Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Дмитрий Голендеров

Дмитрий Голендеров:

В 2011 году ИТ-бюджеты банков должны будут вернуться к докризисным показателям

На вопросы CNews ответили заместитель генерального директора Helios IT Solutions (ГК «Армада») по работе с финансовыми учреждениями Дмитрий Голендеров и заместитель генерального директора «Армада Софт» Александр Мираков.

CNews: Как развивался в 2009-2010 гг. российский рынок информатизации банков, по вашим наблюдениям? Какие тенденции доминировали?

Дмитрий Голендеров: Ни для кого не секрет, что практически для всех банков и страховых компаний предыдущий 2009 год ознаменовался значительным сокращением ИТ-бюджетов. Однако по сравнению со многими другими отраслями экономики снижение спроса в банках было не таким сильным.

Основным приоритетом информатизации банков в 2009 году стали ИТ-услуги: поддержка и оптимизация существующей инфраструктуры, обеспечение непрерывности бизнеса, укрепление информационной безопасности. Банки стали более критично смотреть на вопрос окупаемости и экономической целесообразности проектов. Замораживался ряд долгосрочных инвестиционных проектов, что особенно ярко было выражено у розничных банков. В основном, «замороженные» проекты были связаны с обновлением компьютерного парка, внедрением ERP, созданием систем хранения данных. Тем не менее, некоторые из наших заказчиков даже наращивали свои ИТ-бюджеты, тем самым стремясь повысить свою конкурентоспособность в непростой экономической ситуации.

Поставщики ИТ-решений в этот период столкнулись со снижением количества проектов в области системной интеграции и ИТ-консалтинга. Однако проекты, связанные с информационной безопасностью, виртуализацией, внедрением систем управления инфраструктурой, ИТ-аутсорсингом продолжали успешно реализовываться, несмотря на усилившуюся конкуренцию.

CNews: Какие ИТ-продукты и услуги пользовались в 2009-2010 гг. наибольшим спросом у игроков банковского сегмента – в России и в мире? Чем, по вашему мнению, было обусловлено повышение интереса именно к этим решениям?

Дмитрий Голендеров: Наиболее ярким трендом рынка в 2009 г. стало появление требований 152-ФЗ «О персональных данных» и сопутствующий этому событию рост услуг в области информационной безопасности - начиная от аудита информационных систем на соответствие требованиям федерального законодательства, регламентирующего защиту персональных данных, и заканчивая внедрением систем предотвращения утечек данных (DLP).

Также следует отметить повышение интереса к решениям в области ITSM. В условиях, когда значительная часть сократившихся ИТ-бюджетов направляется на поддержание текущей деятельности, построение работы ИТ-подразделений позволяет сделать процессы внутри компании более эффективными, а инструменты управлениями процессами – более надежными. Организация, автоматизирующая ИТ-процессы, имеет больше шансов увеличить эффективность в сложной экономической ситуации.

Еще один из ярких примеров востребованных решений в 2009 году - это проекты по виртуализации. В мире виртуализация уже не первый год входит в Топ10 главных стратегических технологий. Она не только сокращает затраты на совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой, но и делает ее более гибкой и управляемой, при этом процесс развертывания новых ИТ-сервисов заметно упрощается. Все эти преимущества повышают популярность виртуализации даже в условиях массового сокращения ИТ-бюджетов.

CNews: Как изменились за последнее время потребности заказчиков банковского сектора в области создания и развития корпоративных порталов, из вашего опыта?

Александр Мираков: У этого вопроса есть два аспекта: внутренние порталы, которые нужны для совместной работы сотрудников, и внешние, необходимые для взаимодействия с клиентами, а также для предоставления удаленных банковских услуг.

Для крупного банка с распределенной структурой корпоративное портальное решение способно сэкономить рабочее время сотрудников и уменьшить счета за коммуникационные услуги, продемонстрировав на практике отдачу от инвестиций в ИТ-проекты. Внутренние корпоративные порталы в банках развиваются, становятся единой платформой для совместной работы. На порталах увеличивается количество сервисов, они становятся все более персонифицированными. По сути, на базе портальных технологий в банках создаются высококастомизированные рабочие места сотрудников, которые посредством «одного окна» получают доступ ко всем корпоративным сервисам: справочникам сотрудников, визуализации текущей отчетности, контролю исполнения поручений, средствам коллективной работы.

В то же время, одним из ключевых трендов становится рост спроса на портальные решения для удаленного банковского обслуживания физических и юридических лиц. Наши банки движутся вслед за Европой, где около 60% банковских клиентов активно используют полный спектр услуг интернет-банкинга. Дальнейшим развитием этого направления является предоставление мобильных беспроводных банковских приложений. Российские клиенты банков уже убедились в надежности, простоте и удобстве использования интернет-банкинга и разнообразных онлайн-сервисов. Вслед за крупными банками портальные решения для обслуживания клиентов внедряются средними и малыми банками - как в Москве, так и в регионах России.

CNews: Какую долю в общем объеме ИТ-проектов вашей компании занимают сегодня проекты для банковского сектора? Как эта доля изменилась за последний год, за счет каких факторов?

Дмитрий Голендеров: На протяжении последних пяти лет Helios IT-Solutions является ключевым поставщиком ИТ-услуг для банковского сектора в ГК «Армада». Доля ИТ-проектов для финансовых учреждений в общем объеме бизнеса Helios IT-Solutions обычно составляла 25-30%, но в 2009 году она изменилась. Несмотря на кризис, ИТ-бюджеты некоторых заказчиков не только не сократились, но и увеличились. Поэтому в прошлом году доля ИТ-проектов для банковского сектора в бизнесе Helios IT-Solutions выросла до 40%.

CNews: Какие проекты, реализованные «Армадой» в банках в 2009 -2010 гг., вы можете отметить в числе ключевых?

Дмитрий Голендеров: Прежде всего, хотелось бы выделить проект по внедрению систем управления ИТ-активами на базе HP Asset Manager и автоматизации процесса инвентаризации ИТ-оборудования для центрального офиса Банка «Интеза». Фактически, это было второе по счету внедрение продукта HP Asset Manager в России. Создание системы управления ИТ-активами позволило банку получить полную и достоверную информацию о конфигурации оборудования и составе ПО, а также возможность постоянно поддерживать эту информацию в актуальном состоянии. Внедрение системы позволило ИТ-подразделениям банка оптимизировать планирование затрат на лицензии, ПО, сервисное обслуживание техники, а также получить на выходе прозрачность расходования средств на ИТ в целом.

Александр Мираков: Значимым проектом 2009 года стало создание для Банка России интеграционного портала, предоставляющего региональным сотрудникам банка безопасный доступ к внутренним системам банка. Интеграционный портал является инфраструктурным решением, внедрение которого позволит быстро внедрять новые системы, эффективно подключать и обслуживать пользователей.

Еще одним интересным проектом, выполненным «Армадой» в 2009 году, стало создание единого интернет-представительства Сбербанка России. В рамках проекта был выполнен анализ 18 сайтов Территориальных банков, выработан общий шаблон представления информации, переработаны и опубликованы материалы в виде единого ресурса с использованием технологии «кольца сайтов». В настоящий момент интернет-представительство Сбербанка отображает информацию в зависимости от выбранного региона. Кроме того, нами был учтен новый корпоративный стиль банка, а также был разработан ряд интерактивных сервисов, благодаря которым интернет-представительство Сбербанка стало гораздо доступнее и интереснее для пользователя.

Для Сбербанка России нами также были созданы новые сервисы и разделы внутреннего корпортативного портала, обеспечивающие совместную работу сотрудников. Были созданы персональные разделы подразделений. В зависимости от решаемых задач на каждом таком разделе размещается необходимая информация и подключается соответствующий функционал. Этот проект по внедрению внутреннего корпоративного портала был для нас очень интересен, особенно с учетом масштабов организации-заказчика и серьезного стремления Сбербанка обладать лучшими современными решениями.

Дмитрий Голендеров: В числе ключевых проектов прошлого года я бы отметил также проект оснащения рабочих мест центрального аппарата Сбербанка России персональными компьютерами Helios. В ходе проекта было произведено и поставлено около 7 тыс. ПК. При этом была произведена существенная адаптация аппаратной части: в частности, для удовлетворения необходимых требований Сбербанка по информационной безопасности была произведена доработка BIOS материнских плат. Помимо центрального аппарата, были оснащены компьютерами Helios около 4 тыс. рабочих мест в Территориальных банках Сбербанка России: Дальневосточном, Западно-Уральском, Северном, Северо-Восточном, Уральском, Банке Татарстана.

CNews: Как скоро, по вашему мнению, можно будет говорить о возврате российских банков к докризисным темпам информатизации и к росту ИТ-бюджетов?

Дмитрий Голендеров: На мой взгляд, в тех секторах рынка, где зависимость бизнеса от ИТ была менее значительна, период возврата к докризисным темпам информатизации и восстановления бюджетов будет более длительным, чем на финансовом рынке. Банки хоть и сокращали свои ИТ-бюджеты, но не настолько радикально, так как банковский бизнес и ИТ неразделимы. Без ИТ-инструментов невозможно решить вопросы, связанные с непрерывностью бизнеса, информационной безопасностью, поддержкой ИТ-инфраструктуры.

Как я уже отметил выше, многим банкам удалось избежать сокращения ИТ-бюджетов в кризис, а в 2010 году продемонстрировать их рост. В связи с этим, по нашим прогнозам, уже в 2011 году ИТ-бюджеты банков должны будут вернуться к докризисным показателям.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS