Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Алексей Широких

Алексей Широких:

Вторая половина 2010 г. стала периодом «разморозки» банковских ИТ-бюджетов

На вопросы CNews ответил вице-президент «Газпромбанка» Алексей Широких.

CNews: Как развивался в 2009-2010 гг. российский рынок информатизации банков, по вашим наблюдениям? Что изменилось в этом сегменте за последнее время?

Алексей Широких: Бурный рост российского рынка информатизации банков, имевший место до 2009 г., был остановлен  глобальным финансовым кризисом и затем его последствиям. Это сказалось, как на ходе банковских ИТ-проектов, так и на объемах ИТ-бюджетов банков. Кризис также существенно повлиял на позиции системных интеграторов и вендоров - в связи с сокращением количества сложных и дорогостоящих проектов в банках, и объемов поставок аппаратного и программного обеспечения. Ряд комплексных  и долгосрочных ИТ-проектов, таких как внедрение новых АБС, CRM, ERP, были совсем остановлены, либо темпы их реализации были существенно снижены. В частности, работы по внедрению западных АБС как перспективных платформ развития также были заморожены - в связи с отсутствием бюджетов на 2009-2010 гг., а также с существенной сложностью локализации данных систем на российском рынке.

Хочу отметить, что во второй половине 2010 г. ситуация начала меняться в связи с ослаблением влияния глобального финансового кризиса, улучшением понимания того, как работать в «новой» системе координат и «разморозкой» банковских бюджетов. В ряде банков ИТ-бюджеты из так называемых «lights-on» (поддержка и сопровождение) начали перераспределяться в бюджетные составляющие, направленные на развитие бизнеса и соответствующих ИТ-решений.

В связи с необходимостью повышения оперативной эффективности и прозрачности бизнеса наибольшим интересом у банков в ближайшее время будут пользоваться CRM-системы, BI- решения, «в моде» будут создание единого операционного фронтального решения для обслуживания клиентов банка, продвинутое дистанционное банковское обслуживание. Все эти инициативы позволят банкам стать более гибкими и ориентированными на улучшение клиентских сервисов, позволят предоставлять клиентам современные банковские услуги.

CNews: Кризис, по мнению аналитиков, спровоцировал снижение спроса на инфраструктурные проекты как на наиболее дорогие. Как развивалась ИТ-инфраструктура вашего банка в течение последних полутора лет? На чем было решено сэкономить?

Алексей Широких: Руководство «Газпромбанка» четко сформулировало перед ИТ-блоком стратегическую задачу: это поддержка непрерывности и доступности банковских услуг для наших клиентов. В связи с этим были сделаны достаточно серьезные инвестиции, связанные с запуском в промышленную эксплуатацию корпоративного ЦОДа, заменой расчетной системы банка на более современную высокопроизводительную платформу на базе решения ЦФТ. Была произведены работы по созданию высокопроизводительных кластеров для основных банковских информационных систем на базе таких аппаратных платформ, как  SUN, EMC, IBM, HP.

Данные шаги позволили существенно снизить операционные риски, связанные с возможными сбоями в системах. Такие сбои могли бы привести к различным непредвиденным ситуациям. Дополнительно в рамках стратегии централизации были проведены работы по резервированию и расширению телекоммуникационных каналов, посредством которых происходит доступ к централизованным системам банка, таким как решение FA# Diasoft5NT для обслуживания физических клиентов банка в головном офисе и филиальной сети банка, централизованной системе кредитования физических лиц. Стоит отметить, что сегодня региональная сеть банка состоит из 43 филиалов, расположенных на всей территории России. Это сопряжено с повышенной нагрузкой на подразделения, занимающиеся сопровождением и эксплуатацией централизованных ИТ-решений. Доступ сотрудников операционных офисов и филиалов к централизованным системам осуществляется посредством высокодоступного и защищенного терминального решения на базе ПО Citrix. Чтобы сэкономить на сопровождении и эксплуатации, банк использовал и будет использовать различные возможности, хорошо зарекомендовавшие себя во время кризиса: перераспределение платежей, получение объемных скидок от поставщиков в связи с централизацией закупок, корпоративных соглашений и более аккуратного планирования. Отмечу, что блок информационных технологий банка получил полную поддержку руководства банка в процессе создания надежной, гибкой и отказоустойчивой  ИТ-инфраструктуры банка.

CNews: Как изменились за последнее время требования банков к функциональности АБС? Какие возможности АБС имеют большую значимость для «Газпромбанка»?

Алексей Широких: Я убежден, что время монолитных и сложных АБС прошло. Перспективные АБС должны поддерживать полный цикл сквозной непрерывной обработки (STP, Straight Through Processing), они должны быть гибкими с точки зрения настройки, позволять реализовать лучшие мировые и российские банковские практики (например, политику «Знай своего клиента» - KYC), поддерживать современные возможности по интеграции, - одним словом, должны быть построены на правильной архитектуре.

Для нашего банка важны фундаментальные принципы, лежащие в основе ИТ-стратегии развития банка, такие как централизация информационных систем,  компонентно-интегрируемая ИТ-архитектура банка, использование современных технологий и решений. Такой подход позволяет создавать решения посредством выбора лучших технологий и практик, наиболее подходящих для решений задач банка. Другим важным требованием банка к АБС является гибкость и простота настройки системы, что транслируется в качество и скорость вывода на рынок новых банковских услуг, повышение качества обслуживания и лояльности клиентов.

CNews: Какие ИТ-решения были внедрены в «Газпромбанке» в 2009-2010 гг.? Какими внутренними и общерыночными потребностями это было вызвано?

Алексей Широких: За последние годы «Газпромбанк» продвинулся достаточно далеко в процессе внедрения промышленных ИТ-систем. Была заменена расчетная система банка на продуктовую платформу ЦФТ, на базе решения Диасофт FA#5NT Retail была полностью автоматизирована и централизована розничная сеть банка. Банк внедрил решение по противодействию легализации доходов на базе SAS Anti-Money Laundering (SAS AML).

Сейчас в банке завершается пилотный проект по автоматизации торговых операций на рынках капитала для дочерней компании банка - GPB Financial Services. Проект осуществляется на базе решения Calypso, которое позволит поднять работу банка на рынке капитала на новый уровень. Завершено централизованное внедрение CRM-системы для корпоративных клиентов. В рамках повышения уровня надежности и качества предоставления ИТ-услуг было создано решение для ИТ-мониторинга и оповещения по сбоям в реальном времени на основе open source software (OSS).

Предпосылками внедрения всех этих технологий стала необходимость повышения конкурентоспособности банка, а также соответствие требованиям регуляторов российского банковского рынка. Важно отметить, что замена морально устаревших технологий и информационных систем в банке тоже явилась локомотивом программы комплексной модернизации, цель которой - создание современной надежной, гибкой и отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры банка.

CNews: Каковы ваши ближайшие планы, связанные с информатизацией?

Алексей Широких: Инициирован ряд проектов, направленных на повышение технологического уровня банка и развития его ИТ-инфраструктуры. Сейчас ведется внедрение систем автоматизации РКО, Главной книги банка, завершается проект по внедрению интернет-банкинга для физических клиентов. Был существенно обновлен интернет-сайт банка, планируется перевод корпоративного интернет-портала банка на решения Microsoft SharePoint. Основная цель этого проекта - повышение эффективности работы сотрудников банка посредством использования персонализированных веб-технологий для совместной работы. К концу 2010 г. планируется перевод в промышленную эксплуатацию системы мгновенных сообщений на базе продукта IBM Sametime. В банке также ведется внедрение СЭД на базе EMC Documentum, что существенно повысит эффективность работы сотрудников банка, снизить временные и финансовые издержки, связанные с бумажным документооборотом, усилит прозрачность и контроль исполнения поручений руководства.

В 2010 г. в банке началась реализация процессного управления ИТ-услугами. К настоящему времени на базе продукта BMC Remedy автоматизирован процесс управления инцидентами; следующим этапом проекта станет создание полномасштабной базы управления конфигурациями – CMDB - с поэтапной автоматизацией процессов по управлению ИТ на базе практики ITIL. Важным этапом в развитии банка станет модернизация корпоративной телефонии, реализованной на данный момент на базе продуктов Ericsson и на перспективную единую корпоративную платформу телефонии и контакт-центра Avaya. Еще одним значимым проектом станет создание единой системы мониторинга ИТ-инфраструктуры на базе IBM Tivoli. Это позволит банку проактивно управлять существующими и перспективными информационными технологиями.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS