научить» ядро работать по-другому, как правило, равносильна переписыванию системы. При втором подходе мы используем иностранную АБС в том виде, как она была спроектирована. В этом случае доля необходимых изменений при ее внедрении будет относительно небольшой. При таком подходе практически любую иностранную АБС (с технической точки зрения) можно использовать в банке, работающем на территории России.

CNews: Какими ключевыми компетенциями, по вашему мнению, должны обладать ИТ-специалисты финансовых организаций и ИТ-партнеры банков с учетом текущей экономической ситуации?

Олег Баранов: Я не вижу, что в связи с кризисом какие-то технические компетенции стали более или менее востребованными. Очень важно, чтобы ИТ-специалист знал бизнес. По крайней мере, в нашей компании это достаточно принципиальное требование к сотрудникам. Хороших программистов на рынке много, но так получается, что если программист не знает бизнеса, он, как минимум, менее эффективен в своей работе, чем тот кто бизнес знает  Все проекты пронизаны бизнес-смыслом, и специалист, который не до конца понимает, что же именно он автоматизирует, принимает неверное решение. Мне кажется, так было всегда – и до кризиса, и во время кризиса. Так что отраслевая специализация, отраслевая экспертиза – это обязательное условие.

CNews: Какие продукты и услуги вашей компании сейчас наиболее востребованы?

Олег Баранов: Наша компания относительно хорошо пережила кризис. У нас не было сокращений и понижений зарплат. Объем заказов практически не снизился, хотя и существенного роста осенью-зимой тоже не наблюдалось. За прошедший 2008 год мы выросли на 84% по сравнению с предыдущим 2007 годом. С конца весны - начала лета наблюдается некоторый всплеск интереса к нашим услугам, мы начинаем немного расширяться. Такая ситуация обусловлена, на мой взгляд, востребованностью наших услуг и продуктов.

Есть четыре основных направления деятельности, о которых стоит упомянуть. Первое – решения для получения банковской отчетности в технологии хранилищ данных. У нас есть собственный продукт Neoflex Reporting – система для формирования всех видов банковской отчетности на базе универсального хранилища данных. Есть проекты по построению отчетности на платформе SAP BI.

Второе направление – это интеграция приложений и построение ИТ-ландшафтов организаций в сервисно-ориентированной архитектуре. Мы не только внедряем интеграционную шину и обеспечиваем переход банка на СОА, но и оказываем консалтинговые услуги в этой области, помогаем банку создать методологию развития СОА-ландшафта. При переходе в парадигму СОА вся идеология управления ИТ-ландшафтом должна поменяться. Должны измениться принципы управления проектами развития. В каждом таком проекте нужно понять, какие бизнес-сервисы будут использоваться, какими системами они будут предоставлены, как обеспечить унификацию этих бизнес-сервисов от проекта к проекту.

Третье направление – фронт-офисные решения на основе промышленных BPM платформ для автоматизации бизнес-процессов, связанных с продажами финансовых продуктов. В отличие от конкурирующих систем наши фронт-офисные решения включают промышленный BPM-движок, где бизнес-процессы конкретного заказчика описываются с помощью стандартного языка BPEL (Business Process Execution Language). Такой подход дает возможность эффективной модифицикации и развития создаваемых решений.

Помимо перечисленного у нас есть направление, связанное с локализацией иностранных АБС. Есть ряд проектов для иностранных банков по внедрению зарубежной АБС, где мы помогаем заказчикам спроектировать ИТ-ландшафт, определить, какая функциональность будет реализована в иностранной АБС, какая – в компонентах локализации и в российских АБС. Занимаясь локализацией, мы предоставляем банкам ряд собственных компонентов: это уже упомянутая система банковской отчетности Neoflex Reporting, российская главная книга Neoflex GL, модуль трансформации учета из иностранной АБС, модуль расчета резервов в соответствии с российскими стандартами, модуль противодействия мошенничеству в соответствии с требованиями ЦБ 115 ФЗ. По сути, мы предлагаем банку, решившему внедрять иностранную АБС, и услуги по проектированию ИТ-ландшафта, и набор компонент, который позволит уменьшить сроки и стоимость внедрения иностранной АБС.

CNews: Какие проекты, реализованные в 2008г., вы можете отметить в числе ключевых? Какие работы ведутся в настоящий момент?

Олег Баранов: Начну с проекта для Сбербанка. Это проект «Кредитная фабрика», где «Неофлекс» отвечал за разработку интеграционного решения, которое связывает информационные системы, задействованные в процессах кредитования физических лиц. Этот проект был начат в конце 2008 года и завершен совсем недавно. Сейчас решение функционирует в Центральном аппарате Сбербанка и его Северо-Западном банке и обеспечивает взаимосвязанную работу 12 информационных систем Сбербанка и его партнеров. До конца 2009 года мы распространим это решение еще на семь территориальных банков Сбербанка. Это масштабный проект, в 2010 году, как планируется,  созданное решение охватит всю структуру Сбербанка, все его 17 тербанков.

Мы сделали также интересный проект для банка HSBC. Заказчик принял решение внедрить в России АБС, которая используется подразделениями банка в других странах. «Неофлекс» был выбран в качестве основного интегратора. Мы отвечали за проектирование и реализацию ИТ-ландшафта, в котором иностранная АБС выступает в роли основной системы.  В эту систему вводится вся первичная информация о бизнес-операциях, а для выполнения требований российских регуляторов используется ряд систем отечественного производства. Прошлой осенью решение заработало в части функциональности, обеспечивающей работу корпоративного блока, а в июне 2009 года мы «запустили» в эксплуатацию розничный блок. 

Еще один значимый проект был реализован для крупного иностранного банка, название которого я не могу упоминать по условиям соглашения с заказчиком. В октябре прошлого года мы начали строить для этого банка хранилище данных для получения обязательной отчетности на базе продукта Neoflex Reporting. Фактически за 6 месяцев мы внедрили систему и запустили ее в промышленную эксплуатацию. Проекту предшествовал консалтинговый этап, когда мы помогали банку определиться с тем, какой ИТ-ландшафт ему необходим для решения аналитических задач. Сейчас с этим банком мы продолжаем работу по расширению проекта по обязательной отчетности, занимаемся управленческой отчетностью и трансформацией данных в систему, которая ведет учет по стандартам US GAAP.

Последний проект, который хочу упомянуть, реализуется в настоящее время в одном из крупнейших государственных банков. Мы создаем фронт-офисные решения для выдачи кредитов для десятков филиалов банка, разбросанных по всей стране. Кроме того мы внедряем единую интеграционную шину. Банк крупный – как по количеству клиентов, так и с точки зрения региональной структуры. Сложность проекта состоит еще и в том, что банк имеет децентрализованную АБС российского производства. Так что реализация данного проекта для нас является интересной и нетривиальной задачей. Рад буду через несколько месяцев рассказать о его результатах.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS